Вопрос 2. Порядок формирования палат Федерального Собрания. Статус члена Совета Федерации и депутата Государственной Думы
В соответствии с ч. 2 статьи 95 Конституции РФ в Совет Федерации входят по два представителя от каждого субъекта Российской Федерации: по одному от законодательного (представительного) и исполнительного органов государственной власти субъекта Российской Федерации. Общее число его членов составляет 166 человек.
Следует заметить, что только представители указанных органов могут входить в Совет Федерации. В соответствии с Федеральным законом "О порядке формирования Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации" членом Совета Федерации может быть избран (назначен) гражданин Российской Федерации не моложе 30 лет, обладающий в соответствии с Конституцией РФ правом избирать и быть избранным в органы государственной власти.
Кандидатура для избрания представителя в Совете Федерации от однопалатного или двухпалатного законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации вносится на рассмотрение этого органа его председателем или председателями палат. Альтернативную кандидатуру может вынести также группа депутатов численностью не менее 1/3 от общего числа депутатов законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта РФ.
Если в субъекте Федерации однопалатный законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации, тогда представитель от этого органа избирается этим же органом на срок его полномочий.
Кроме того, при формировании законодательного (представительного) органа субъекта Российской Федерации путем ротации представитель законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта РФ избирается на срок полномочий однократно избранных депутатов этого органа. Данный способ избрания является правильным, так как имеет своей целью предотвращение бюрократизации этого органа государственной власти субъекта Федерации.
Что касается представителя от исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, то он назначается высшим должностным лицом субъекта Федерации (например, президентом республики, губернатором, главой администрации) на срок его полномочий.
Депутаты Государственной Думы избираются сроком на 5 лет посредством выборов на основе принципов всеобщего, равного, прямого избирательного права при тайном голосовании. Такой срок установления депутатских полномочий не случаен, он соответствует мировой практике. Депутаты нижней палаты и однопалатного парламента избираются обычно на 4 - 5 лет.
18 мая 2005 г. был принят Федеральный закон N 51-ФЗ "О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации", который вступил в силу 7 декабря 2006 г.
Основной новацией данного нормативно-правового акта является переход от смешанной системы выборов в Государственную Думу к полностью пропорциональной избирательной системе, т.е. по партийным спискам в едином общефедеральном избирательном округе. Избирательный барьер равен 5%. Вместе с тем следует иметь ввиду, что в послании Президента РФ Федеральному Собранию в декабре 2011 года прозвучало твердое намерение изменить порядок избрания депутатов Государственной Думы, вновь совместив пропорциональную и мажоритарную системы.
Подобные изменения избирательной системы допускает Конституция РФ, так как в ее тексте отсутствует глава об избирательной системе.
Смысл парламентской неприкосновенности состоит в основном в обеспечении свободы политической деятельности парламентария. Исходя из вышесказанного, парламентская неприкосновенность может рассматриваться в двух различных аспектах: а) неприкосновенность как особый порядок ответственности за правонарушения, не связанные с депутатской деятельностью (личная неприкосновенность); б) неприкосновенность члена Совета Федерации и депутата Государственной Думы как недопустимость их ответственности за свою политическую деятельность при реализации депутатских полномочий в Федеральном Собрании, территориальном избирательном округе и др. (политическая неприкосновенность).
Согласно статье 95 Конституции РФ в соотнесении со ст. 22 - 25 Конституции РФ личная неприкосновенность парламентария не ограничивается только его неприкосновенностью как субъекта, но и распространяется на занимаемые им жилые и служебные помещения, используемые им личные и служебные транспортные средства, средства связи, принадлежащие ему документы и багаж, переписку. Это означает, что не могут быть произведены такие процессуальные меры, как обыск помещения, выемка (изъятие) определенных предметов, досмотр вещей, принадлежащих депутату.
Полный объем неприкосновенности членов Совета Федерации в целом традиционен для большинства парламентариев других стран мира и базируется на трех важнейших составляющих, определяемых Федеральным законом от 8 мая 1994 г. N 3-ФЗ "О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации" как невозможность в отношении парламентария без согласия соответствующей палаты Федерального Собрания: а) привлекать его к уголовной или административной ответственности, налагаемой в судебном порядке; б) задержать, арестовать, подвергнуть обыску (кроме случаев задержания на месте преступления) или допросу; в) подвергать личному досмотру, за исключением случаев, когда это предусмотрено федеральным законом для обеспечения безопасности других людей.
Задержанный по любому из оснований парламентарий должен быть освобожден немедленно, как только предъявит доказательства своего членства в Федеральном Собрании. Исключением являются случаи, когда член Совета Федерации или депутат Государственной Думы задержан на месте преступления. В то же время личному досмотру парламентарии могут быть подвергнуты и без факта совершения преступных действий и уличения их в этот момент. Однако, как следует из дальнейшего содержания статьи 19 Федерального закона "О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации", такой досмотр может быть произведен только лишь в тех случаях, когда это предусмотрено федеральным законом для обеспечения безопасности других людей.
Федеральный закон "О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации" определение конкретных случаев, когда досмотр необходим, оставил на усмотрение органов исполнительной власти. Следует, однако, признать, что, каким бы ни было подзаконное регулирование этого вопроса, досматривающее лицо не вправе выходить за рамки целей досмотра: читать находящиеся при парламентарии бумаги, изымать ценности и т.д.
Определение же конкретных случаев допустимости досмотра парламентариев, не связанного с уголовным судопроизводством и производством по делам об административных правонарушениях, можно найти в подзаконных актах.
Дата добавления: 2016-03-15; просмотров: 1034;