ДИАГНОСТИКА ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ ГОТОВНОСТИ 5 страница
- Анализ расположения рисунков на листе (основное внимание уделяется "автопортрету"). Размещение внизу страницы, очень маленький размер фигурки свидетельствуют о депрессивности ребенка, наличии у него чувства неполноценности. Наиболее неблагоприятным является расположение фигурки в нижних углах листа (особенно левом) в профиль.
- Анализ поправок, перечеркиваний, перерисовывания (без существенного улучшения качества рисунка). Их наличие говорит о конфликтном, тревожном отношении ребенка к рисуемому персонажу.
- Анализ процесса рисования, технических особенностей рисунка с общих позиций интерпретации фигуры человека, а при индивидуальном обследовании - характера спонтанных высказываний, порядка изображения отдельных деталей и времени, затрачиваемого на тот или иной рисунок - все это позволяет получить ценные дополнительные данные об общем развитии испытуемого, стиле его деятельности, наличии у него возможных отклонений, в частности показателей органического поражения ЦНС. Особо рассматриваются случаи и мотивировки отказа от выполнения того или иного рисунка или задания в целом.
Однако следует помнить, что результаты данной методики, как впрочем и любой другой, не дают оснований сами по себе для окончательных выводов и должны быть поэтому дополнены данными беседы с ребенком, а также результатами других методик.
МЕТОДИКА ДЛЯ ИЗУЧЕНИЯ САМООЦЕНКИ
"ЛЕСЕНКА"38
(Т.Е. Дембо - С.Я. Рубинштейн)
Цель: изучение высоты самооценки.
Материал: бланк с "лестницами" слов, характеризующих уровни здоровья, умственного развития, характера и счастья.
Инструкция: "На бланке нарисованы лестницы, обозначающие здоровье, ум, характер и счастье. Если условно на этих лестницах расположить всех людей, то на верхней ступеньке первой лестницы расположатся "самые здоровые", на нижней - "самые больные". По такому же принципу расположатся люди и на остальных лестницах. Укажи свое место на ступеньках всех лестниц".
1. Самые здоровые | 1. Самые умные |
2. Очень здоровые | 2. Очень умные |
3. Здоровые | 3. Умные |
4. Более или менее здоровые | 4. Более или менее умные |
5. Среднего здоровья | 5. Среднего ума |
6. Более или менее больные | 6. Более или менее неумные |
7. Больные | 7. Неумные |
8. Очень больные | 8. Глупые |
9. Самые больные | 9. Самые глупые |
1. С прекрасным характером | 1. Чрезмерно счастливы |
2. С хорошим характером | 2. Очень счастливы |
3. С более или менее хорошим характером | 3. Счастливы |
4. С неплохим характером | 4. Более или менее счастливы |
5. С обычным характером | 5. Не очень счастливы |
6. С неважным характером | 6. Мало счастливы |
7. С плохим характером | 7. Несчастливы |
8. С очень плохим характером | 8. Очень несчастливы |
9. С тяжелым характером | 9. Самые несчастные |
Ход работы: после того, как ребенок выполнит задание по инструкции, экспериментатор предлагает ему ответить на следующие вопросы:
- Каких людей ты считаешь здоровыми? умными? с хорошим характером? счастливыми?
- Каких людей ты считаешь больными? глупыми? с плохим характером? несчастливыми?
- Как ты понимаешь здоровье? ум? характер? счастье?
- Почему ты выбрал эту ступень лестницы "здоровье"? лестницы "ум"? лестницы "характер"? лестницы "счастье"?
- Чего тебе не хватает, чтобы быть здоровым? умным? с хорошим характером? счастливым?
Анализ данных: дети с адекватной самооценкой, как правило, указывают свое место на 4 -5-й ступеньках лестниц, т.е. чуть выше среднего или близко к середине.
Они воспринимают себя со средним здоровьем, умом, характером, счастьем и не склонны к крайностям в оценках.
Очень различающиеся оценки по всем четырем лестницам могут свидетельствовать о неустойчивой самооценке ребенка.
Авторы пособия, несколько модифицируя вариант методики "Лесенка", разработанный В.Г. Щур39, предлагают следующую форму проведения данной методики и обработки ее результатов.
Инструкция и ход работы остаются теми же, только на бланке ребенку предъявляются не "лестницы" слов, а действительно нарисованные четыре лестницы, подписанные последовательно "здоровье", "ум", "характер", "счастье" (впрочем, в зависимости от конкретных целей исследования психолог может выбрать другие параметры личности для их оценки ребенком). Можно устно обозначить значение каждой ступени. Каждая лестница включает в себя 10 ступеней.
Обработка данных: каждой ступени приписывается по 0,1 балла. Нижняя ступень оценивается 0,1 балла, верхняя - 1 баллом. Таким образом определяется коэффициент самооценки по отдельным параметрам личности. Можно вычислить также среднее значение по четырем параметрам. Полученные количественные данные сопоставляются со следующими критериями.
Критерии оценки полученных результатов:
- 1) 0,1 - 0,3 балла - заниженная самооценка;
- 2) 0,4 - 0,7 балла - нормальная, средняя самооценка;
- 3) 0,8 - 1,0 балл - завышенная самооценка.
Приложение 5
ДИАГНОСТИКА СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ
ГОТОВНОСТИ
МЕТОДИКА ИЗУЧЕНИЯ ТИПА ОБЩЕНИЯ РЕБЕНКА
СО ВЗРОСЛЫМ40
(М.И. Лисина, X. Шерьязданова)
Цель: изучение типа общения ребенка 6 - 7 лет со взрослым.
Материал: детские книги познавательного содержания, игрушки.
Ход работы: исследование проводится с ребенком индивидуально. Психолог предлагает ребенку выбрать вид занятий: поиграть в игрушки, почитать книжки или поговорить со взрослым. Для исключения случайных результатов эксперимент проводится 3 раза. Продолжительность игры, беседы, чтения ограничивается 20 мин.
Инструкция: "Что бы ты хотел сейчас сделать (выбери): поиграть с игрушками, почитать книжки или поговорить со взрослым?"
Обработка данных: во время эксперимента психолог фиксирует особенности поведения ребенка, его высказывания, продолжительность контактов; выявляет, какой тип общения у него сформирован. Совместная игра с игрушками - это практическое общение (1 ситуация), чтение книг познавательного содержания - познавательное общение (2 ситуация), беседа на личностные темы со взрослым - личностное общение (3 ситуация). Если ребенок выбирает последовательно 1 ситуацию, потом 2 и 3, то психолог ориентируется на продолжительность времени включенности ребенка в каждую ситуацию, особенности его поведения, характер высказываний в конкретной ситуации.
Анализ результатов. Анализируются особенности поведения, характер высказываний детей, продолжительность контактов в конкретной ситуации. Делается вывод о доминирующем у ребенка типе общения.
МЕТОДИКА ИЗУЧЕНИЯ КОММУНИКАТИВНЫХ УМЕНИЙ41
(Г.А. Урунтаева, Ю.А. Афонькина)
Цель: изучение коммуникативных умений у детей 6 - 7 лет.
Материал: силуэтные изображения рукавичек, 2 набора по 6 цветных карандашей.
Ход работы: эксперимент состоит из двух серий. Проводится одновременно с двумя детьми. Во всех сериях дети работают самостоятельно.
Серия 1. Двум детям одного возраста психолог дает по одному изображению рукавички и просит украсить их таким образом, чтобы они составили пару (были одинаковыми). Поясняет детям, что сначала надо договориться, какой узор рисовать, а затем приступать к рисованию. Психолог выдает детям одинаковые наборы карандашей.
Инструкция: "Возьмите по одному изображению рукавички и раскрасьте их так, чтобы они составили пару, были одинаковые. Сначала договоритесь, какой узор будете рисовать, а затем приступайте к рисованию".
Серия 2. Аналогична первой, но детям дают один набор карандашей, предупреждая, что карандашами нужно делиться.
Инструкция: "Возьмите по одному изображению рукавички и раскрасьте их так, чтобы они составили пару, были одинаковые. Сначала договоритесь, какой узор будете рисовать, а затем приступайте к рисованию. Не забывайте делиться карандашами".
Обработка данных: психолог анализирует особенности взаимодействия детей в каждой серии по следующим признакам: 1) умеют ли дети договариваться, приходить к общему решению, как они это делают, какие средства используют: уговаривают, убеждают, заставляют и т.д.; 2) как осуществляют контроль по ходу выполнения деятельности: замечают ли друг у друга отступления от первоначального замысла, как на них реагируют; 3) как относятся к результату деятельности
- своему и партнера; 4) осуществляют ли помощь по ходу рисования, в чем она выражается; 5) умеют ли рационально использовать средства деятельности (делиться карандашами во второй серии).
Анализ результатов. Анализируются умения детей договориться, приходить к общему решению, осуществлять взаимный контроль по ходу выполнения деятельности, взаимопомощь во время рисования и др. На этой основе психолог делает выводы о сформированности коммуникативных умений у детей.
Приложение 6
ПРОГРАММА РАЗВИВАЮЩИХ ЗАНЯТИЙ
ДЛЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО
ВОЗРАСТА42
В настоящее время специалисты по работе с детьми и родители все чаще сталкиваются с трудностями адаптации детей к меняющимся социальным условиям. В процессе становления личности ребенок постоянно встречается с ситуациями, иногда приобретающими крайне выраженный кризисный характер. Дети не всегда успешно преодолевают эти стрессовые ситуации, поэтому актуальным является вопрос о том, как помочь им устоять перед неблагоприятными воздействиями социальной среды, научить преодолевать травмирующую ситуацию, справляться с негативными эмоциональными переживаниями и тем самым сохранить свое психическое здоровье.
Решить проблему облегчения для детей доступа к внутренним творческим ресурсам можно, опираясь на идею Л.С. Выготского о зоне ближайшего развития. Как известно, при определенной внешней помощи любой ребенок делает значительно больше, чем может сделать самостоятельно. Ориентация психологической помощи на уровень развития дошкольника "выше" текущего, а не на уже имеющиеся возможности, дает ребенку шанс обратиться к собственным, еще не использовавшимся внутренним ресурсам. То, что дошкольник может сделать с чьей-то помощью сегодня, завтра он сможет сделать самостоятельно.
Поощрение творческих проявлений особенно важно в дошкольном возрасте. Именно у дошкольника вся жизнь пронизана фантазией и творчеством. Не получив должного развития в этом возрасте, творческий потенциал далеко не всегда проявится в будущем.
Процесс творческого развития дошкольника неизбежно сопровождается определенными эмоциями и чувствами. Не научив ребенка понимать и принимать свои чувства, мы не научим его проявлять свою индивидуальность,
быть творческой личностью. Ребенок все дальше будет уходить от самого себя, от своих проблем и противоречий, которые открываются ему в его чувствах.
Возможность использования опыта трудных, критических ситуаций, по мнению Ф.Е. Василюка, создает возможности для личностного роста человека. М. Кляйн утверждала, что определенная доля фрустрации, за которой следует удовлетворение потребности, дает ребенку почувствовать, что он может справиться с тревожным состоянием. А полное отсутствие конфликта лишает ребенка возможности обогащения своей личности, возможности усиления Эго и способности к творческой деятельности.
Итак, наличие в жизни ребенка трудных ситуаций, вызывающих определенное эмоциональное напряжение, является одним их важнейших условий становления творческой личности. Большую роль здесь играет создание на занятиях положительного фона настроения, который повышает эффективность решения ребенком тех или иных проблем и трудных ситуаций. В этом плане особое значение приобретает личность взрослого, взаимодействующего с ребенком. Как отмечал Э. Фромм, у педагогов и родителей должна присутствовать ориентация на жизнь. Иными словами, взрослые должны иметь такие личностные качества, как жизнелюбие, оптимизм, жизнерадостность, способность быть счастливыми и чувство юмора, которые напрямую связаны с проблемами психического здоровья [13].
Творчество - одна из содержательных форм психической активности детей, которую можно рассматривать как универсальное средство развития индивидуальности, обеспечивающее устойчивую адаптацию к новым условиям жизни; как необходимый резерв сил для преодоления стрессовых ситуаций и активного творческого отношения к действительности. Именно творческая деятельность, по мнению Л.С. Выготского, делает человека существом, обращенным к будущему, созидающим его и видоизменяющим свое настоящее [2].
Основу занятий составляют творческие сюжетные игры (ТСИ). В своей совокупности они представляют собой блок занятий, направленных на эмоциональное развитие детей и блок развития творческого воображения
[8]. Занятия построены в доступной и интересной для детей форме с применением метода сказкотерапии. При этом учитывается, что основными функциями сказки являются следующие:
- развитие фантазии, творческого воображения и мышления;
- ведение ребенка в социально-культурный слой через систему образов и отношений;
- организация мышления ребенка;
- освоение техники чувствования, переживания основных эмоций;
- проигрывание затруднений во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками.
Метод сказкотерапии оказывает благоприятное воздействие на развитие креативности дошкольников, т.е. активизирует внутренние творческие ресурсы детей. Создавая собственную сказку, ребенок утверждает свою способность к творческому мышлению: учится преодолевать трудности, возникающие на пути решения задач, и находить разные варианты выхода из сложных ситуаций.
Вместе с тем метафорическая форма сказки делает ее доступной для восприятия ребенком и привлекательной для психологической работы. Непринужденная обстановка, создаваемая на занятиях с помощью метода сказкотерапии, предоставляет возможности как для диагностики различных сторон субъективного мира ребенка, так и для их коррекции. Ребенок проецирует на сказочных героев реальные взаимоотношения, существующие в его жизни, и чувства, которые он испытывает в связи с этим. Таким образом, в сказках могут "проигрываться" внутренние конфликты и варианты взаимоотношений ребенка с окружающим миром.
Развивающие занятия строятся на основе игровых ситуаций. Сюжеты историй и сказок объединяют игровые персонажи - сказочные герои, придуманные детьми. Они "преодолевают" возникающие проблемы и "усваивают" приемы саморегуляции и развития творческих способностей вместе со своими героями, путешествуя по "волшебной стране". Сюжеты сказок придумывают сами дети в ходе занятий. Сказки сочиняются, обыгрываются и обсуждаются детьми совместно с ведущим.
Каждая тема сказки прорабатывается на 1 - 3 занятиях с использованием разных методов. Предложенные в программе задания, упражнения и игры можно включать в сюжет каждого занятия. Способ подачи материала может меняться в зависимости от особенностей конкретной группы детей и от темы занятия.
Структура ТСИ предполагает использование на каждом развивающем занятии 3 - 5 комбинированных творческих приемов и разных методов, включающих:
- фантазирование (на основе технологий, предложенных Дж. Родари) [12];
- изодеятельность (работа с цветом, формой, абстракцией - элементы теории решения изобретательских задач);
- психогимнастику (развитие невербальных способов общения, широты эмоциональной выразительности), техники и приемы саморегуляции [14];
- сказкотерапию (по методике Т.Д. Зинкевич и A.M. Михайлова) [3];
- элементы групповой дискуссии.
Для проведения занятий могут применяться: рисунки, выполненные детьми; магнитофон и аудиокассеты с музыкой для релаксации; ковер на полу; игрушки; материал для творческой деятельности (краски, карандаши, восковые мелки, бумага, пластилин - и т.п.).
Цели программы.
- Развитие творческого потенциала дошкольников.
- Знакомство со сложным миром человеческих эмоций, что учит детей понимать собственное эмоциональное состояние, выражать свои чувства и распознавать чувства других людей через мимику, жесты, выразительные движения, интонации.
- Предупреждение и снижение тревожности и страхов. Обсуждение и "проживание" ситуаций, вызывающих разнообразные эмоции (в т.ч. эмоцию страха), повышает эмоциональную устойчивость ребенка, что помогает ему легче переносить аналогичные, но более мощные воздействия в реальной жизни.
- Повышение уверенности в себе.
- Знакомство с навыками саморегуляции и релаксации, что создает условия для формирования у детей способности управлять своим эмоциональным состоянием.
Дата добавления: 2016-04-19; просмотров: 1680;