ПРОСТРАНСТВО И ВРЕМЯ.
Мир существует в пространстве и времени: «основные формы всякого бытия – писал Энгельс – суть пространство и время, бытие вне времени есть такая же величайшая бессмыслица, как бытие вне пространства». (Т. 20, стр. 51). Пространство представляет собой общую закономерность связи и отношений сосуществующих материальных состояний.
Время есть общая закономерность связи и отношений сменяющихся состояний.
В философии и науке существовали самые разнообразные трактовки пространства и времени.
Пространство понималось как:
– протяженная пустота, которую заполняли все тела, но которая от них не зависела (Демокрит, Эпикур, Ньютон);
– протяженность материи или эфира (Платон, Аристотель, Декарт, Спиноза, Ломоносов); форма бытия материи (Гольбах, Энгельс);
– порядок сосуществования и взаимного расположения объектов (Лейбниц, Лобачевский);
– комплекс ощущений и опытных данных (Беркли, Юм) или априорная форма чувственного созерцания (Кант).
Время также трактовалось по – разному:
– субстанция или самодавлеющая сущность. Этот взгляд послужил началом выявления метрических свойств времени, с ним связана субстанциональная концепция времени;
– Гераклит ставил вопрос о текучести, непрерывности и универсальности времени, определяя традицию динамической трактовки времени;
– статическая концепция времени. Парменид говорил о неизменности времени, изменчивость же – это только особенность нашей чувственности;
– идеалистическая реляционная трактовка времени. Пример – учение Платона: в «мире идей» время статично, а в «мире вещей» время динамично и релятивно, обладает прошлым настоящим и будущим;
– длительность существования и мера изменений материи (Аристотель, Декарт, Гольбах); форма бытия материи, выражающая длительность и последовательность изменений (Энгельс) – материалистический вариант реляционного подхода;
– абсолютная субстанциальная длительность, однородная для всей Вселенной и независимая ни от каких взаимодействий и движений вещей (классическая субстанциальная концепция Ньютона);
– относительное свойство феноменальных вещей, порядок последовательности событий (классический вариант реляционной концепции Лейбница);
– форма упорядочивания комплексов ощущений (Беркли, Юм) или априорная форма чувственного созерцания (Кант).
Таким образом, понимание пространства и времени можно свести к двум фундаментальным подходам: 1) субстанциональная концепция – пространство и время как самостоятельные сущности. 2) реляционная концепция – пространство и время как производное от взаимодействия движущихся тел.
Примером первой концепции может служить метафизическая точка зрения, основанная на ньютоновской физике. Она рассматривала пространство как абсолютную протяженность. а время как абсолютную длительность. Тем самым пространство и время выступали в качестве самостоятельных сущностей – субстанций, существующих сами по себе, независимо от материальных объектов, но оказывающих на них влияние.
Дальнейшее развитие естествознания, научные открытия второй половины XIX века отбросило идею об абсолютно независимом пространстве и времени и доказало диалектическую идею о наличии глубокой внутренней связи между материальными системами, пространством, временем и движением. В общей теории относительности было показано, что метрические свойства пространства определяются распределением и движением тяготеющих масс и что силы тяготения в каждой точке этого пространства зависят от ее метрики. Вблизи тяжелых объектов геометрические свойства пространства начинают отклоняться от эвклидовых, а темп течения времени замедляется.
Частная (или специальная) теория относительности установила связь пространства и времени между собой. Так, преобразования Лоренца позволяют признать сокращение длины отрезка в направлении движения и замедление хода времени.
Было также показано, что пространство и время представляют собой единый четырехмерный пространственно-временной континиум где, согласно формуле Минковского, интервал между двумя событиями (ds) дается формулой:
ds2=dx2+dy2 +dz2-c2t2.
На основании новейших открытий был сделан вывод, что сами пространство и время производны от конкретных физических событий и взаимодействий. Они не являются самостоятельными сущностями. Реально только физическое событие, которое можно описать в пространственно – временных характеристиках. Таким образом, в философии пространство и время выступают как важнейшие атрибуты бытия, характеризующие функцию физических отношений между собой.
В этом отношении не приемлема точка зрения субъективного идеализма, для которого пространство и время являются созданием нашего сознания. Так, согласно взглядам Д.Юма, мир состоит из восприятий, и люди, якобы не знают и не могут знать, скрывается ли что-нибудь за ними. Задача ума состоит в том, чтобы установить связи, ассоциации между восприятиями, которые либо находятся одно подле другого, либо следуют, одно за другим. В первом случае возникает ассоциация пространственной смежности, во втором случае – временной. Пространство и время, таким образом, существуют только в восприятии и лишены объективности. Мах – представитель эмпириокритицизма, придерживался по существу юмовской точки зрения, когда утверждал, что «пространство и время суть упорядоченные… системы рядов ощущений». Если, согласно концепции Юма, пространственно-временные представления приобретаются в ходе опыта, то у Кантаони предшествуют всякому опыту, доопытные условия опыта. «Когда я, – пишет Кант, – отделяю от представления о теле все, что рассудок мыслит о нем, как-то: субстанцию, силу, делимость и т.п., а также все, что принадлежит в нем ощущению, как-то: непроницаемость, твердость, цвет и т. п., то у меня остается от этого эмпирического созерцания еще нечто, а именно протяжение и образ. Все это принадлежит к чистому созерцанию, которое находится в душе также и без действительного предмета чувств или ощущений, как чистая форма чувственности» (И. Кант, т. 3, стр. 128).
В гносеологическом плане наиболее важным свойством пространства и времени являются их объективность, независимость от сознания. К числу важнейших онтологических характеристик пространства и времени относятся их неразрывная связь с структурными уровнями бытия.
Кроме этих общих свойств пространства и времени существуют и более специфические. К числу важнейших свойств времени относятся его одномерность и необратимость: время имеет одно измерение и течет в одном направлении – от прошлого к будущему. Время также однородно, так как его течение в замкнутых системах не вызывает изменение энергии этих систем. Специфическими свойствами пространства являются его трехмерность, однородность, изотропность.Трехмерность пространства означает, что все материальные объекты имеют три измерения: длину, ширину, глубину. Однородность пространства говорит о том, что оно не вызывает изменения импульса тела и не изменяет момента количества движения тела, в нем отсутствуют какие – либо выделенные точки. Изотропность означает равноправность всех возможных направлений.
Социальное пространство обусловлено своим носителем. Социальное пространство простирается в рамках распоряжения элементами природного и общественного характера, их распределением определенными социальными группами. Этим измеряется протяженность социального пространства.
Постоянное взаимодействие социальных групп во времени означает непрерывность пространства. Разрыв этих отношений – дискретность. Симметричность социального пространства выступает как перемещение продуктов труда от одной группы к другой.
Социальное времяобладает также своими особенностями.
В жизни человека время занимает особое место, так как речь идет о времени его жизни. Человек – не автомат, который можно переключить то на одну, то на другую скорость. Подчиняясь объективному ритму, темпу развития, человек вносит в формирование системы временных отношений в обществе и нечто свое, субъективное.
Время как форма всякого бытия выступает и формой бытия личности. Активность человека как существенный компонент его бытия зависит от субъективных факторов (осознание человеком его роли в обществе, убеждений и установок, социально-ценностной ориентации), а также от ряда объективных условий, среди которых социальное время (объективная форма бытия общества) играет большую роль. Социальное время понимается как историческое, как форма существования, развития и смены этапов общества.
Поэтому все материальные отношения в обществе выступают как временные, как и отношения между социальными институтами и другими социальными образованьями.
Сложившаяся система временных отношений в обществе, структура социального времени, объективна по отношению к деятельности личности. Она является объективной формой реализации личностью любых действий, в том числе и самореализации личности в целом. Она может, как сдерживать активность человека, так и способствовать ее усилению. Многое зависит от того, какие противоречия существуют при освоении времени обществом и как они разрешаются.
Социальной формой движения материи присуще все многообразие временных отношений: длительность, упорядоченность, асимметричность, не замкнутость, одномерность, необратимость и т. д.
Временная организация социальных процессов имеет два измерения: синхронное и диахронное. В том случае, когда отсутствует временная едино направленность социальных процессов, иначе говоря, когда какой-то из общественных блоков воспроизводит устаревшие социальные реформы, в то время как другие элементы системы работают на будущее или уже используют формы будущего развития, наблюдается диахронное противоречие. Такое соотношение в социальном времени можно назвать равноправным. Выявление и разрешение противоречий синхронного и диахронного развития – обязательное условие активации человека. В связи поколений реализуется связь прошлого, настоящего и будущего.
Время – культурно-историческая ценность. Переход на интенсивный путь развития предполагает резкое сокращение потерь социального времени.
Литература.
1. Алексеев П.В., Панин А.В. Философия. – М., 2000. Разд. Ш, гл. XVII.
2. Философия / Под ред. А.Ф.Зотова и др. – М.,2002. Разд. 4, г. 3, п. 6.
3. Философия / Под ред. В.В.Миронова. – М., 2005. Разд.IV, гл. 2.
Контрольные вопросы для самопроверки.
1. Какой смысл несёт в себе понятие «картина мира», и каково его значение для деятельности человека?
2. Проведите различие между философской картиной мира и мифологической, религиозной, научной.
3. Чем определяется содержание понятия «бытие»?
4. Что лежит в основе многообразия форм бытия?
5. По какому основанию различаются монизм и плюрализм?
6. Дайте понятия материализма и идеализма.
7. Как определяется диалектика и в чём её отличие от метафизики?
8. На каких позициях стоят детерминизм и индетерминизм?
9. Как решалась проблема субстанции в философии?
10. Как определить понятие движения?
11. Выделите основные характеристики движения.
12. Что такое «релятивизм»?
13. В каких основных формах существует движение? В чём заключается особенность социального движения?
14. Каково соотношение движения и покоя?
15. Определите понятия и основные свойства пространства и времени.
16. Чем обусловлены особенности социального пространства и социального времени?
17. Что означает понятие «диалектика»?
18. Раскройте основные принципы диалектики.
19. Что раскрывают категории диалектики? Покажите на примере каких-либо парных категорий.
РАЗДЕЛ 4. ПРОБЛЕМА СОЗНАНИЯ В ФИЛОСОФИИ.
Дата добавления: 2016-04-19; просмотров: 1827;