Биологическое пространство и время
Проблема пространства и времени в структуре биологических теорий далеко не разработана. Известны труды академика В.И. Вернадского, в которых он пытался определить специфику биологического времени и пространства. Но в этой работе и в ряде других рассматриваются аспекты, связанные в основном с «биологическими часами» и «вестибулярным аппаратом», причем сам факт существования подобных систем у живых существ сомнения не вызывает. Остается открытым лишь вопрос о локализации и природе этих биологических процессов.
Для целей данного исследования важен вопрос о месте понятий пространства и времени в структуре биологических теорий. Как отмечалось, в структуру естественно-научных теорий входят особые концептуальные пространства, получающие в рамках теории семантическую и эмпирическую интерпретацию. Поэтому необходимо установить, какое концептуальное пространство соответствует биологическому пространству и времени. В указанной работе В.И. Вернадского отмечается, что биологическое пространство можно сопоставить с одним из римановых пространств, но достаточно полного доказательства этого положения не приведено. Большой интерес представляет в биологической науке понятие экологического пространства и экологического времени, но эти понятия, как правило, не связываются непосредственно с математическими структурами.
Вопрос об основных способах ввода понятий пространства и времени в структуру биологических теорий встает лишь на уровне современной теоретической биологии, представляющей собой достаточно математизированную теорию.
В теоретической биологии с точки зрения разделения в ней пространственно-временной и чисто биологической частей встают те же вопросы, что и в физике, в частности, вопросы о способах ввода понятий пространства и времени в структуру теории. Формальным образом в структуру теоретической биологии при помощи эмпирической интерпретации формализма теории входят евклидово пространство и время нашего макромира. Что же касается смыслового пути вхождения пространства и времени в структуру этой теории, то он связан с ее семантической интерпретацией на объектной области биологической картины мира. С этим способом связано введение в структуру биологии таких специфических видов пространства и времени, как эндогенные биологические часы, экологическое пространство и время и т.д.
Следовательно, можно констатировать, что биологическое пространство и время обладают определенной спецификой, заключающейся в том, что смысловой способ введения их понятий в структуру фундаментальных биологических теорий детализирует особенности биологической хроногеометрии.
Что же касается абстрактного способа вхождения пространства и времени в структуру теории, то в силу недостаточной разработанности теоретической биологии он в современной биологической науке не используется.
Необходимо отметить, что за последнее время в философской литературе появились работы, в которых выявляется специфика биологической картины мира. Прежде всего отмечается, что биологическая картина мира, в отличие от физической, не имеет ярко выраженных «теоретических конструкторов». Причем и в будущем вряд ли биология «дорастет» до уровня конструктов, поскольку теоретический конструкт статичен, и с его помощью можно решать лишь отдельные биологические задачи. В целом же биология имеет дело с такими фундаментальными понятиями, которые непосредственно выражают историческое время. В этом смысле основное различие биологических и физических картин мира состоит в их отношении к принципу историзма. Если теоретическая физика зачастую обходится без обращения к понятию исторического времени, то фундаментальнейшие понятия биологической науки непосредственно связаны с ним. Отсюда вытекает, в частности, что вклад, который биологическая наука может внести в построение естественно-научной картины мира, связан с разработкой идеи глобального эволюционизма и принципа развития.
Дата добавления: 2016-04-22; просмотров: 1940;