ФИЛОСОФСКОЕ ПОНЯТИЕ ДВИЖЕНИЯ.
Способом существования бытия выступает движение. Движение – это особый диалектический процесс, сочетающий в себе противоположные составляющие:устойчивость и изменчивость, прерывность и непрерывность, единство и иерархическую соподчиненность. В философии движение понимается как всеобщий и важнейший атрибут мироздания, включающий в себя все процессы изменения, которые происходят в мире: в природе, обществе, познании или мышлении. Еще Гераклит говорил, что все течет и все изменяется. Древние философы возникновение и уничтожение вещей, бесконечное становление всего сущего видели именно в движении. В последующем развитии философии эта проблема получила дальнейшее развитие.
Атрибутивность движения достаточно очевидна, т.к. движение понимаемое как изменение вообще, включает и взаимодействие, вне которого проявление вещей невозможно. Вещи, явления мира через обмен материей, энергией и информацией с необходимостью являют себя, раскрывая свои качества. Поэтому движение – это всеобщая форма существования бытия, которая выражает его активность, всеобщую связность и процессный характер.
Эту позицию выражает диалектическаяконцепция в философии, которая подчеркивает изменчивость бытия. Другая точка зрения, наоборот, абсолютизирует момент устойчивости, неподвижности бытия. Она вытекает из особенностей нашего познания. Чтобы что – либо познать, мы как – бы приостанавливаем движение, вырываем из поцесса изменчивости какое – либо явление, тем самым делаем упор на его устойчивости. Так возникла метафизическаяконцеция движения в противоположность диалектической.
Для метафизического мышления характерны две односторонние точки зрения.
Согласно первой, движение понимается как нечто внешнее, налагающееся на материальный объект, который может существовать и вне движения. Эта точка зрения была свойственна старому материализму и находила свое оправдание на уровне науки XVII – XVIII в.в. Основанная на механике Ньютона, она сводила движение лишь к механической его форме, т.е. к перемещению. Метафизический подход вступает в противоречие с данными естествознания, начиная со второй половины XIX в. Возникает новая ситуация, когда метафизическое мышление, ранее абсолютизировавшее субстанцию, теперь начинает абсолютизировать движение. Появляется вторая точка зрения, которую можно назвать идеалистическим релятивизмом. Релятивизмприходит к отрицанию субстанции вообще, к провозглашению чистого движения, существующего якобы без всякого носителя. Разновидностью релятивизма был энергетизм (В.Освальд и др.). Представители энергетизма отрицали необходимость материального носителя для энергии, тем самым они считали, что преодолевают односторонность материализма и идеализма.
Диалектическая концепция наиболее адекватно и полно выражает подлинное состояние бытия, определяя следующие черты движения:
– объективный характер движения;
– абсолютный характер движения, который означает, что только в движении во взаимодействии различные материальные тела могут проявить себя, выявить свое существование;
– относительность движения.
Движение относительно, так как оно проявляет себя лишь в каких–то качественно определенных формах, зависимых от своего носителя. Так, неорганическая природа представлена движением разнообразных элементарных частиц и полей, атомов и молекул, макроскопических тел, планет, галактик. Живая природа – это различные биологические процессы: биоценозы, виды и т.п. Общество представляет из себя социальное движение, в котором участвуют личности, коллективы, общности и т.д. Духовная жизь также имеет свои особенности – движение идей, целей, ценностей не может быть сведено просто к каким – либо биологическим, или социально – политическим основаниям. Ф.Энгельс в своё время выделял механическое, физическое, химическое, биологическое и социальное движение. В наши дни эта классификация форм движения получила дальнейшее развитие.
Объяснение тех или иных уровней бытия должно строиться в соответствии с характером движения, которое ему присуще. Сведение высших форм движения к низшим, т.е. объяснение более высокого уровня развития на основе законов и закономерностей более низкого уровня называется механицизмом. Действительно, исключительно сложно понять общественные процесссы, если исходить только из биолгической природы человека.
Между формами движения материи существуют следующие основные типы взаимодействия:
1. Генетическое взаимодействие. Оно означает, что все высшие формы движения материи произошли из низших (социальная – от биологической, биологическая – от химической и т. д.).
2. Связь включения. Суть её в том, что каждая последующая высшая форма движения включает в себя в снятом виде все предшествующие низшие (но сама к ним не сводится, т. к. является качественно новым уровнем развития). Например, в теле человека, как социального существа, проходят биологические, химические и физические процессы.
3. Связь сосуществования. Она означает, что наряду с высшими формами движения, взаимодействуя с ними, существуют низшие (кроме общества, существуют животные, растения, происходит круговорот в природе и т.д.).
Таким образом, движение и абсолютно (как способ существования) и относительно (так как всегда проявляется только через конкретные и переходящие формы изменения явлений природы и общества и мышления).
Соотношение движения и покоя.С точки зрения диалектичекой концепции, движение абсолютно, покой относителен. Относительность покоя вытекает из следующего:
1. Покой в одних системах координат, есть движение в других.
2. Всякий покой временен, рано или поздно он будет нарушен.
3. Тела как целостные объекты находятся в совокупности многих форм движения материи. Покой одних форм движения материи не означает покой других.
Особо следует сказать о социальной форме движения, поскольку в силу своей специфики она качественно отличается от всех других.
Качественную специфику социальной формы движения материи и социальной деятельности как ее субстанции составляет диалектика материального и идеального. Эта особенность обусловлена тем, что носителем социального движения является человеческая деятельность. Деятельность в самом абстрактном ее определении есть материальный процесс, обладающий в отличие от всех других материальных процессов особой внутренней зависимостью от идеального. Идеальное формируется в процессе социальной деятельности, воспроизводится и функционирует как необходимый исходный момент, поэтому социальная деятельность всегда протекает как взаимодействие наделенных сознанием субъектов. Через это взаимодействие и протекает преобразовательная связь с миром.
Литература.
1. Спиркин А.Г. Философия. – М., 2003. Гл. 9, п. 8.
2. Философия / Под ред. А.Ф.Зотова и др. – М., 2003. Разд. IV, гл. 3, п. 1, 2.
3. Философия / Под ред. В.В.Миронова. – М., 2005. Разд.IV, гл. 2.
ДИАЛЕКТИКА БЫТИЯ.
Диалектикакак принцип миропонимания, противоположный метафизике, рассматривает мир в его целостности и постоянном развитии. Но это не только учение о мире, но и метод познания действительности, направленный не на её отражение как она есть, не на мышление об уже известном, а на раскрытие её новых аспектов, сторон, что и предполагает использование её как метода выявления нового в той же действительности.
Диалектический способ существования бытия раскрывается прежде всего в принципах диалектики.
Принцип связи (отношения).Предметы и явления находятся в самых разнообразных отношениях друг к другу и связях. Связь носит всеобщий характер. Принцип отношения, связи является отражением организованности мира и образующих его систем. Понятие связи есть общее выражение зависимости между явлениями, отражение взаимообусловленности их существования и развития. Существуют многообразные типы и виды связей: механические, молекулярные, электромагнитные, биологические, социальные и т.д. Кроме того, существуют такие формы связей как внутренние и внешние, непосредственные и опосредованные, функциональные и генетические, пространственные и временные, закономерные и случайные, причинно-следственные и другие. Эти формы связей выделяются в зависимости от аспекта рассмотрения изучаемых объектов. Также связи могут быть односторонними, многосторонними, например, функциональная связь – многосторонняя, генетическая же – односторонняя, так как всегда направлена от прошлого к будущему. Любая связь имеет основание, то есть существенное, объективное условие, обеспечивающее образование и существование той или иной связи. На основе связи формируется взаимодействие. Взаимодействие – философская категория, отражающая процессы воздействия различных объектов друг на друга, их взаимную обусловленность, изменение состояния, взаимопереход, порождение одним объектом другого. Взаимодействие носит объективный, универсальный и активный характер. Свойства объекта могут проявляться и быть познанными только во взаимодействии с другими объектами.
Особым типом связей выступают законы и закономерности. Закон есть существенный, устойчивый, регулярный и необходимый тип связи между явлениями. Он фиксируется в обощенной форме применительно к условиям своего существования. Необходимо отметить, что законы – это отношения между сущностями явлений, поэтому они выражают устойчивость и вместе с тем развитие мира.
С точки зрения сферы действия законы подразделяются на общие, универсальные, частные. Чем шире круг условий, в которых сохраняет свою силу закон, тем более общим он является.
По внутреннему содержанию законы делятся на законы строения (необходимые коррелятивные связи в системах), законы функционирования системы, законы развития.
По форме проявления – динамические и статистические законы. Динамические законы означают однозначность в развитии. Статистические законы не имеют такого значения.
Закономерность выражает статистический закон, т.е. отражает не жестско детерминированный характер объективной необходимости, а лишь ту или иную степень вероятности ее проявления.
Принцип развития и принцип историзмазаключается в том положении, что в мире нет ничего окончательно завершённого, всё находится в пути к иному. А тот или иной тип связей и взаимодействий образует определённое направление этого пути: откуда и куда.
Развитие есть необратимое, определённо направленное и закономерное изменение объектов, приводящее к возникновению нового качества. Необратимость означает невозможность возврата к уже пройденному состоянию. Определённо направленное изменение – это процесс постепенного накапливания одно-качественных изменений, определяющих линию изменения объекта. В основе закономерного изменения лежат не случайные события, а вытекающие из самой сути объекта и из типа его взаимодействий с окружающим миром, носящих необходимый характер.
Появление нового качества есть итог предшествующего развития и исходный момент последующего. Изменение качества проходит через количественные накопления, которые при определенных условиях приводят к качественным изменениям. Само количество не выражает сущности предмета, но составляет единство с качеством. Единство количества и качества обозначается категорией меры, выход за пределы которой означает приобретение уже другого качества. Переход к другому качеству осуществляется через скачок. В зависимости от условий существуют различные типы скачков – переходов к новому качеству: регрессивные и прогрессивные, быстрые и постепенные, связанные с сохранением существования данной системы и с появлением принципиально новой системы на месте старой и т.д. Взаимодействие количественной и качественной сторон предмета раскрывает, как происходит развитие. Гегель в своей системе диалектики выделил этот процесс как закон перехода количественных изменений в качественные.
В качестве источника развития понимается диалектическое противоречие как взаимодействие противоположных свойств, сторон, процессов в системе.
Противоречие присуще всем структурным уровням бытия – и материальным, и духовным. Противоречие всегда требует разрешения, которое может означать победу одной из сторон противоречия, или возникновение нового явления. Причем, разрешение противоречия влечет за собой появление нового противоречия. Раскрытие роли противоречий как источника и движущей силы развития выражает самую суть процесса развития, отвечая на вопрос, почему оно происходит. Взаимодействие противоположностей Гегель обозначил как закон единства и борьбы противоположностей.
Таким образом, поступательное развитие мыслится не как некоторое движение чего- либо от одного пункта к другому. Это процесс, который на каждой последующей ступени своего дальнейшего движения поднимает всё выше всю массу уже достигнутого содержания и не только не теряет ничего существенного, но несёт с собой всё приобретённое, обогащая его новым содержанием. Новое – промежуточный или конечный результат развития, соотнесённый со старым.
Прогресс– определённое развитие, где новое превосходит старое. Если же новое уступает старому – то регресс. Таковы две разные тенденции развития.
Важнейшим признаком развития является время: развитие осуществляется во времени, только оно выявляет его направленность и необратимость. В древнем сознании, например, господствовала идея цикличности. На смену ей приходит идея историзма – необратимость и линейная направленность времени.
Принцип причинности. Причинность понимается как один из видов связи, а именно, генетическая связь явлений, в которой одно (причина) при определённых условиях порождает другое (следствие). С точки зрения принципа развития, причинность понимается следующим образом: всякое изменение и тем более развитие, то есть изменение с появлением нового качества, имеет свою причину и следствие. Причинные отношения присутствуют в любых типах связей не только в развитии. Причинность универсальна, всеобща. В мире нет и не может быть явлений, которые не порождали бы те или иные следствия и не были бы сами рождены другими явлениями.
Принцип системности. Помимо причинных генетических связей существуют коррелятивные, пространственные и функциональные связи. Они объединяются принципом системности. Чем отличается этот принцип от причинности? В причинности на первый план выходят моменты изменчивости и генетической зависимости одного явления от другого. Системный же подход ориентирует на момент стабильности, устойчивости явлений. Система– это внутренне организованная на основе того или иного принципа целостность, в которой все элементы связаны и выступают по отношению к окружающим условиям и другим системам как нечто единое. Различают простые и сложные системы.
Характер связи, существующий между элементами системы, фиксируется в понятии структуры. Структура – взаимообусловленная совокупность связей элементов в составе системы, определяющая собой её качественную специфику. Роль, которую выполняет элемент в составе целого, обозначается понятием «функция». Она служит объединению элементов в целостную систему для её успешного функционирования. Структура и функция обусловливают друг друга.
Сказанное не означает, что принцип системности противоречит принципу развития. Каждая система находится в процессе изменения. Структура также претерпевает изменения, поскольку является результатом определённых изменений.
Основные категории диалектики.
Закономерное существование и развитие бытия выражено в категориях диалектики, которые являются результатом познания и осмысления существенных отношений и связей действительности.
Причина и следствие. Все явления в мире обусловлены – такова суть принципа причинности. Причинность по своему характеру объективна, она заключена в самих явлениях, представляет собой взаимодействие элементов, их образующих, то есть причиной является не одностороннее воздействие какого – либо тела на другое, а взаимодействие минимум двух элементов, входящих в образование, или самих образований.
Причина– взаимодействие образований, или элементов, их составляющих, обусловливающее соответствующие изменения.
Следствие – изменения, возникающие во взаимодействующих сторонах или образованиях в результате их взаимодействия.
К причине и следствию следует подходить диалектически: это - не застывшие стороны действительности, они переходят друг в друга. Возникшее следствие далее выступает уже в качестве причины. Отсюда вытекает их неизбежность, поскольку они взаимообусловлены. Следствие может быть порождено разными причинами. Но есть основная причина. Не основные причины не оказывают существенного влияния на ключевое развитие. На этом положении построен детерминизм – учение об объективной закономерной взаимосвязи и взаимообусловленности явлений мира. Однако механический детерминизм признаёт одну непосредственно действующую причину, отрицая объективность случайности. Противоположное учение – индетерминизм отрицает всеобщность причинности.
Необходимость и случайность.
Необходимыминазываются те свойства и связи, которые имеют причину своего существования в себе, т. е. обусловлены внутренней природой элементов явления. Свойства же и связи, имеющие причину своего существования в другом, обусловленные внешними обстоятельствами, называются случайными.
Необходимые стороны и связи при соответствующих условиях наступают неизбежно, появление же случайных свойств и связей не обязательно, они могут наступить, могут и не наступить. Тем самым необходимость выражает внутреннее, а случайность – внешнее. Диалектика необходимости и случайности состоит в их единстве. Необходимость проявляется через случайности, особенно это заметно в статистических закономерностях. О единстве необходимости и случайности говорит и их взаимопереход: в различных отношениях они могут меняться своими местами.
Сущность и явление.
Сущность– совокупность необходимых свойств и связей (законов) объекта, взятых в их естественной взаимозависимости.
Явление– обнаружение внутреннего в вещи через случайности, раскрывающихся через взаимодействие.
Сущность и явление диалектически взаимосвязаны: сущность раскрывает своё содержание в явлении. Явление же связано с сущностью, не может существовать без неё. Но явление может и искажать сущность, так как связано с внешним, более текуче. Сущность более устойчива, она хотя и меняется, но медленнее, чем явление.
Познание сущности начинается с выявления основных сторон, отношений, поскольку они определяют всё остальное. Сущность – это, как уже было сказано, внутреннее, но её проявление начинается с поверхности, с явления.
Возможность и действительность.
Реальность фиксируется сознанием как нечто действительное, то есть то, что уже есть. Возможность в таком случае помещается где – то вне настоящего и, следовательно, вне действительного, она как бы не существует реально, но только мыслится. Реальное же гораздо шире, чем просто настоящее. Это не только то, что уже стало и есть, что свершилось, но и то, что содержится в уже существующем в качестве возможности превращения в нечто иное. Поэтому реальность включает не только настоящее, но и прошлое, так как она реализовала предшествующие ему возможности. Реальность включает так же и будущие возможные процессы. Таким образом, реальность есть единство возможного и действительного. Поэтому следует иметь в виду, что мир приобретает постоянно всё новые формы бытия.
Под действительностью в широком обще диалектическом смысле разумеют и возможное, и процесс созидания нового, и его бытие как итог действия всех реальных сил мира: это природа и история, человек и его разум. В узком смысле действительность – это реализованная возможность, нечто уже непосредственно ставшее.
Возможность – это тенденция или, вернее, пока ещё скрытие тенденции развития наличной действительности.
Если действительность есть прошлое в настоящем, то возможность – завтрашнее в сегодняшнем. Поэтому развитие является процессом как осуществления, так и зарождения возможностей и превращения одной из них в действительность. Механический же детерминизм рассматривает всё существующее преопределённым лишь прошлым.
Возможность превращается в действительность при определённых условиях:
1) действия определённого закона;
2) наличия соответствующих условий.
Существуют различные виды возможности.
Реальная, или перспективная возможность – это закономерная тенденция развития объекта, связанная с объективной необходимостью.
Формальная – несущественная тенденция развития предмета, которая лишь при случайном стечении обстоятельств может превратиться в действительность.
Литература.
1. Алексеев П.В., Панин А.В. Философия. – М., 2000. Разд. 3, гл. XVI, XVII, XVIII.
2. Философия / Под ред. В.В.Миронова. – М., 2005. Разд. IV, гл. 2.
3. Философия / Под ред. А.Ф. Зотова и др. – М., 2003. Разд. 4., гл. 3, п. 3, 4.
Дата добавления: 2016-04-19; просмотров: 1344;