ОНТОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД В ИССЛЕДОВАНИИ СОЗНАНИЯ.
При онтологическом подходе сознание изучается в единстве со своим материальным носителем при непременном понимании их относительной противоположности.
Это единство прослеживается по ряду направлений:
1. По своему содержанию сознание является отражением окружающей действительности. «Забегая вперёд», сознание тем не менее в своём содержании опирается на реально существующее.
2. Сознание связано с материальным способом своего выражения – языком. Язык также древен как сознание, он есть практическое существование сознания, его воплощение. Сознание – отражение бытия, а язык – система знаков для самовыражения и коммуникации.
3. Сознание связано со своим материальным носителем – мозгом, на основе которого и существует.
С точки зрения философии исследуется, прежде всего, первый аспект: сознание как отражение. Общее свойство отражения(присущее всем объектам действительности) понимается как определённая сторона взаимодействия образований, заключающаяся в способности одного образования своим внутренним состоянием запечатлевать особенности другого образования, взаимодействующего с ним.
Отражение характеризуется следующими формами своего проявления:
– всегда есть особая сторона и особый продукт взаимодействия объекта с объектом, или с субъектом;
– это процесс, результат которого – более или менее адекватное воспроизведение особенностей одной из взаимодействующих сторон и изменение в структуре - другой;
– всегда вторично по отношению к отображаемому;
– всегда связано с ответной реакцией отображающего объекта или субъекта и другие.
Отражению присуща активность. Активность вытекает из того факта, что отражение зависит как от отражаемого, так и от отражающего. Главное же в том, что отражающее способно, воспринимая и перерабатывая отражённое, приспосабливать к своим нуждам воздействия внешней среды, изменять действительность.
Понятие опережающего отражения обозначает приспособление к будущим, но ещё не наступившим событиям. Оно присуще органической природе, человеку. Применительно к человеку опережающее отражение наполняется особым смыслом, поскольку его способность к творчеству, к ориентации на будущее строится именно на этом характере отражения. Сознание – высшая форма отражения, так как человек как общественное существо поднимается над материальным, и возникает новое отражение: «образ – знак», которое является идеальным.
Литература.
1. Алексеев П.В., Панин А.В. Философия. – М., 2000. Разд. II, ч. IX.
2. Спиркин А.Г. Философия. – М., 2003. Гл. II, п. 8, 9.
3. Философия / Под ред. Т.И.Кохановской. – Ростов-на-Дону, 2002. Гл. VI, п. 4, 5, 6.
4. Философия / Под ред. В.В.Миронова. – М., 2005. Разд. 4, гл. 3.
Дата добавления: 2016-04-19; просмотров: 507;