Точка зрения (viewpoint)

Точку зрения можно представить как взгляд человека, который видит систему в нужном для моделирования аспекте. Точка зрения должна соответствовать цели моделирования. Часто при выборе точки зрения на модель важно задокументировать дополнительные альтернативные точки зрения. Для этой цели обычно используют диаграммы FEO (For Exposition Only), которые будут описаны в дальнейшем.

IDEF0-модель предполагает наличие четко сформулированной цели, единственного субъекта моделирования и одной точки зрения. Для внесения области, цели и точки зрения в модели IDEF0 в BPwin следует выбрать пункт меню Edit/Model Properties, вызывающий диалог Model Properties. В закладке Purpose следует внести цель и точку зрения, а в закладку Definition - определение модели и описание области.

 

2.3. Модели AS-IS и TO-BE (General – Time Frame)

Обычно сначала строится модель существующей организации работы - AS-IS (как есть). Анализ функциональной модели позволяет определить:

· наиболее слабые места

· преимущества новых бизнес-процессов

· глубину изменений, которым подвергнется существующая структура организации бизнеса.

Признаками неэффективной работы деятельности могут быть:

· бесполезные, неуправляемые и дублирующиеся работы

· неэффективный документооборот

· отсутствие обратных связей по управлению

· отсутствие обратных связей по входу

Найденные в модели AS-IS недостатки можно исправить при создании модели TO-BE (как будет) - модели новой организации бизнес-процессов. Модель TO-BE нужна для анализа альтернативных путей выполнения работы и документирования того, как компания будет делать бизнес в будущем.

При создании модели AS-IS разработчиком может быть допущена распространенная ошибка - создание идеализированной модели (например, модель, созданная на основе знаний руководителя, а не конкретного исполнителя работ). Такая модель несет ложную, искаженную информацию и называется SHOULD-BE (как должно бы быть).

Технология проектирования ИС подразумевает сначала создание модели AS-IS, затем ее анализ и улучшение бизнес-процессов, т.е. создание модели TO-BE. И только на основе модели TO-BE строится модель данных, прототип и затем окончательный вариант ИС. Иногда текущая AS-IS и будущая TO-BE модели различаются очень сильно, так что переход от начального состояния к конечному состоянию становится неочевидным. В этом случае необходима третья модель, описывающая процесс перехода от начального состояния системы к конечному.

Диаграммы IDEF0.

Основу методологии IDEF0 составляет графический язык описания бизнес-процессов. Модель в нотации IDEF0 представляет собой совокупность иерархически упорядоченных и взаимосвязанных диаграмм (каждая диаграмма располагается на отдельном листе).

Модель может содержать четыре типа диаграмм:

· контекстную диаграмму (в каждой модели может быть только одна контекстная диаграмма);

· диаграммы декомпозиции;

· диаграммы дерева узлов;

· диаграммы только для экспозиции (FEO).

Контекстная диаграмма является вершиной древовидной структуры диаграмм и представляет собой самое общее описание системы и ее взаимодействия с внешней средой. После описания системы проводится функциональная декомпозиция (разбиение системы на крупные фрагменты). Диаграммы, описывающие каждый фрагмент и взаимодействие фрагментов, называются диаграммами декомпозиции. После декомпозиции контекстной диаграммы производится декомпозиция каждого большого фрагмента системы на более мелкие и так далее до достижения нужного уровня подробности описания. После каждого сеанса декомпозиции проводятся сеансы экспертизы - эксперты указывают на соответствие реальных бизнес-процессов созданным диаграммам.

Диаграмма дерева узлов показывает иерархическую зависимость работ, но не взаимосвязи между работами.

Диаграммы для экспозиции (FEO) строятся для иллюстрации отдельных фрагментов модели, для иллюстрации альтернативной точки зрения, либо для специальных целей.

Работы (Activity)

Работы обозначают поименованные процессы, функции или задачи, которые происходят в течение определенного времени и имеют распознаваемые результаты. Работы изображаются в виде прямоугольников. Все работы должны быть названы и определены. Имя работы должно быть выражено отглагольным существительным, обозначающим действие. Например, "Изготовление детали".

Стрелки (Arrow)

Взаимодействие работ с внешним миром и между собой описывается в виде стрелок. Стрелки представляют собой некую информацию и именуются существительными. Например, "Заготовка", "Изделие".

В IDEF0 различают пять типов стрелок:

1. Вход (Input) - материал или информация, которые используются или преобразуется работой для получения результата (выхода). Допускается, что работа может не иметь ни одной стрелки входа. Зачастую сложно определить, являются ли данные входом или управлением. В этом случае подсказкой может служить то, перерабатываются/изменяются ли данные в работе или нет. Если изменяются, то скорее всего это вход, если нет - управление.

2. Управление (Control) - правила, стратегии, процедуры или стандарты, которыми руководствуется работа. Управление влияет на работу, но не преобразуется работой.

3. Выход (Output) - материал или информация, которые производятся работой. Работа без результата не имеет смысла и не должна моделироваться.

4. Механизм (Mechanism) - ресурсы, которые выполняют работу, например, персонал предприятия, станки, устройства и т.д. По усмотрению аналитика стрелки механизма могут не изображаться в модели.

5. Вызов (Call) - специальная стрелка, указывающая на другую модель работы. Стрелка вызова используется для указания того, что некоторая работа выполняется за пределами моделируемой системы. В BPwin стрелки вызова используются в механизме слияния и разделения моделей.

Стрелки на контекстной диаграмме служат для описания взаимодействия системы с окружающим миром. Граничные стрелки - стрелки, которые начинаются у границы диаграммы, а заканчиваются у работы или наоборот.

Для идентификации граничных стрелок используются ICOM - коды (ICOM - аббревиатура от Input, Control, Output и Mechanism). Код ICOM содержит префикс, соответствующий типу стрелки, например, I1. Коды вносятся автоматически.

Словарь стрелок содержит информацию и комментарии к каждой стрелке и решает очень важную задачу. Формальные выражения, используемые аналитиком для определения стрелок, должны быть расшифрованы и четко определены для того, чтобы их могли понять эксперты. В словаре стрелок каждому понятию можно дать расширенное, и если это необходимо, формальное определение. Содержимое словаря стрелок можно распечатать в виде отчета. Внутренние стрелки связывают работы между собой. Различают пять видов связей работ:

1. Связь по входу - стрелка выхода вышестоящей работы направляется на вход нижестоящей.

2. Связь по управлению - выход вышестоящей работы направляется на управление нижестоящей.

3. Обратная связь по входу - выход нижестоящей работы направляется на вход вышестоящей.

4. Обратная связь по управлению - выход нижестоящей работы направляется на управление вышестоящей.

5. Связь выход-механизм - выход одной работы направляется на механизм другой.








Дата добавления: 2016-04-14; просмотров: 1268;


Поиск по сайту:

При помощи поиска вы сможете найти нужную вам информацию.

Поделитесь с друзьями:

Если вам перенёс пользу информационный материал, или помог в учебе – поделитесь этим сайтом с друзьями и знакомыми.
helpiks.org - Хелпикс.Орг - 2014-2024 год. Материал сайта представляется для ознакомительного и учебного использования. | Поддержка
Генерация страницы за: 0.01 сек.