ЧАСТОТНЫЙ ДИАПАЗОН И СПЕКТРЫ.
Акустический сигнал имеет изменяющиеся форму и состав спектра. Спектры разделяются на сплошные, дискретные, низко- и высокочастотные. Каждому источнику звука присущи свои особенности состава спектра, которые делают индивидуальную окраску звука. Эту окраску называют темрбом. Тембр (от фр. - timbre) означает "качество тона", "окраску тона" (tone quality). Для оценки тембра звучания важен не только момент его распознавания (т.е. способность отличить один инструмент от другого), но и возможность оценить изменение тембра в процессе исполнения. Здесь важнейшую роль играет динамика изменения спектральной огибающей во времени на всех этапах звучания: атаки, стационарной части, спада. Существуют понятия тембра скрипки, тромбона, органа и т. и., а также тембра голоса: звонкий, когда подчеркнуты высокочастотные составляющие; глухой, когда они подавлены. В первую очередь представляют интерес средний спектр для источников звука каждого типа, а для оценки искажений сигнала — спектр, усредненный за длительный интервал времени (15 с для информационных сигналов и 1 мин для художественных). Усредненный спектр может быть, как правило, сплошной и достаточно сглаженный по форме.
Сплошные спектры характеризуются зависимостью спектральной плотности от частоты (эту зависимость называют энергетическим спектром). Спектральной плотностью называется интенсивность звука в полосе частот шириной, равной единице частоты.Для акустики эту полосу берут равной 1 Гц.
Частотный диапазон акустического сигнала определяют из частотной зависимости спектральных уровней. Это определение можно сделать или по спаду спектральных уровней или приближенно, на слух. Субъективными границами считают заметность ограничения диапазона для 75% слушателей. Приведем частотные диапазоны для ряда первичных источников акустического сигнала, Гц:
Речь.................................................... 70—7000
Скрипка.........................................250—15 000
Треугольник................................1000—16 000
Бас-труба............................................. 50—6000
Орган-...................................................20—15 000
симфонический оркестр ………… 30—15000
Если спектры имеют плавный спад в ту или иную сторону, то их еще оценивают тенденцией, т. е. средним наклоном спектральных уровней в сторону низких или высоких частот. Например, речевой спектр имеет тенденцию, равную — 6 дБ/окт (спад в сторону высоких частот).
К акустическим сигналам также относятся и акустические шумы. Различают три типа шумов: розовый, белый и речевой. Речевые шумы создаются при одновременном разговоре нескольких человек. “Белые” шумы имеют одинаковую спектральную плотность во всем частотном диапазоне. “Розовые” шумы имеют тенденцию спада плотности на 3 дБ/окт в сторону высоких частот.
- Спектр розового цвета получается, если сила света убывает по гиперболическому закону в сторону фиолетового цвета. Аналогично ему введено понятие «розового» шума Характер поведения каждого обертона во времени также несет важнейшую информацию о тембре. Например, в звучании колоколов особенно четко видна динамика изменения, как по составу спектра, так и по характеру изменения во времени амплитуд его отдельных обертонов: если в первый момент после удара в спектре отчетливо видно несколько десятков спектральных составляющих, что создает шумовой характер тембра, то через несколько секунд в спектре остаются несколько основных обертонов (основной тон, октава, дуодецима и минорная терция через две октавы), остальные затухают, и это создает особый тонально окрашенный тембр звучания.
Иногда спектр представляют в виде дискретного набора обертонов с разными амплитудами. Спектры могут быть представлены в виде спектрограмм, где по вертикальной оси отложена частота, по горизонтальной - время, а амплитуда представлена интенсивностью цвета.
Сплошные спектры характеризуются зависимостью спектральной плотности от частоты (эту зависимость называют энергетическим спектром). Спектральной плотностью называют интенсивность звука в полосе частот шириной, равной единице частоты. Спектральный состав речи в значительной степени зависит от пола, возраста и индивидуальных особенностей говорящего. Для различных людей отклонение уровней сигналов, измеренных в октавных полосах, от типовых уровней может составлять ± 6 дБ.
Дата добавления: 2016-02-16; просмотров: 1248;