Отражение и поглощение звука
По мере удаления от источника звука интенсивность звука убывает: чем дальше мы находимся от собеседника, тем хуже его слышно. Но если звуковая волна попадает на какое-либо препятствие, например стену или опушку леса, она частично поглощается, а частично – отражается. Очень хорошо отражается звук от гранитной скалы и очень плохо – от стены, обитой ватой, или от занавеса в театре. Поэтому в горах хорошо слышно эхо – отраженный звук, а в театре эха, как правило, не бывает.
Читатель: Если звуки отражаются от стен, почему мы так редко слышим эхо?
Автор: Дело в том, что, во-первых, в городе на улицах все-таки очень шумно, а во-вторых, человеческое ухо различает одинаковые звуки, если они приходят с интервалом не менее 0,1 с. А поскольку скорость звука достаточно высока (около 340 м/с), то для того, чтобы услышать эхо, надо находиться в очень тихом месте на достаточно большом расстоянии от отражающей поверхности.
СТОП! Решите самостоятельно: А12–А15, В14–В16, В18–В19.
Задача 6.3. На расстоянии s = 1068 м от наблюдателя ударяют молотком по железнодорожному рельсу. Наблюдатель, приложив ухо к рельсу, услышал звук на время Dt = 2,93 с раньше, чем он дошел до него по воздуху. Найти скорость звука и в стали. Скорость звука в воздухе υ = 340 м/с.
s = 1068 м Dt = 2,93 с υ = 340 м/с | Решение. Пусть t1 – время распространения звука по воздуху, в t2 – время распространения звука по рельсу. Тогда: υt1 = s, (1) |
и = ? |
ut2 = s, (2)
t1 – t2 = Dt. (3)
Выразим t1 из (1) и t2 из (2) и подставим в (3):
5,10×103 м/с.
Ответ: 5,10×103 м/с.
СТОП! Решите самостоятельно: А16–А18, В20–В21, С3.
Дифракция звука
Мы знаем, что если на пути пучка света поставить непрозрачную поверхность, образуется тень: свет сколько-нибудь заметно не огибает препятствие.
Звук, наоборот, огибает препятствия (например, мы слышим звуки, доносящиеся из-за угла дома).
Поставим на пути прямолинейной поверхностной волны в водяной ванне препятствия различного размера (рис. 6.13).
а б в
Рис. 6.13
Мы видим, что, когда препятствие достаточно велико по сравнению с длиной волны l(рис. 6.13,а),тень от него сравнительно резкая: лишь у самых краев тени заметно небольшое волнение, указывающее, что волна слегка огибает край препятствия. По мере уменьшения препятствия тень оказывается менее ясно выраженной (рис. 6.13,б),а когда размеры препятствия становятся сравнимыми с длиной волны, образования тени практически уже не происходит. Рис. 6.13,в показывает, что в этом случае водяная волна огибает препятствие, и позади него она распространяется почти так же, как если бы препятствия не было. Это огибание волной края препятствия, особенно отчетливо наблюдаемое при малых по сравнению с длиной волны размерах препятствия, называется дифракцией.
Обратим внимание на следующее обстоятельство. Длина звуковой волны в воздухе при частоте 1000 Гц равна 33,7 см, а при частоте 100 Гц она составляет уже 3,37 м. Таким образом, размеры обычно окружающих нас предметов (за исключением больших домов) отнюдь не велики по сравнению с длиной звуковой волны.
Отсутствие в обычных условиях хорошо выраженной звуковой тени и есть результат дифракции звуковых волн, которую мы наблюдаем, таким образом, буквально на каждом шагу. Дифракцию световых волн наблюдать не так просто, как в случае звука, так как длины световых волн очень малы – всего несколько десятитысячных долей миллиметра.
СТОП! Решите самостоятельно: В22, В23.
Наложение волн
Рис. 6.14 |
Проделаем следующий опыт с волнами в водяной ванне. Заставим колебаться на двухупругих пластинках две линейки, ударяющие по поверхности воды и создающие две плоские волны (рис. 6.14). Линейки поставлены под углом друг к другу так, что посылаемые ими волновые пучки пересекаются в области aa'b'b и затем вновь расходятся. Опыт показывает, что прохождение каждой из волн через область aa'b'b совершенно не зависит от присутствия или отсутствия другой волны, т.е. волны, исходящие от двух колеблющихся линеек, проходят друг через друга без влияния на распространение каждой из них. Никакого влияния одной волны на распространение другой не происходит.
То же самое откосится и к звуковым волнам: распространение звука от любого источника не испытывает никакого влияния со стороны других звуковых волн, как угодно распространяющихся в это время через те же области среды.
Что же происходит в тех областях пространства, в которых подобно участку поверхности aa'b'b на рис. 6.14волны налагаются одна на другую?
Каждая частица среды, находящаяся на пути волны, совершает колебания с периодом этой волны. Если эта частица находится на пути двух волн, то она одновременно участвует в колебаниях обеих волн, т. е. ее движение представляет собой сумму этих колебаний. Таким образом, наложение двух (или большего числа) волн есть сложение их колебаний в каждой точке среды, через которую обе эти волны (или все эти волны) проходят. Как мы видели, наложение волн в каком-либо месте не влияет на их распространение как через это место, так и вне его.
Интерференция волн
Однако если происходит наложение волн одинаковой частоты, имеющих, следовательно, одинаковую длину волны, то могут возникнуть своеобразные и очень важные явления, к которым мы теперь и перейдем.
Укрепим на одной колеблющейся пластинке два проволочных острия, которые будут одновременно ударять по поверхности воды в нашей ванне. Мы получим две кольцевые волны с одинаковой длиной волны, разбегающиеся из двух центров и налагающиеся друг на друга.
Если расстояние между остриями больше длины волны, то мы увидим картину, изображенную на рис. 6.15. Происходит не просто усиление волнения воды, чего можнобыло бы ожидать на первый взгляд, а более сложное явление. На поверхности воды получается ряд областей, в которых колебания особенно сильны (максимумы аа', bb', ...), разделенных областями сильно ослабленного волнения (минимумы mm', пп', ...). Такая картина чередующихся максимумов и минимумов колебания называется интерференционной картиной, а само явление наложения волн, когда оно приводит к образованию этой картины, – интерференцией волн.
Рис. 6.15
Происхождение интерференционной картины в данном опыте позволит нам понять, в чем заключаются условия возникновения интерференции вообще.
В каждой точке колебание поверхности воды является суммой колебаний, вызванных каждой волной в отдельности. Пусть в каком-то месте в данный момент сошлись гребни обеих волн, т. е. обе волны пришли сюда в одинаковой фазе. В этой точке получится усиленный подъем воды. Через полпериода (Т/2) гребни сменятся впадинами, причем у обеих волн одновременно, так как их период одинаков. Поверхность воды сильно опустится. Таким образом, в указанном месте будет происходить усиленное колебание. Наоборот, в таком месте, где сходятся гребень одной волны с впадиной другой, т. е. где волны проходят в противоположных фазах, колебания взаимно ослабятся. Ослабление будет происходить все время, ибо в любой момент фазы обеих волн будут противоположны и, в частности, через полпериода в этой точке будет впадина первой волны и гребень второй. Таким образом, существенным для возникновения интерференционной картины является то обстоятельство, что волны, идущие из обоих центров, согласованы между собой: сдвиг фаз между колебаниями обеих волн в каждой данной точке остается все время постоянным.
Если бы мы произвольным образом меняли фазу колебаний одного из источников, тогда и в каждой точке поверхности воды фазы обоих колебаний то совпадали бы, то расходились, и расположение максимумов и минимумов не было бы устойчивым. Точно так же, если бы периоды колебаний обеих волн были различны, то во всякой точке поверхности усиление колебаний сменялось бы их ослаблением, потом опять усилением и т. д. Чем больше разница периодов или чем быстрее меняется фаза одного из колебаний, тем быстрее меняется расположение максимумов и минимумов.
Говоря об интерференционной картине, имеют в виду устойчивую, не изменяющуюся со временем картину чередования максимумов и минимумов. Подобная устойчивая картина возникает лишь в том случае, когда налагающиеся волны имеют одинаковый период и неизменный сдвиг фаз колебаний в каждой точке. Такие волны называются когерентными.
Следовательно, устойчивая интерференция может иметь место только при условии когерентности волн.
В рассмотренном нами случае когерентность обеспечивается тем, что оба источника (проволочные острия) связаны друг с другом, будучи прикреплены к одной и той же колеблющейся пластинке.
В этом случае оба когерентных источника дают волны, выходящие из места их возбуждения в одной фазе, т. е. гребни (или впадины) выходят из обоих источников одновременно. Можно было бы представить себе устройство, при котором одна из волн запаздывает по фазе относительно другой. Но если это запаздывание сохраняется в течение опыта неизменным, то источники также являются когерентными (хотя и не совпадающими по фазе) и порождаемые ими волны дают устойчивую интерференционную картину. Таким образом, для когерентности необходим неизменный сдвиг фаз обеих волн; абсолютное значение же этого сдвига не играет роли.
Дата добавления: 2016-04-11; просмотров: 2120;