Идейно-теоретические истоки. Своими корнями феноменологическая социология уходит в философию Э.

Своими корнями феноменологическая социология уходит в философию Э.

Гуссерля, его учение о "жизненном мире" как мира нашего субъективного

повседневного опыта, который предшествует научной объективности. Для

Гуссерля философское осмысление жизненного мира является предпосылкой

выработки общего представления о системе человеческого знания, включая и

знание научное. По его мнению, индивиды видят мир упорядоченным. Для них

социальный мир предстает хорошо организованным и структурированным.

Однако люди не осведомлены о том, что именно они его упорядочивают

определенным образом. Феноменология же как раз изучает, какими предстают

объективные реалии - события, социальные ситуации, действия - в сознании

индивидов. Для Гуссерля сознание всегда представляет собой сознание

конкретных жизненных реалий.

Необходимость изучения собственно жизненного мира продиктована, как

считает Гуссерль, тем, что реальная картина мира искажается в результате

научных идеализаций. В итоге люди сталкиваются как бы с двумя мирами:

миром повседневной жизни и миром формализованным в результате его

научного описания. Причем мир научный обычно воспринимается людьми как

"объективный", а жизненный мир - как "субъективный". Философ пытался

преодолеть это противопоставление "субъективной жизненности" и

"объективной научности".

А. Шютц взял у Гуссерля идеи субъективного упорядочивания людьми

объективного социального мира, а также взаимосвязи научной теории с

жизненным миром, видя в этом основу принципиально новой социологической

парадигмы, которая помогает глубже понять природу конструируемых людьми

социальных феноменов, исходя из относительности как социальной реальности,

так и знания о ней. Однако в отличие от Гуссерля, которой сосредоточился на

исследовании собственно сознания, Шютца интересуют жизненные миры,

точнее систематизированные знания о них, выраженные в теоретических

моделях, которые можно проверить и эмпирическим путем.

Шютц также обращается к <понимающей> социологии М. Вебера, к его

видению социального действия и методологическому инструментарию,

выраженному в идеальных типах. Однако, по мнению Шютца, Веберу не

удалось провести различие между объективным и субъективным значением

контекста, что крайне важно для более углубленного понимания социального

действия. Предложенная Шютцем методология как раз позволяет понять

социальное действие с учетом <жизненного опыта> нашего сознания и,

соответственно, субъективного восприятия социального контекста, в котором

оно происходит.








Дата добавления: 2016-04-11; просмотров: 728;


Поиск по сайту:

При помощи поиска вы сможете найти нужную вам информацию.

Поделитесь с друзьями:

Если вам перенёс пользу информационный материал, или помог в учебе – поделитесь этим сайтом с друзьями и знакомыми.
helpiks.org - Хелпикс.Орг - 2014-2024 год. Материал сайта представляется для ознакомительного и учебного использования. | Поддержка
Генерация страницы за: 0.006 сек.