Идейные истоки кооперации в Казахстане.
У истоков кооперативной мысли в Казахстане стояли выдающиеся гуманисты и просветители второй половины XIX в. А. Кунанбаев, И. Алтынсарин и Ч. Валиханов.
В шестом слове «Назиданий» Абай приводит пословицу: начало достатка в учении, начало труда в объединении. Абай призывал к объединению в ведении хозяйства, а это – зачатки кооперации. Абай ревностный сторонник рыночной экономики. По его мнению, только она активно способствует развитию ремесла, разделению труда, обеспечивает свободу предпринимательства. При этом мыслитель рассматривает свободу торговли как важнейший фактор удовлетворения потребностей людей товарами широкого потребления. Абай, говоря о свободе предпринимательства, советует начинающим бизнесменам взяться за дело, не дожидаясь советов посторонних лиц, необходимо только вдумчиво взвесить свои деловые качества, умение, силу и практические возможности. Однако, достигнув поставленных целей, человек не должен превращаться в алчного накопителя богатства. Любой бизнесмен обязан знать меру и часть полученной прибыли направлять на благотворительные нужды, развитие духовных потребностей общества и укрепление могущества своего государства. Абай – сторонник обеспечения эффективной защиты частной собственности государством и самим собственником. Эти идеи Абая и сегодня имеют большое практическое значение.
О путях экономического развития своего народа много размышлял и Ч. Валиханов. Он особенно пристально рассматривал влияние государств, с развитой внешней торговлей на экономически отсталые страны и колонии, каким был в то время Казахстан. В этом плане, интересна его работа, посвященная устройству факторий в Кашгаре (нынешний СУАР Китая). Фактория - отдаленный филиал торговой конторы – получала огромные барыши в колониях, причем устанавливала для своих участников равную норму прибыли. Впоследствии, изыскания ученого нашли применение в степях Казахстана. Фактории были наиболее простыми и доступными кооперативными объединениями кочевого населения. По желанию населения их преобразовывали в потребительские общества.
Мысли о коллективном труде и совместном ведении хозяйства занимают значительное место в экономических взглядах другого ученого – просветителя И. Алтынсарина. В рассказе «Кипчак Сейткул» он доказывает, что важнейшим условием производства материальных благ должно быть общение между людьми, их сотрудничество и взаимопомощь.
Алтынсарин создает проект организации больших общин, занимающихся производством. По существу, речь идет о кооперативной организации общественного производства и распределения, которые он считал основой для воспитания новых поколений людей.
В своих рассказах Алтынсарин пропагандирует бережливость, предприимчивость. Об этом свидетельствуют названия его рассказов «Как можно разбогатеть?», «Бережливость и скупость». Герои его рассказов открывают фабрики, магазины. Автор вплотную подходит к идее организации кооперативного хозяйства.
Мечты Ч. Валиханова и И. Алтынсарина полностью совпадали с основными идеями кооперации. Если в трудах Ч. Валиханова в общей форме говорится, что нужны «экономические и социальные реформы, касающиеся насущных нужд народа», то в дальнейшем Абай и Алтынсарин выдвигали более конкретные пути осуществления этих преобразований. Большой вклад в пропаганду кооперативных идей внесли издававшиеся в начале ХХ в. газеты и журналы. Так, журнал «Айкап» активно пропагандировал кооперативные идеи. На страницах журнала рассказывалось о том, как трудящиеся втягивались в рыночные отношения, вступали в потребительские общества, маслодельные союзы, делался вывод о необходимости организации кредитных и ссудо-сберегательных товариществ.
Другим центром распространения кооперативных идей была газета «Казах». А. Букейханов и М.Дулатов, редактировавшие ее номера были сторонниками кооперации. Они считали, что с помощью кооперации можно бороться с царской колониальной политикой.
Газеты «Степь» и «Степной край» ратовали за всемерное использование различных форм кооперации при переходе кочевых хозяйств на оседлость, писали о положительных сторонах кооперации и анализировали причины, мешающие ее развитию в крае.
Большой вклад в пропаганду идей кооперации внес наш земляк, видный ученый Н.А.Бородин, родившийся в г.Уральске. Он считал, что кооперация обладает значительным потенциалом и ее необходимо использовать для преобразования больших регионов в такой стране, как Россия. Особую роль при этом Бородин отводил развитию производственных кооперативов. По его мнению, использование кооперативных форм хозяйствования ведет к росту общего благосостояния страны. Она имеет огромное значение для культурного преобразования общества.
Таким образом, усилиями ученых-просветителей, творческой интеллигенции в Казахстане была подготовлена почва для распространения кооперации.
Вопросы для самоконтроля:
1. Каковы предпосылки и причины возникновения кооперативного движения?
2. В чем особенности возникновения кооперативов в различных странах Европы?
3. В чем состоят особенности возникновения кооперации в Казахстане?
Тема 2. Социально-экономическая сущность и природа кооперации. (2 час.)
Цель: дать необходимые знания о социально-экономической сущности и природе кооперативных организаций.
Основные положения: Сущность кооперативов, кооперации и кооперативного движения. Общие признаки, принципы и ценности кооперативов. Организационно-правовые основы кооперативов и их союзов. Классификация кооперативов.
Ключевые слова:кооператив, кооперация, кооперативное движение, кооперативное право, кооперативная демократия, международное кооперативное движение, классификация кооперативов.
Лекция №1
Дата добавления: 2016-02-20; просмотров: 932;