Институционализация социологии
Вычленение предмета социологии
Как известно, термин социология, определенные её основы были созданы ещё О.
Контом. С тех пор появились ученые-энтузиасты, которые пытались развивать это
направление. Однако вплоть до конца XIX века социология не была институализирована - не
было социологических кафедр и факультетов, не велось её преподавание как дисциплины.
Главная причина тому - оппозиция со стороны ведущих обществоведов, которые занимались
философией и психологией. Многие из них полагали, что социология может быть
соответствующими подразделами философии и психологии. Чтобы институализировать
социологию, нужно было для неё создать свою, особую предметную и методическую нишу.
Принципиальное отличие социологии от философии состояло в том, что новая наука
была направлена на эмпирический сбор и систематизацию данных. Э. Дюркгейм не просто
декларировал эмпиризм (как это делали О. Конт и Г. Спенсер), но провел конкретное
эмпирическое исследование, посвященное исследованию самоубийств, и на этой основе
сделал определенные теоретические выводы.
Труднее обстояло дело с определением самостоятельности социологии по отношению к
психологии, которая, будучи тоже эмпирической наукой, через изучение психики человека в
конечном счете выходила на интерпретацию его поведения. В этой связи Э. Дюркгейм пишет
работу <Правила социологического метода> (в русском переводе - <Метод социологии>), в
которой весьма рельефно показано, в чем же суть предмета социологии, её отличие от
психологии.
Социологизм Э. Дюркгейма: основные методологические принципы познания
Общества
В противоположность социального номинализма, характерного для его
предшественников, им был обоснован принципиально иной взгляд на общество, его
структуры и людей - социальный реализм. Его суть заключается в том, общество, хотя и
возникает как результат взаимодействия индивидов, обретает самостоятельную реальность,
которая, во-первых, автономна по отношению к другим видам реальности, во-вторых,
развивается по своим собственным законам; в-третьих, имеет место примат структур и
функций общества по отношению к индивиду и функциям его сознания и поведения, т.е.
индивидуальная реальность считается вторичной.
2 См., например: Социология. Её предмет, метод, предназначение. М.: Канон, 1995. В данное издание включен
ряд работ разных лет: Курс социальной науки, Материалистическое понимание истории, Представления
индивидуальные и представления коллективные, Ценностные и "реальные" суждения и др.
В концентрированной форме свое методологическое кредо ученый изложил в
знаменитой формуле: "Социальные факты нужно рассматривать как вещи". По Э.
Дюркгейму, социальные факты в принципе отличаются от фактов психологических. Отличие
это двоякое. Во-первых, социальные факты являются внешними по отношению к индивиду
(психологические факты им мыслились как внутренние, главным образом относящиеся к
психике индивида). Во-вторых, социальные факты оказывают принудительное воздействие на
индивида, который вынужден им подчиняться, что конкретно проявляется в типизации
характера поведения людей. Отнюдь не случайно ученый подчеркивает, что социальные
факты по своей сути являются вещами, что нельзя сказать о фактах психологических или
философских понятиях.
По Дюркгейму, социальные факты могут быть двоякого рода:
1) материального характера:
- само общество;
- его социальные структуры (государство, религия, право);
- морфологические компоненты общества (характер территории, собственности,
объем и плотность населения, его жилищные условия, способы коммуникации и
т.д.;
2) нематериального, духовного характера:
- мораль, ценности и нормы;
- коллективное сознание;
- коллективные представления, верования.
Таким образом, по Дюркгейму, предметом социологии являются социальные факты,
как материальные, так и нематериальные (именно они главным образом интересовали
ученого), ибо социологически позволяли интерпретировать, должное, приемлемое поведение
и поведение девиантное, проявляющееся в отклонении от общепринятых норм. Как, какими
методами исследовать социальные факты?
Методы
В принципе Э. Дюркгейм исходил из того, что в социологии должны применяться
объективные методы, аналогичные методам естественных наук. Задача социолога, по
мнению ученого, сводится к тому, чтобы исследовать и находить причинно-следственные
связи между социальными фактами в контексте взаимоотношений общества, его структур и
индивидов, что позволяет обосновывать общественные законы и на этой основе формировать
общие представления ("норму") о социальных и политических реалиях, а также, анализируя
отклонения от нормы, выявлять социальную патологию, как в развитии общества, его
социальных структурах, так и поведении индивидов.
Использование объективных методов естественных наук для изучения материальных
социальных фактов приемлемо и понятно. Например, можно путем наблюдения, измерения
зафиксировать определенные параметры населения. Но как измерить нематериальные
социальные факты, например, коллективные представления, верования? Не впадем ли мы
опять в философствование, если будет напрямую их оценивать? Дюркгейм считал
принципиально невозможным для социолога непосредственно изучать нематериальные
социальные факты. Тогда, где же выход из создавшегося положения?
По Дюркгейму, выход состоит в том, чтобы социальное объяснять социальным. Если
материальные и нематериальные факты находятся во взаимной зависимости, являются
причиной друг друга, то чтобы научно, эмпирически изучить нематериальные социальные
факты, социолог должен найти и исследовать материальные социальные факты,
непосредственно влияющие на первые, отражающие их природу. Скажем, определенная
структура семьи (материальный факт) непосредственно способствует формированию,
определенной брачной морали, коллективных представлений о должном в семейных
отношениях. Так, эмпирически изучая структуру и функции семьи конкретного общества,
социолог может получить данные о характере коллективного сознания членов этого общества.
Дата добавления: 2016-04-11; просмотров: 733;