Возникновение социологии как науки.
Социология в качестве отдельной науки сформировалась после опубликования О. Контом в 1839 г. третьего тома работы «Курс позитивной философии», где он впервые использовал термин «социология» и выдвинул задачу изучения общества на научной основе.
Конт сформулировал Закон трех стадий описывающий интеллектуальную эволюцию человечества:
1. Теологическая или фиктивная (от Древности до 13 в.) - господство религиозно-мифологического сознания. Фазы: 1) Фетишизм (Древний мир) – люди приписывали жизнь окружающим предметам и видели в них богов. Высшая ступень этой фазы – поклонение небесным светилам. 2) Политеизм (Древняя Греция и Рим) – характеризуется лишением вещей жизни и преобладанием воображения над инстинктами и чувствами. 3) Монотеизм (Средневековье) – идея подчинения всех явлений неизменным законам.
2. Метафизическая или абстрактная (конец 13 - 19 вв.) – сверхъестественные факторы заменены отвлеченными силами – сущностями и абстракциями.
3. Позитивная или научная (со второй половины 19 в.) – единственной формой развития знания становится наука, а воображение подчиняется наблюдению (на предыдущих стадиях было наоборот).
Переход от одной стадии к другой в разных науках происходит последовательно, но не одновременно, по принципу – от простого к сложному, от низшего к высшему. Чем проще объект изучения, тем быстрее устанавливается позитивное знание. Социология – вершина позитивного знания. Она опирается в своих исследованиях на «позитивный метод», т.е. опору теоретического анализа на совокупность эмпирических данных, собранных в наблюдении.
О. Конт сформулировал Закон разделения и кооперации труда, благодаря действию которого образуются различные социально профессиональные группы, растет разнообразие в обществе, повышается жизненный уровень людей. Однако именно разделение труда приводит к односторонней профессионализации, искажает личность, ведет к разрушению таких устоев общества, как солидарность и согласие. Способствовать установлению которых и призвана, по мнению О. Конта, социология. Разделение и кооперация труда способствуют развитию только профессиональной солидарности, объединению социальных чувств представителей тех же профессий и формированию враждебного отношения к другим, появлению корпораций и корпоративной эгоистической морали, образования классов и изменениям структуры общества.
О. Конт формулирует Энциклопедический закон, выражающийся в классификации наук, в основе которой положил принцип однородности всех явлений (т.е. подчинение их естественным законам этого мира).
Во-первых, он разделил все науки на абстрактные и конкретные. Абстрактные науки должны были раскрывать законы определенной сферы явлений (напр, биология), а конкретные должны были находить для этих законов какое-либо практическое применение (напр, медицина). Во-вторых, он предлагает разделение наук в зависимости от их предмета и характера их содержания на 6 абстрактных теоретических дисциплин:
1) Математика. 2) Астрономия. 3) Физика. 4) Химия. 5) Биология. 6) Социальная физика (социология).
Место каждой науки дано ей по степени усложнения предмета изучения. Самый сложный и наименее общий предмет - это социальные явления, п.э. социология, которая стоит на вершине иерархии, должна выполнять двоякую функцию: должна стать средством и целью этой самобосновывающейся системы.
О. Конт определил 4 метода социологии:
1) Наблюдение (один из главных) социальных фактов, что дает возможность поставить социологию на уровень науки.
2) Эксперимент: прямой (наблюдение явлений под влиянием созданных условий) и косвенный (анализ патологических явлений в социологии, как и в биологии).
3) Сравнительный – сопоставление различных типов общества и общностей, в связи с законом развития общества.
4) Исторический – сопоставление различных фаз эволюции человечества, последовательной оценке различных состояний человечества.
О. Конт делит социологию на 2 части: социальную статику и социальную динамику, соответствующие двум частям его главного социального лозунга «Порядок и прогресс». Социальная статика – это социальная анатомия и как теория порядка изучает строение социального организма. Социальная динамика – это социальная физиология и как теория прогресса изучает его функционирование.
Дата добавления: 2016-02-11; просмотров: 846;