Общество как социокультурная единица
Сообщество – 1. Объединение людей, народов, государств, имеющих общие интересы, цели, именуемое «социумом» (международное или мировое сообщество; западноевропейское сообщество; научное сообщество); 2. Группа растительных или животных организмов, живущих вместе (муравьиное – муравейник; пчелиное - рой).
Социум – организационная форма совместной деятельности людей, одна из подсистем мира, занимающая специфическое место в нем. Понятие «социум» в научный оборот ввел Карен Хачикович Момджян.
Формы социума: родовые, семейные, социально-классовые, национально-этнические, территориально-поселенческие общности. Высшая форма социума – общество как целостная социальная система.
Понятие «общество» в самом широком понимании – исторически сложившаяся общность людей и как социальная форма движения бытия, противоположная, противостоящая природе и природному, именуется «социумом». Общество в самом узком смысле – группа людей, объединившихся для общения, совместной деятельности, взаимопомощи и поддержки друг друга («общество книголюбов», «дворянское общество») В узком значении общество употребляется для обозначения любых типов и видов социальных общностей, множественность и особенности которых определяются разнообразием жизнедеятельности людей. На основании такого подхода выделяются подсистемы, структура, функции общества.
Если понятие «общество» в широком плане фиксирует общие сущностные черты коллективной формы жизнедеятельности индивидов, то понятие «общество» в узком смысле раскрывает факт существования конкретного сообщества людей.
Главным отличием общества от других видов бытия является то, что общество – это не только коллектив людей и совокупность индивидов, но и результат, продукт человеческой деятельности.
В рамках структурно-функциональной парадигмы общество рассматривают на подобии английского парка, где можно четко выделить структуру и позиции.
Родовым понятием по отношению к понятию «общество» выступает социальная общность.Социальная общность– совокупность людей, объединенная на основании некоторого общего признака (биологического, конфессионального, культурного, социального, территориального, языкового), в рамках которой происходит социальное и языковое взаимодействие. Этимологически слово «общность» восходит к слову общее.
Общность является соц. группой, которая создана на основе соц. отношений.
Исторически первой формой соц. общности была семья и такие, основанные на кровнородственных отношениях, социальные общности, как род (родовая община) и племя. В дальнейшем социальные общности формируются также и на других основаниях и несут на себе отпечатки конкретного социально-экономического строя.
Социальные общности могут классифицироваться по различным основаниям: формирующиеся в сфере общественного производства (классы, профессиональные группы и т.п.), образующиеся на этнической основе (народности, нации), вырастающие на основе демограф-их, семейно-брачных и других объединений людей.
Социальная совокупность (социальный агрегат) – множество индивидов, обладающих какими-либо общими соц. чертами, но не объединенных общностью цели и единой позиционно-ролевой структурой, а соответственно единством соц. деятельности.
С обретением таких качеств соц. совокупность может превратиться в соц. группу, и наоборот, при определенных условиях группа может превращаться в агрегат (напр, толпа)
Социальная категория – статистическая группировка индивидов, обладающих общей характеристикой (напр., определенным уровнем дохода или проф. положением)
Признаки (критерии) общества по Эдварду Шилзу:
1) оно не является частью более крупной системы; 2) браки заключаются между представителями данного объединения; 3) оно наполняется преимущественно за счет детей тех людей, которые уже являются его признанными представителями; 4) объединение имеет территорию, которую считает своей собственной; 5) у него собственное название и собственная история; 6) оно обладает собственной системой управления; 7) оно существует дольше средней продолжительности жизни отдельного индивида; 8) его сплачивает общая система ценностей, которую называют культурой.
Типология обществ
1) теория «трех волн» (Элвин Тоффлер), в основе выделения которой лежат 3 волны радикальных преобразований: а) аграрная (неолитическая) революция, превратившая кочевников в крестьян и характеризующая традиционное общество; б) промышленная революция, превратившая аграрное общество в капиталистическое; в) технологическая революция, связанная с началом компьютерной эры и переходом к информационному (современному) обществу. Общество будущего Тоффлер называл супериндустриальным, для которого характерно устремление социума к фрагментации, а не к единству, к рассредоточению власти, а не к ее концентрации, что будет являться следствием процесса дестандартизации.
2) типология Дэниела Белла, основывающуюся на эволюции технологии и знания: а) доиндустриальное, б) индустриальное, в) постиндустриальное общества. Последнее, характеризуется: 1) широкими торговыми отношениями между странами; 2) большим излишком товаров, доступных среднему человеку; 3) "информационным взрывом" (резким возрастанием роли и значения знаний и информации в обществе); 4) возникновением "глобальной деревни" ("сближением" стран и народов благодаря мгновенным всемирным коммуникациям).
Согласно Дюргейму, для доиндустриального общества характерно отсутствие у индивида собственной индивидуальности и сливание индивида вместе с ему подобными.
Дата добавления: 2016-02-11; просмотров: 1047;