Книга третья Глава I О ТОМ, ЧТО ДОЗВОЛЕНО НА ВОЙНЕ, ОБЩИЕ ПРАВИЛА ПО ЕСТЕСТВЕННОМУ ПРАВУ; ТУТ ЖЕ О ХИТРОСТЯХ И ОБМАНЕ
I. Порядок последующего изложения.
II. Правило первое: на войне дозволено то, что необходимо для достижения поставленной цели; пояснения.
III. Второе: следует соблюдать право, вытекающее не только из самого источника войны, но также из условий, постоянно возникающих в течение войны
IV. Третье: некоторые последствия деяний не составляют правонарушений, хотя как преднамеренные они являются недозволенными; против них принимаются меры предосторожности.
V. Что дозволено против тех, кто снабжает неприятеля: изъясняется с помощью различений.
VI. Дозволено ли на войне прибегать к обману?
VII. Хитрость в акте отрицательном сама по себе не запрещена.
VIII. Хитрость в акте положительном делится на такую, которая осуществляется путем действий, имеющих неформальное значение, и такую. которая осуществляется путем действий, имеющих формальное значение как бы по соглашению; доказывается, что хитрость первого рода дозволена
IX.В отношении хитрости второго рода указывается трудность вопроса.
X. Не всякое произвольное словоупотребление, которое обычно должно иметь иной смысл, является недозволенным
XI. Природа недозволенной лжи имеет форму столкновения с правом другого; что поясняется.
XII. Доказательство дозволенности лжи по отношению к детям и безумным.
XIII. Или когда вводится в заблуждение тот, к кому речь не обращена или кого дозволено обманывать, не прибегая к словам.
XIV. Или когда речь обращена к тому, кто согласен подвергнуться обману таким образом.
XV. Или когда говорящий пользуется правом верховенства над своим подданным.
XVI. Если ввиду сложившихся обстоятельств иначе невозможно сохранить жизнь невиновного или тому подобное.
XVII. Какие авторы полагают, что по отношению к врагам заведомая ложь дозволена
XVIII. Это не распространяется на обещания, даваемые на словах.
XIX. И на произнесение клятвы.
XX. Великодушно, однако же, и более свойственно христианской простоте воздерживаться даже от обманов врага; что поясняется подходящими примерами.
XXI. Нам не следует вызывать кого-либо на нечто такое, что нам дозволено, ему же не дозволено.
XXII. Тем не менее дозволено пользоваться добровольно предложенными услугами
Порядок последующего изложения
I. Мы ознакомились с тем, кто ведет войну и по каким именно причинам дозволено вести войну. Далее следует изложить вопрос о том, какие действия и до каких пределов возможны и к каким приемам дозволено прибегать на войне; а также о том, что соблюдается здесь само собой, а что - в силу предшествующего обещания. Само по себе - это, во-первых, по природе, во-вторых, в силу права народов. Посмотрим же, что именно дозволено по природе.
Правило первое: на войне дозволено то, что необходимо для достижения поставленной цели; пояснения
II. 1.Во-первых, как мы неоднократно уже говорили выше, то, что ведет к цели в области нравственности, получает свою внутреннюю ценность отчасти от самой цели (Витториа, "О праве войны", 15). Поэтому на необходимое для осуществления права, не в силу физической потребности, а в силу нравственной потребности, конечно, мы имеем право. Я разумею здесь так называемое право в строгом смысле, означающее способность действовать исключительно по отношению к обществу. В связи с этим, если я иначе не в состоянии сохранить жизнь, то мне дозволено отвращать применением любой силы посягательство на нее, даже если оно и свободно от вины, как мы заметили уже в другом месте; ибо право это возникает собственно не из преступления другого лица, но из права, предоставленного мне природой ради меня самого.
2. Мало того, я могу посягать даже на чужое достояние, если иначе мне угрожает несомненная опасность, независимо от чужой вины (Витториа, "О праве войны", 18, 39, 55). Я не могу стать собственником соответствующего имущества, поскольку это не имеет отношения к делу, но я могу им воспользоваться, пока моя безопасность не будет в достаточной мере обеспечена; что тоже нами исследовано в другом месте (кн. II, гл. II, X).
Так, я по природе имею право отнять свою вещь, которую удерживает другой; если же это затруднительно, то можно взять что-нибудь иное, равное по ценности, как бы во исполнение причитающегося долга. В подобных условиях также возникает собственность, ибо иным способом невозможно восстановить нарушенное равноправие (Сильвестр, на слово "война", ч. I, 10, абз. I).
3. Если справедливо наказание, то справедливо и любое принуждение, без которого невозможно прибегнуть к наказанию; и все, что входит составной частью в наказание, как разрушение вещей на пожаре или иное, поскольку это, разумеется, находится в пределах права и соразмерно с неправомерным деянием.
Второе: следует соблюдать право, вытекающее не только из самого источника войны, но также из условий, постоянно возникающих в течение войны
III. Во-вторых, следует иметь в виду, что наше право должно определяться, исходя не только из источника самой войны, но также из производных причин, точно так же как после подтверждения искового требования на суде нередко у стороны возникает новое право. Так, если кто-нибудь действует заодно с напавшим на меня, будь то союзники или подданные, то тем самым мое право самозащиты распространяется и против них. А те, кто вступает в несправедливую войну, в особенности же когда они сами могут и должны знать, что война несправедлива, одновременно принимают на себя обязанность к возмещению расходов и убытков, потому что по их вине причиняется ущерб. Вступающие в войну без достаточного основания тоже заслуживают наказания в силу несправедливости. присущей их образу действий. Платон оправдывает войну, "пока виновные не будут, наконец, вынуждены подвергнуться наказанию и дать невинным удовлетворение за причиненное им зло".
Третье: некоторые последствия деяний не составляют правонарушений. хотя как преднамеренные они являются недозволенными; против них принимаются меры предосторожности
IV. 1. В-третьих, нужно учитывать, что к праву на действия привходят многие косвенные последствия, помимо намерения действующего2, которые сами по себе не составляют егo права. Относительно того, .как это возможно при самозащите, мы дали объяснение в другом месте. Так, при отыскании принадлежащего нам, если невозможно ограничиться получением равного по стоимости, то мы имеем право захватить больше, чем положено, однако же с обязательством возместить стоимость излишка (Витториа, "О праве войны", 37). Корабль, наполненный морскими разбойниками, или дом, занятый разбойниками, можно подвергнуть действию метательных орудий хотя бы на таком корабле или в таком доме находилось несколько детей, женщин или других ни в чем не повинных людей, которые подвергаются опасности. "Не виновно в чужой смерти лицо, - по словам Августина, - если оно обнесет стенами свое владение и если кто-нибудь погибнет вследствие их ветхости" (посл. 154, "К Публиколе").
2. Но подобно тому, как не всегда и не во всех отношениях дозволено то, что соответствует праву в строгом смысле, - о чем мы не раз упоминали выше, - так нередко и любовь к ближнему не позволяет нам воспользоваться всей полнотой права. Поэтому нужно избегать и того, что происходит неожиданно, и того, наступление чего можно предвидеть, если благо, к которому направлено наше действие, незначительно превышает зло, которого должно опасаться, или если при равенстве блага и зла надежда на достижение блага не намного превышает опасение зла. При этом выбор предоставляется благоразумию, но с тем, чтобы в случае сомнения он всегда склонялся в ту сторону, которая выгоднее другому, чем себе; что более безопасно. "Оставьте расти волчцы, - сказал верховный учитель, - чтобы, вознамерившись вырвать их не вырвать вместе с ними и пшеницы" (евангелие от Матфея, XIII, 29; Фома Аквинский, II, II, вопр. 64, ст. 2).
"Истребить многих людей без разбора, - пишет Сенека, - под силу пожару и землетрясению" ("О милосердии", кн. II, в конце). История свидетельствует нам, сколь тяжким покаянием, по внушению Амвросия, искупил неумеренность отмщения император Феодосии.
3. Если же бог иногда творит нечто такое, то это не может послужить нам примером, так как богу принадлежит неограниченное право над нами, которого нам он не предоставил, как мы указали в другом месте. И тем не менее сам бог, господь над людьми по праву своему, ради весьма немногих праведных имеет обыкновение щадить даже обширное сборище злых и этим свидетельствует о своей справедливости в качестве судьи, как этому явно нас учит беседа Авраама с богом о Содоме (кн. Бытия, XVII, 23 и ел.).
Из таких всеобщих правил можно заключить, в какой мере дозволено по природе проявлять свою власть над врагом.
Что дозволено против тех, кто снабжает неприятеля: изъясняется с помощью различений
V. 1. Но обычно возникает вопрос, что дозволено относительно тех, кто не является врагом или не хочет назваться им, тогда как доставляет врагу некоторые предметы. И в древности, и теперь, как нам известно, этот вопрос вызывал острые споры, причем одни защищали здесь военную необходимость, другие же - свободу торговли.
2. Прежде всего нужно проводить различие между самими вещами. Существуют ведь такие вещи, которые имеют применение только на войне, как, например, оружие; есть также такие, которые на войне не имеют никакого применения как, например, вещи, служащие предметами удовольствия есть, наконец, и такие, которые употребляются и на войне и не на войне, как деньга, продовольствие, корабли и корабельные грузы3.
К вещам первого рода относится правильное изречение Амаласвинты, обращенное к Юстиниану, а именно, что тот кто снабжает врага необходимым для войны, находится на его стороне (Прокопий, "Готский поход", I).
Вещи второго рода не вызывают опоров. Так, Сенека заявляет, что он готов оказать содействие тирану, поскольку такая услуга не способствовала бы ни увеличению его власти, погибельной для всех, ни укреплению ее4, то есть поскольку такая услуга не может повлечь за собой всеобщего бедствия. В пояснение чего Сенека добавляет: "Я не доставлю ему денег на содержание свиты. Если же он пожелает мрамора и одежд, ничто не помешает кому угодно снабдить его предметами роскоши; но ни воинов, ни оружия ему я не дам. Если же в виде крупного подарка он потребует мастеров сцены и того, чем можно смягчить его жестокость, я охотно предоставлю это ему; но не пошлю ему ни трирем, ни военных кораблей с обитыми медью носами, хотя готов доставить ему корабли для увеселений и празднеств и иные царские забавы и развлечения в море". И Амвросий высказывает суждение, что оказывать широкую помощь тому, кто составит заговор против безопасности родины, не есть щедрость, заслуживающая одобрения ("Об обязанностях", кн. I, гл. 30).
3. Когда налицо вещи третьего рода, могущие быть использованы двояким способом, нужно принимать во внимание состояние войны. Ибо поскольку я не могу обезопасить себя иначе, как путем захвата доставляемых предметов, то, в согласии со сказанным нами в другом месте, необходимость сообщает право под условием возмещения убытка, если не возникает другая причина (Can. In. С. I'ta. quorundam et С. ad liberan'dam. De ludaeis). Когда осуществлению моего права препятствует подвоз предметов и это может быть известно тому, кто занят подвозом, - как, например, в случаях, если я держу город в осаде, если блокирую порт, и уже ожидается его сдача или заключение мира, - то виновный будет обязан мне возместить причиненный убыток (Сильвестр, на слово "возмещение", ч. III, 12). В указанных случаях, как и за освобождение из тюрьмы должника или за устройство его побега в ущерб мне, в .возмещение за причиненный убыток можно захватить вещи виновного и приобрести собственность на них в погашение долга. Если же убыток еще не причинен, но есть намерение его причинить, то право будет состоять в том, чтобы принудить другую сторону задержанием имущества дать обеспечение на будущее в виде заложников, залога или иного рода ручательства. Коль скоро, кроме того, несправедливость по отношению ко мне моего врага будет совершенно очевидна и третья сторона поддержит его в намерении начать несправедливейшую войну, то она в силу не только гражданского, но и уголовного права будет отвечать за причиненный ущерб, как тот, кто изъемлет виновного от надлежащего судьи. И на этом основании надлежит вынести обвинительный приговор против нее в соответствии с преступлением, согласно тому, что нами было сказано в главе о наказании; поэтому ее, помимо прочего возможно будет лишить имущества в определенной мере.
4. По этим причинам стороны, ведущие войну, должны объявлять публично прочим народам5 как о причине войны, так и о вероятной надежде осуществления своего права.
5. Соответствующий вопрос мы относим к праву естественному потому, что история не дает никаких относящихся к данному предмету6 постановлений в праве, зависящем от воли человека.
Римлян, которые снабжали продовольствием врагов карфагенян, захватили однажды сами карфагеняне, но по требованию римлян те же карфагеняне выдали захваченных ими (Полибий, кн. I). Когда Димитрий, заняв войском Аттику, занял также соседние города Элевсин и Рамнунт, намереваясь морить афинян голодом, он повесил капитана и кормчего7 с корабля, готового доставить продовольствие, и, устрашив, таким образом, прочих, овладел самим городом (Плутарх, жизнеописание Димитрия Полиоркета).
Дозволено ли на войне прибегать к обману?
VI. 1. Что же касается способа действия, то насилие и устрашение наиболее свойственны войне. Обычно ставится также вопрос, можно ли прибегать к хитростям. Гомер сказал, что врагу следует причинять вред:
Хитростью, силой открытой - тайно иль явно.
И у Пиндара встречается такое место:
Твори, что угодно, стало быть, силой
Врагу разрушительной.
У Виргилия сказано следующее:
Хитрость иль добродетель кто во враге ожидает?
Затем идут самые стихи:
Рифей, муж справедливый,
Среди тевкров один, всецело преданный правде.
Можно прочесть, что соответствующим правилам следовал столь славный своей мудростью Солон. Силий Италик в сказании о подвигах Фабия Максима (кн. XV) пишет:
Затем и доблесть облекается коварством.
2. У Гомера Улисс, образец мудрейшего мужа, неизменно использовал хитрости против врагов; отсюда Лукиан выводит правило, что достойны похвалы те, кто обманывает врага. По словам Ксенофонта ("О воспитании Кира", кн. I; "О верховой езде"), нет ничего полезнее хитрости на войне; а Брасид у Фукидида (кн. V) говорит, что величайшая слава из всех на войне достается тем, кто вводит врага в заблуждение8. И у Плутарха ("Изречения") Агесилай утверждает, что обманывать врага и справедливо и дозволено. Полибий (кн. IX) считает, что на войне меньшее значение имеют подвиги силы по сравнению с тем, что является делом случая и хитрости. И оттого Силий Италик (кн. V) выводит Корвина, который говорит:
Хитростью надо сражаться, вождю же искусному - слава".
А Плутарх (жизнеописание Марцелла) замечает, что так мыслили сами суровые лакедемоняне и что наибольшую жертву приносил тот, кто достигал цели хитростью, а не открыто военной силой. Он же сообщает, что Лисандр10 достиг многого, "преимущественно пускаясь на разнообразные военные хитрости". И в похвалах Филопомену он указывает, как тот наставленный учением критян, простые и великодушные обычаи войны сочетал с хитростями и грабежами. У Аммиана Марцеллина имеется такое изречение: "Не проводя разницы между доблестью и хитростью, следует одобрять всех за удачный исход войны".
3. Римские юристы одобряют хитрости, предпринимаемые против врага (D. 1. I de dolo), а также утверждают, что неважно, силой или же хитростью кто-либо избежит власти врага (L. Nihil. D. de captivis). "Хитрость не заслуживает порицания, именно хитрость военная", - замечает на песнь пятнадцатую "Илиады" Евстафий. Среди богословов Августин заявляет: "Когда предпринимается справедливая война, для справедливости безразлично, сражаются ли открыто силой или с помощью хитростей" ("На Иисуса Навина", вопр. X). И. Златоуст говорит, что великую славу заслужили императоры, которые одерживали победы хитростью ("О священстве", кн. I).
4. Однако нет недостатка во мнениях, в которых дается обратный совет; некоторые из таких мнений мы приведем ниже. Постановка данного вопроса находится в зависимости от того, всегда ли хитрость относится к роду зол, по отношению к которым имеет место положение о том, что не следует делать зло ради добра; или же оно относится к числу таких зол, которым не свойственна исключительная порочность по самой их природе, но которые случайно могут причинять и добро.
Хитрость в акте отрицательном сама по себе не запрещена
VII. Тут нужно заметить, что один вид зла состоит в отрицательном деянии, другой вид - в деянии положительном. Я распространяю понятие хитрости также на отрицательные акты, по примеру Лабеона, который относит к хитрости, хотя и не злостной, использование лицемерия, своего или чужого (L. I, Dolum malum. D. de Dodo male). Без сомнения, слишком упрощенно сказано Цицероном, что из всего в жизни наиболее преступны лицемерие и сокрытие ("Об обязанностях", кн. III). Так как никто не обязан открывать другим все, что ему известно, и все свои намерения, то, следовательно, не предосудительно по отношению к кому-нибудь в чем-нибудь прибегать к лицемерию, то есть скрывать и таить что-либо. По словам Августина11, "следует благоразумно таить истину, каким-либо образом маскируя ее" ("Против лжи", гл. X; Фома Аквинский, II, II, волр. 40, ст. 3, и вопр. 71, ст. 7; Сильвестр, на слово "война", ч. I, 9).
И сам Цицерон не раз признает ("В защиту Милона", "Письма", кн. VII, 9; "В защиту Кн. Планция") необходимость, по крайней мере неизбежность, этого12, в особенности же для тех, чьему попечению вверено управление государством. Отличным примером здесь может служить история пророка Иеремии (гл. XXXVIII). Ибо этот пророк на вопрос об исходе осады в присутствии знатных по просьбе царя благоразумно не ответил, избрав, между прочим, иной, но невымышленный предмет для разговора. Тут уместно напомнить также, что Авраам называет Сару сестрой13, то есть, согласно принятому обычно обороту речи, кровной родственницей, скрывая свой брак с ней (кн. Бытия, XX; Фома Аквинсний, II, II, вопр. 110, ст. 3).
Хитрость в акте положительном делится на такую, которая осуществляется путем действий, имеющих неформальное значение, и такую, которая осуществляется путем действий, имеющих формальное значение как бы по соглашению; доказывается, что хитрость первого рода дозволена
VIII. 1. Обман, состоящий в положительном действии, если он осуществляется с помощью проступков, называется притворством, а если же на словах, то - ложью. Некоторые между этими двумя вещами проводят различие: по их мнению, слова представляют собой естественные знаки мыслей, действия же - не только знаки. Однако правильно другое: слова по самой природе и независимо от человеческой воли. например, при ощущении боли не означают ничего, кроме смутных и нечленораздельных звуков, которым более подходит название самого действия, чем речи. Что же касается того положения, что отличие природы человека от прочих животных составляет способность выражать другим понятия своей души и что для этой цели изобретены слова, то оно верно, но с добавлением, чтo такое сообщение мыслей возможно не только с помощью одних слов, но и наклонением головы14, как у немых (L. Labeo в ult. D. de sup, lega'ta). Движение головой имеет нечто общее с самим предметом мысли по природе или же приобретает значение только путем произвольного установления. С кивками головой сходны такие знаки, которые означают нечленораздельные звуки речи, как говорит юрист Павел (L, Non figura. D. de obi. et act.)15, но самые вещи вследствие какого-нибудь соглашения, как иероглифы, или же чисто произвольно, как у китайцев.
2. Здесь, следовательно, необходимо проводить иного рода различение, подобное тому, какое мы проводили во избежание двусмыслицы в словах "право народов". Ибо мы сказали, что правом народов называется и то, что принято отдельными народами без взаимного обязательства, и то, что включает в себя взаимное обязательство.
Очевидно, как слова, так и жесты и другие указанные знаки изобретены для обязательного взаимного обозначения некоторых предметов, по выражению Аристотеля - "по взаимному соглашению" ("О толковании", гл. 4); иначе обстоит дело с прочими вещами. Прочими вещами можно пользоваться, если даже мы предвидим, что другая сторона составит неправильное мнение16. Я говорю о внутренней сущности, а не о чем-либо привходящем.
Необходимо привести пример обмана, от которого не последовало никакого вреда17 и такой пример, когда самый вред независимо от предположения обмана был дозволен.
3. Пример первого рода встречаем в лице Христа, который по пути в Эммаус перед своими спутниками "сделал вид", что хочет идти далее (евангелие от Луки, XXIV, 28); если только мы не предпочтем думать, что он действительно хотел идти далее, но был, однако, удержан настойчивыми просьбами. Подобно этому говорится, что бог хотел многого, из чего не все сбылось; и в другом месте указывается, что Христос намеревался опередить апостолов, плывших по морю в лодке, коль скоро, по-видимому, он не был бы настойчиво приглашен взойти в лодку (евангелие от Марка, VI, 48).
Другой пример можно найти у апостола Павла, который совершил обрезание над Тимофеем, прекрасно сознавая, что иудеи это воспримут за признак сохранения силы для потомства Израиля, уже отмененного к тому времени предписания об обрезании, как если бы оно исходило от самих Павла и Тимофея; в действительности же Павел не ставил себе подобной Цели, но хотел лишь облегчить себе и Тимофею возможность более близкого общения с иудеями (Деяния св. ап. XVI, 3). Обрезание, поскольку предписание о нем закона божия было отменено, уже более не составляло обязанности в силу установления; но проистекавшее от ошибки временное зло, которое следовало немедленно устранить, было не столь велико, сколь было значительно то добро, которое преследовал апостол Павел а именно - распространение евангельской истины.
Подобного рода притворство отцы греческой церкви часто именуют "предусмотрительностью"18. Об этом имеется отличное изречение Климента Александрийского, который, толкуя о добром муже, говорит: "Пусть он делает ради блага ближнего то, что не стал бы делать иначе добровольно и по первоначальному намерению". Так было во время войны римлян, когда они выбросили хлеб на передовые позиции противника, чтобы тот не думал, что их угнетает голод (Ливии, V).
4. Примером второго рода обмана может служить притворное бегство, произведенное по приказу Иисуса Навина его воинами в целях захвата Хайя (Иисус Навин, VIII; Сильвестр, на слово "война", ч. I, 9); это нередко делалось и по приказу других вождей. Здесь самое бегство не имеет никакого условного значения; однако проистекающий отсюда вред мы считаем дозволенным согласно военной справедливости. Хотя враг принимает бегство за проявление страха, враждебная сторона не обязана его в этом разуверить, располагая свободой двигаться в любом направлении, с большей или меньшей быстротой, сохраняя тот или иной вид и внешность.
Туда же следует отнести образ действий тех, о ком можно прочесть в разных местах, как они пользовались вооружением, знаками, одеянием и знаменами врагов.
5. Всем этим кто угодно может пользоваться по произволу, даже вопреки обычаю, поскольку тут самый обычай возникает из произвола отдельных лиц, а не из какого-либо общего согласия; подобный обычай никого не обязывает.
В отношении хитрости второго рода указывается трудность вопроса
IX. 1. Серьезнее спор о знаках, которые, так сказать, находятся в обращении среди людей; в ложном использовании этого рода знаков и заключается источник обмана в собственном смысле. Так, много имеется изречений против обмана в священном писании: "Ложное слово будет ненавистно справедливому, то есть доброму мужу" (Притчи, XIII, 5); "Ложные речи и слова обмана удали от меня" (Притчи, XXX, 8); "Погуби рекущих ложь" (Псалмы, V, 7); "Не обманывайте друг друга" (посл. ап. Павла к колоссаям, III, 9).
Это строго соблюдает Августин; и среди философов и поэтов имеются такие, которые, как видно, мыслят одинаково с ним. Известно следующее место у Гомера:
Он ненавистен мне наравне со вратами Аида.
Ум его мыслит иное, чем явно язык произносит.
Софокл говорит:
Вопреки истине на следует вещать;
Но если истина грозит погибелью,
То извинительно от правды отступить.
Клеобул заявляет:
Ненавидит обман, кто доблесть в сердце питает.
Аристотель сказал: "Обман сам по себе гнусен и заслуживает порицания, истина же прекрасна и похвальна".
2. Но нет недостатка также и в авторитетной поддержке противоположного мнения. Во-первых, известны примеры безупречных прославленных мужей в священном писании19; во-вторых, - высказывания древних христиан - Оригена, Климента, Тертуллиана, Лактанция, Златоуста, Иеронима, Кассиана и почти всех остальных, по признанию самого Августина, который если даже и не согласен с этим, то тем не менее указывает на "важность вопроса", "темноту предмета", "спор, в котором мнения сведущих расходятся" (таковы его собственные слова).
3. Из числа философов сюда относятся Сократ и его ученик Платон, Ксенофонт, в известной степени Цицерон, а также, если верить Плутарху и Квинтилиану, стоики, которые среди добродетелей мудреца называют знание того, когда и в какой мере возможно отступать от истины (Платон, "Государство", I II и V; Ксенофонт, "Воспоминания о Сократе", IV; Плутарх. "Противоречия стоиков"; Квинтилиан, XII I). По-видимому, в ряде случаев с ними не расходится Аристотель, чье "само по себе", как мы указали, может быть истолковано вообще или по отношению к вещи самой по себе независимо от обстоятельств ("Этика Никомаха", VII, 3). Толкователь же его Андроник Родосский ("На "Этику Никомаха", IV, 8) так пишет о враче, говорящем больному заведомую неправду: "Хотя он и обманывает, тем не менее он не обманщик". И приводит причину: "...так как он имеет намерение не лгать, но лишь пощадить больного".
4. Упомянутый мною Квинтилиан, защищая подобное мнение, заявляет, что по большей части действия как таковые благородны или же гнусны не сами по себе, но в зависимости от своих целей. Дифил замечает:
Любая ложь во имя сохранения
В моем лице не встретит осуждения.
У Софокла на вопрос Неоптолема:
Не опротивело тебе лгать и обманывать?
Улисс отвечает:
Нет, раз обман отменно благодетелен.
Сходные с этим заявления приводятся из Писандра и Еврипида. А у Квинтилиана читаем: "Ибо говорить неправду даже мудрым иногда дозволено". Евстафий, митрополит Фессалоникийский, в толковании на вторую песнь "Одиссеи" пишет: "Мудрый говорит неправду в крайней нужде"20. Он же приводит свидетельства из Геродота и Исократа.
Не всякое произвольное словоупотребление, которое обычно должно иметь иной смысл, является недозволенным
X. 1. Примирение столь различных мнений можно, пожалуй, найти путем более распространительного или ограничительного толкования обмана. Здесь мы разумеем неправду не в смысле случайного искажения истины или по неведению21 (Фома Аквинский, II, II, вопр. 110, ст. I, in resp.); например, у Авла Геллия (кн. XI, гл. 11) различается: говорить неправду и обманывать. Мы имеем в виду сознательное высказывание чего-либо с таким значением, которое расходится с мыслями в душе, будь то. в понимании или волении. Ибо то, что обозначается непосредственно словами и сходными знаками, есть понятия ума; оттого обманывает не тот, кто говорит неправду, считая ее истиной, но тот, кто хотя и говорит, несомненно, истинную вещь, но считает ее неправдой. Следовательно, для общей природы обмана требуется ложность высказывания. Отсюда вытекает, что когда любое слово или предложение "многозначны", то есть допускают несколько пониманий, как в народном словоупотреблении или в техническом применении, так и в фигуральных выражениях, достаточно понятных, тогда, если понятие в уме сообразно одному из соответствующих значений нельзя признать обмана, хотя бы даже было известно, что тот, кто воспринимает сказанное, должен понять это в ином смысле22.
2. Правильно, однако, что такое беспредметное словоупотребление не заслуживает одобрения, но может быть оправдано с помощью привходящих обстоятельств, если, например, оно способствует воспитанию того, кто вверен нашему попечению или когда к нему прибегают во избежание неуместного вопроса.
Пример первого рода дал сам Христос в словах: "Лазарь, друг наш, спит" (евангелие от Иоанна, XI, 11), что апостолы поняли, как если бы речь шла о сонном состоянии. Сюда относится также сказанное о восстановлении храма, где разумелось собственное тело, хотя Христу было известно, что иудеи поняли это применительно к храму в собственном смысле (евангелие от Иоанна, II, 20, 21). Сходным образом, когда он обещал апостолам двенадцать возвышенных сидений, как у филархов среди евреев и подобных царским (евангелие от Луки, XXII, 30), а в другом месте - испитие нового вина в царстве отца (евангелие от Матфея, XXVI, 25), то ему было достаточно известно, невидимому, что ими это было понято не иначе как в смысле обещания некоего царства в настоящей жизни; причем они были преисполнены подобной надеждой до самого момента вознесения Христа на небо (Деяния св. ап., I, 6). Он же в других местах обращается к народу с иносказаниями в притчах, чтобы слушатели могли понять его, лишь напрягая так внимание и прилагая такое усердие, как это заслуживало сказанное.
Позднейшим примером того же способа выражения из гражданской истории может послужить Л. Вителлий, к которому приставал Нарцисс, чтобы тот раскрыл ему иносказания своих речей и просто выразил свою мысль; но последний смог извлечь только двусмысленные ответы, допускающие толкование в любом смысле (Тацит, "Летопись", VI)23. Здесь можно привести и следующее изречение евреев ".- "Кто умеет пользоваться двусмыслицами, пусть пользуется; кто же не умеет, пусть умолкнет".
3. Может, напротив, случиться, что прибегать к указанному приему речи не только не похвально, но и бесчестно; если, например, достоинство божества25 или должная любовь к ближнему26, или уважение к высшим, или природа дела, о котором ставится вопрос, требуют полной откровенности в том, что скрывается в душе. Так, при рассмотрении договоров мы сказали, что необходимо высказывать то, что требуется природой договора; в этом смысле нелишне усвоить следующее правило Цицерона: "При заключении договоров нужно устранять всякого рода обман", заимствованное из древнего закона в Аттике: "Никто да не лжет на рынке" (Демосфен, "Против Лептина").
Тут слова "обман", "ложь", по-видимому, приводятся не только в собственном смысле, но также и в значении темных выражений. Сами же мы, когда говорим точно, исключаем сказанное из понятия обмана.
Природа недозволенной лжи имеет форму столкновения с правом другого; что поясняется
XI, 1. Итак, для общего понятия обмана требуется, чтобы то, что говорится, пишется, выражается, обозначается жестом, могло восприниматься иначе, кроме как в том смысле, который расходится с действительным намерением высказывающегося.
Необходимо, чтобы к этому более широкому понятию более узкое понятие обмана как чего-то естественно недозволенного присоединяло некоторый собственный отличительный признак, который, если надлежащим образом рассмотреть самый предмет, по крайней мере согласно с общим мнением народов, как видно, может быть лишь противоречием с существующим и сохраняющим свое действие правом того. кому направлены то или иное слово или знак, поскольку совершенно ясно, что никто не обманывает сам себя, высказывая величайшую ложь. Право я понимаю здесь не как что-либо внешнее для самой вещи, но как нечто свойственное и присущее делу. Ибо это есть не что иное, как свобода суждения27, которую должны, понятно, соблюдать говорящие по отношению к своим собеседникам, разумеется, как бы в силу некоторого молчаливого соглашения. Таким образом, это есть то взаимное обязательство, которое люди пожелали заключить одновременно с возникновением речи и сходных с ней знаков; потому что без такого обязательства изобретение их было бы бессмысленным.
2. Нам желательно, чтобы одновременно с произнесением слов существовало и сохраняло силу и указанное право, ибо может случиться, что право существовало, но отменено или же заменено иным, превосходящим правом, подобно погашению долга уплатой или прекращением условия. При этом требуется, чтобы нарушаемое право принадлежало тому, к кому мы обращаемся с речью, а не кому-либо другому; как и в договорах неправомерность возникает не иначе, как вследствие нарушения права договаривающихся сторон. Нелишне здесь, пожалуй, отметить, что Платон ("Государство", кн. I) вслед за Симонидом относит правдивость к справедливости и что обман, который запрещен, священное писание часто рассматривает как свидетельство или заявление против ближнего, и что сам Августин в природе обмана существенным считает намерение обмануть28. Цицерон также вопрос о правдивости в речах готов отнести к основаниям справедливости ("Об обязанностях", кн. I).
3. Однако, по-видимому, указанное нами право может отменяться либо прямым согласием того, с кем мы ведем разговор, как, например, когда кто-нибудь заранее предупредит, что станет говорить неправду, а другая сторона на это согласится молчаливо или иным подобным предполагаемым способом, либо противопоставлением права, которое принадлежит Другому лицу и которое согласно суждению всех имеет гораздо большую силу. Если это правильно понять, то нам во многом могут помочь соображения, которые немало послужили нам для согласования разногласий вышеприведенных мнений.
Доказательство дозволенности лжи по отношению к детям и безумным
XII. Во-первых, если ребенку или безумному сообщается что-либо имеющее ложный смысл, то тут, однако, нет обмана. Так, согласно общему мнению людей считается дозволенным
Забавлять неосмысленный возраст дитяти (Лукреций).
И Квинтилиан сказал о детях: "Для их пользы мы измышляем многое". Дело в том, что так как у детей и безумных не имеется свободы суждения то у них нельзя и нарушить такую свободу.
Или когда вводится в заблуждение тот, к кому речь не обращена или кого дозволено обманывать. не прибегая к словам
XIII. 1. Во-вторых, всякий раз, когда речь обращается к тому, кто не поддается на обман, если третье лицо черпает отсюда ложное убеждение, то здесь нет никакого обмана. Heт тут обмана для того лица, к которому обращена речь, потому что свобода его остается неприкосновенной. Положение такого лица сходно с положением тех, кто понимает басни, которые рассказываются, или тех, к кому обращаются с фигуральной речью, так сказать "иронически" или "гиперболически" подобная фигура, по словам Сенеки, ведет к истине путем обмана ("О благодеяниях", кн. VII, гл. 23)29, а у Квинтилиана соответствующий вымысел называется преувеличением. Нет тут обмана и для такого лица, которое слышит речь мимоходом, потому что к нему речь не обращена, с ним не ведется разговор, и оттого по отношению к нему у говорящего нет обязательства. Действительно, если лицо само составляет себе мнение о том, что говорится не ему, а другому, то оно должно вменять это мнение самому себе, а не другому. Коль скоро мы намерены судить правильно, то для него такая речь не есть речь, но представляет собой нечто, что может означать что угодно.
2. Следовательно, ни в чем не погрешили ни цензор Катон, ложно обещавший союзникам помощь (Тит Ливии, кн. XXXIV), ни Флакк, который рассказал другим, будто город взят штурмом Эмилием (Аппиан, "Война в Испании"), хотя в обоих случаях неприятель был этим введен в заблуждение. Нечто подобное сообщает Плутарх об Агесилае. Ведь тут врагам ничего не сказано; вред же, проистекший отсюда, есть нечто привходящее извне; его не воспрещено ни желать, ни причинять.
К такого рода речам Златоуст и Иероним30 отнесли слова ап. Павла, сказанные им в Антиохии, в которых он порицает ап. Петра за чрезмерную склонность к иудейству. Полагают, Петру было понятно, что это было сказано не серьезно, но в виде снисхождения к слабости присутствующих.
Или когда речь обращена к тому. кто согласен подвергнуться обману таким образом
XIV. 1. В-третьих, всякий раз когда несомненно, что тот, к кому речь обращена, не жалуется на посягательство против свободы его суждения и, наоборот, даже благодарен за проистекшую от того некоторую пользу, тоже нет никакого обмана в тесном смысле, то есть нет преступного обмана. Подобно тому, не совершает похищения тот, кто в соответствии с предполагаемой волей собственника воспользуется принадлежащей последнему малоценной вещью, чтобы обеспечить ему тем самым большую выгоду.
Согласно всему, что непоколебимо установлено до сих пор, предполагаемая воля имеет силу волеизъявления. Потерпевший по своей воле вред, несомненно, не терпит правонарушения. Очевидно поэтому, что не виновен тот, кто утешает больного друга мнимой надеждой, как Аррия утешал Пэта после смерти его сына, о чем сообщает в "Письмах" Плиний31. Сходен случай, когда при неблагоприятном ходе сражения дух войска поднимает ложное сообщение и возбужденная этим слухом сторона обеспечивает себе победу и спасение; по словам Лукреция, "обманутый так не сдается".
2. Демокрит говорит: "При всех обстоятельствах, когда это полезнее, следует говорить правду". Ксенофонт пишет: "Друзей дозволено обманывать ради их блага". Климент Александрийский считает позволительным "прибегать ко лжи в качестве лекарства". Максим Тирский заявляет: "И врач обманывает больного, и полководец - свое войско, и рулевой - моряков; в этом нет ничего предосудительного". Основание приводит Прокл в толковании на Платона: "Ибо то, что хорошо, лучше истины".
К такого рода обману относятся у Ксенофонта32 весть о приближении союзников ("Воспоминания о Сократе", кн. IV), заявление Тулла Гостилия о том, что по его приказу войско из Альбы совершает движение с фланга; а также, по выражения историков, "благодетельный обман" консула Квинкция об отступлении врага на одном крыле войска (Тит Ливий, XXXIV) и тому подобные случаи, встречаемые у историков. Следует, однако же, заметить, что и при подобном образе действий стеснение свободы суждения тем незначительнее, чем оно кратковременнее и чем быстрее обнаруживается истина.
Или когда говорящий пользуется правом верховенства над своим подданным
XV. 1. В-четвертых, начальствующему свойственно, если ему принадлежит верховное право над всеми правами других33, этим правом воспользоваться ради блага как собственного, так и государственного. Это самое, по-видимому, имел в виду Платон, разрешивший власть имущим говорить неправду ("Государство", кн. III). А поскольку он как будто склонен то присваивать врачам34, то отнимать у них соответствующее право, такое противоречие, очевидно, нужно приписать тому, что сначала он имеет в виду врачей, призванных для отправления их обязанностей государством, а затем - тех, кто притязает на это частным образом. Однако, тот же Платон правильно признает, что хотя богу и принадлежит верховное право над человеком, тем не менее богу не свойственен обман, ибо прибегать к этому является признаком немощи.
2. Пример невинного обмана, заслужившего даже похвалу Филона, встречаем, пожалуй, у Иосифа35, который, повелевая в качестве наместника египетского царя, обвинил своих братьев сначала как якобы лазутчиков, затем как воров исключительно для вида, сам не веря подобному обвинению. Другой пример встречаем в лице Соломона, явившего образец божественной мудрости тем, что, обратясь к женщинам, спорившим о ребенке, он выразил желание разрубить последнего на части, хотя действительные намерения его были далеки от этого и он хотел лишь присудить ребенка настоящей матери. Квинтилиану принадлежит изречение: "Иногда общее благо требует защиты чего-либо вопреки истине" (кн. II, гл. 18).
Если ввиду сложившихся обстоятельств иначе невозможно сохранить жизнь невиновного или тому подобное
XVI. В-пятых, возможен случай, когда жизнь невинного или что-нибудь подобное, равноценное тому, не могут быть спасены иначе или невозможно иначе отвратить другого от совершения бесчестного деяния36. Таков был поступок Гипермнестры, которая заслужила следующее одобрение:
Клятвопреступница достойная37 и дева славная
Навеки (Гораций, "Оды", кн. III, XI).
Какие авторы полагают, что по отношению к врагам заведомая ложь дозволена
XVII. 1. Гораздо очевиднее сказанного до сих пор то, что повсеместно утверждают мудрые, а именно - что врагу можно говорить неправду. Такое исключение по отношению к врагам из правила, воспрещающего ложь, допускают Платон ("Государство", кн. II), Ксенофонт ("О воспитании Кира", кн. II, и "Воспоминания о Сократе", кн. V), Филон среди иудеев ("О странствии Авраама") и Златоуст среди христиан ("О священстве", кн. I)38. Сюда же не лишне отнести обман осужденных ябеситов, о котором сказано в священном писании (I Самуил, XI), и сходный поступок пророка Елисея39 (I кн. Царств VI, 18 и ел.), и поступок Валерия Левина, хваставшегося убийством Пирра.
2. К третьему, четвертому и пятому приведенным выше соображениям относится место из толкования Евстратия, митрополита никейского, на шестую книгу "Этики Никомаха" Аристотеля: "Кто правильно рассуждает, тот не всегда говорит правду. Ибо может случиться, что кто-нибудь по зрелому размышлению придет к заключению относительно того, каким способом сообщить неправду об известном предприятии врагу чтобы ввести его в заблуждение, или другу, чтобы предостеречь его от беды; история полна подобного рода примеров" И Квинтилиан полагает, что следует одобрить ложь, если приходится удержать разбойника от убийства человека или обмануть врага ради спасения родины; то, за что в иных обстоятельствах рабов нужно порицать, заслуживает одобрения в мудреце.
3. Иного мнения держится школа недавно минувших веков, избравшая себе руководителем почти во всем из древних авторов одного только Августина40 (Фома Аквинский, II, II, вопр. 110, ст. ст. 1 и 3; Коваррувиас, на с. quamvis de pactis in 6, p. I, 5, 15; Сото, "О справедливости", V, вопр. 6, ст. 2; Толедо, кн. VI, гл. 21, и кн. V, гл. 58; Лессий, "О справедливости", кн. II, гл. 42, спорн. вопр. 9). Но та же школа допускает осуждаемые всеми подразумеваемые истолкования, которые столь отличны от общепринятых, что возможно усомниться, не предпочтительнее ли разрешить использовать неправду определенным лицам в указанных нами случаях или лишь в некоторых случаях из них (здесь я не берусь установить что-либо точно), чем эти толкования без разбора изымать из определения обмана. Например, в том случае, когда говорится: "Не знаю", это можно понять: "Не знаю, что сказать"; когда говорится: "Не имею", можно подумать, что это означает: "Не имею ничего дать тебе"; таковы же иные оговорки подобного рода, которые отвергает здравый смысл и которые, коль скоро они приняты, дают повод нам говорить об отрицании лицом того, что само оно утверждает, или об утверждении того, что им самим отрицается.
4. Верно, конечно, что нет ни одного слова, которое не допускало бы двойного понимания41, так как все слова сверх так называемого основного смысла имеют еще другие вторичные значения42, причем последние различны в соответствии с различными отраслями знания43; а некоторые слова употребляются также в переносном смысле и иным образом.
Я не стану, с другой стороны, оправдывать вымыслы тех, которые как бы опасаются слов, а не самих вещей и называют шуткой то, что произносится с самым серьезным видом и выражением.
Это не распространяется на обещания, даваемые на словах
XVIII. Следует, однако же, иметь в виду, что сказанное нами о лжи нужно относить к утвердительным выражениям и, в частности, к таким, которые никому не вредят, кроме врага государства, и нельзя относить к заявлениям, содержащим обещания44. Ибо путем обещания, как мы только что указали, сообщается специальное и новое право тому, к кому обращено обещание; и мы покажем, что это имеет место и между врагами, даже при наличии у них враждебных действий, и не только в отношении явных, но и молчаливых обещаний, как, например, относительно вызова на переговоры. Мы покажем это там, где речь пойдет о соблюдении добросовестности на войне.
И на произнесение клятвы
XIX. Необходимо также здесь припомнить предшествующее рассуждение о произнесении клятвы как в подтверждение чего-либо, так и содержащей обещание чего-либо, а именно - что клятва имеет силу устранять всякого рода возражения, связанные с личностью того, с кем ведутся переговоры, так как тут приходится иметь дело не только с человеком, но и с божеством, перед которым мы обязываемся нашей клятвой, хотя бы даже от того не может возникнуть никакого права в пользу человека. Там же мы высказали еще то, что при произнесенной клятве в извинение обмана отнюдь не допускается любое истолкование слов, явно не общеупотребительное, как это бывает при произнесении других слов, но требуется исключительно истина в том смысле, который, как надо полагать, понятен всякому добросовестному слушателю, так что явно злостно нечестие тех, кто не колеблется вводить в заблуждение с помощью клятвы взрослых людей, как каких-нибудь ребят в игре в шашки.
Великодушно, однако же, и более свойственно христианской простоте воздерживаться даже от обманов врага; что поясняется подходящими примерами
XX. 1. Нам известно, далее, что известного рода обманы, которые, как мы сказали, допустимы, отвергаются некоторыми народами и отдельными людьми; это, однако, происходит не в силу служения справедливости, но вследствие некоей исключительной высоты духа, а иногда - и вследствие уверенности в своих силах. У Элиана приводится изречение Пифагора о том, что человек двумя путями легче всего приближается к богу, а именно - всегда говоря правду и оказывая людям благодеяния. А у Ямвлиха правдивость именуется проводником ко всевозможным благам божественным и человеческим. У Аристотеля ("Этика Никомаха", кн. IV, гл. 8) говорится, что "великодушный любит высказывать истину свободно". У Плутарха читаем: "Ложь свойственна рабскому состоянию"45. Арриан о Птоломее (кн. I) пишет; "Ему, как царю, лгать позорнее, чем любому гражданину". У него же приведены (кн. VII) слова Александра: "Не следует царю обращаться к подданным с чем-нибудь иным, кроме правды". Мамертин о Юлиане говорит: "Удивительно в нашем государстве согласие мысли и слова. Он не только считает ложь чем-то низменным и малодушным, но и рабским пороком - и правильно, ибо лживыми людей делает нужда или же страх, император же, снисходящий до обмана, не сознает величия своей судьбы". У Плутарха воздаются похвалы Аристиду: "Дух, которому присуще моральное постоянство и преданность справедливости, обмана же избегавший даже в шутку". Об Эпаминонде Проб говорит: "... до такой степени преданный истине, что не опускался до лжи даже в шутку".
2. Сказанное тем более должно соблюдаться на самом деле христианами, потому что им не только вменена в обязанность простора (евангелие от Матфея, X, 16), но и воспрещено пустословие (евангелие от Матфея, XII, 36), и в пример ставится тот, чьи уста не изобрели лжи. Лактанций пишет: "Таким образом, путник правдивый и справедливый не произнесет стиха Луцилия: Лгать не годится друзьям и близким знакомым, но предпочтет не обманывать даже врага и чужого и никогда не допустит того, чтобы язык, этот выразитель души, расходился с чувством и мыслью".
Таков в трагедии Софокла "Филоктет" Неоптолем, "отличающийся великодушной простотой", как правильно заметил Дион Прусийский, и ответивший Улиссу на увещание прибегнуть к хитрости:
Я. слушая внушения Лаэртида,
Исполнить откажуся многое:
Не рождены для хитростей ни я,
Ни мой родитель, как передают46;
Готов скорее силой, чем обманами
Вернуть назад добытое.
Еврипид в трагедии "Рес" заявляет:
Великодушный тайно наносить
Не станет смерть.
3. Так, Александр отказался добиться победы хитростью. А Полибий (кн. IX) сообщает, что ахеяне ужасались прибегать против врагов к каким бы то ни было хитростям, потому что они считали прочной только такую победу, которая, выражаясь словами Клавдиана,
Дух врагов покоряет, сломив их отвагу.
Таковы были и римляне почти до самого конца второй Пунической войны. Элиан пишет: "Римлянам свойственна доблесть, им не подходит одерживать победу хитростью и коварством". Оттого когда македонский царь Персей обманулся в надежде на мир, то старейшие сенаторы отказались одобрить римские хитрости, ибо предки никогда не кичились тем, что вели войны преимущественно хитростью, а не доблестью, не прибегали ни к изворотливости пунийцев, ни к коварству греков, у которых обмануть врага считалось большей доблестью, чем превзойти силой. Затем они прибавили следующее соображение: "Иногда в настоящее время хитрость предпочтительнее доблести; но только тот считается покоренным окончательно, кто вынужден признать, что победа над ним одержана не искусством, не случайно, а благодаря превосходству сил в справедливой и благочестивой войне".
Мы читаем также в "Летописи" Тацита (кн. II) о последующем времени: "Римский народ не отмщает своим врагам ни хитростью, ни тайно, но открыто и с оружием в руках". Таковы были и тибаронейцы, которые уславливались с неприятелем даже о месте и времени сражения (схолиаст, на кн. II Аполлония). Мардоний у Геродота сообщает то же самое о греках его времени.
Нам не следует вызывать кого-либо на нечто такое. что нам дозволено, ему же не дозволено
XXI. Сюда относится также и то правило, что не следует другого ни понуждать, ни побуждать делать то, что ему воспрещено47. Примерами могут послужить следующие случаи: подданному нельзя умерщвлять своего царя или сдавать города без общего согласия, или грабить граждан. К этому не полагается, стало быть, и побуждать подданного, пребывающего в подобном состоянии. Ибо каждый, кто' подает другому повод совершить преступление, тот сам виновен в преступлении.
Нельзя привести в качестве возражения, что такого рода деяние, как убийство врага, для того, кто побуждает соответвующее лицо совершить злодеяние, является законным. Ему дозволено выполнить это, но не таким способом. Удачно сказано У Августина: "Безразлично, сам ли кто-нибудь дозволяет преступление или предоставляет совершить его другому ради себя".
Тем не менее дозволено пользоваться добровольно предложенными услугами
XXII. Иначе обстоит дело, если кто-нибудь воспользуется не вызванным с его стороны, а добровольным действием преступника для совершения дозволенного действия (L. Transfugam. D de aGI- rerum dom.), потому что тут нет нарушения справедливости, как мы доказали это в другом месте примером самого бога48. "Перебежчика мы принимаем по праву войны", - говорит Цельс; не противоречит праву войны дать возможность перебежчику с неприятельской стороны предпочесть для себя нашу сторону49.
Дата добавления: 2016-04-11; просмотров: 633;