ПРИМЕЧАНИЯ К ГЛАВЕ XXI
1 Тертуллиан ("О воскресении плоти"): "Пособники и соучастники преступления имеют свободу стать пособниками и соучастниками. Они располагают свободой произвола в отношении как других лиц, так и по отношению к себе; оттого-то они должны разделить вину с зачинщиками преступления, которым они добровольно оказывают помощь".
2 "Сауп камнями побивал с помощью рук всех" (Августин, слово "О святых", V, 4; сходное в слове I, 3, по тому же предмету, и в слове XIV).
3 Путем доставления средств (Instltut. De furtls. Interdum. Edicto Theuderlcl, cap. CXX).
4 Иероним в толковании "На Притчи" пишет: "Не только вор, но и тот ответственен, кто, зная о совершенном похищении и несмотря на расспросы владельца, не дает показаний". Златоуст в слове "О статуях" (XIV) говорит: "Не одни только клятвопреступники, но и те, кто заведомо скрывает клятвопреступление, виновны в преступлении".
5 Смотри Институции и "Эдикт Теодориха" в указанных местах. Андокид приводит из аттического закона следующее: "Кто давал совет, тот подлежит наказанию не в меньшей мере, нежели тот, кто совершил деяние собственноручно". "Деяние было совершено не без участия совета", - говорит Аристотель в "Поэтике" (гл. 17).
6 Златоуст в толковании "На послание первое ап. Павла к римлянам" (в конце) указывает: "Хуже преступника тот, кто подстрекает на преступление". Тот, кто подстрекает злоумышленника внушением, ответственен наряду о совершившим преступление согласно "Законам лонгобардов" (кн. I, разд. IX, 25). Смотри приведенные нами ниже места из Филона и Иосифа Флавия, в примечании к XVII.
7 Златоуст в слове "Против иудеев" (I) заявляет: "Так, не только тот, кто совершит похищение, но и те, кто хотя и мог ему воспрепятствовать, однако не сделал этого, подлежат наказанию, причем даже в равной мере". Тот, кто воспрепятствует излечению больного, виновен, как если бы он нанес ему рану, по словам Златоуста ("На послание второе ап. Павла к коринфянам", гл. VII).
8 Златоуст ("О статуях", III): "Преступление не было общим всему государству, а в нем повинны чужестранцы и пришельцы, которые все совершили скорее по безрассудству и неведению законов, нежели умышленно; и несправедливо, когда такой значительный город погибнет из-за неопытности немногих лиц и наказание понесут лица. посторонние преступлению". Аммиан Марцеллин (кн. XXX) говорит о квадах: "Никакого преступления не замышляли единодушно против нас знатные люди народа".
9 "Закон вестготов", кн. VIII, разд. IV, гл. 11, гл. 26 и проч.; кн. IX, разд. I, гл. 1.
10 Так изъясняет Кирилл ("Против Юлиана", V).
11 Еврипид в "Троянках" заставляет так говорить Нептуна:
Когда Кассандру силой потащил Аякс,
и Минерву отвечать:
Не испытав от греков никаких обид.
С таким же правом Златоуст обвинил всех антиохиян в преступлении со статуями в первом слове по этому предмету: "Вот преступление немногих, тогда как наказание распространяется на всех. Вот из-за них мы теперь все пребываем в страхе и сами ожидаем наказания за то, что те отважились совершить. Если же мы предотвратили бы это злодеяние, изгнав их из города, с зараженной частью поступили бы как подобает, то нас миновал бы этот страх". И далее: "3а это самое, говорит, неси наказание и плати последующими муками, так как не был на месте, не оказывал препятствия, не удерживал безумствующих, не подвергся опасности за честь императора. Ты не участвовал в злодеянии? Хвалю за это признаю поступок хорошим, но ты не воспрепятствовал безумию, за это ты уже заслуживаешь обвинения".
12 Филон ("Против Флакка"): "Ибо если кто мог побить и. тало быть, воспрепятствовать, и не помешал, то должно считать, то он дозволил и даже поощрял то, что творилось". Дион, говоря о Гальбе: "Частным лицам достаточно не совершать преступлений на облеченных же властью возлагается также забота о том, чтобы другой не совершал преступления".
В канонах Пистойского собора (IV), помещенных среди капитуляриев Карла Лысого, мы встречаем следующее: "Не свободен от соучастия тот, кто мог способствовать исправлению и не постарался сделать этого; так что такое лицо, несомненно, приняло участие в прегрешении". Смотри у Никиты Хониата об Андронике
13 Плутарх, жизнеописание Кимона.
14 Ибо выдаче преступника должно предшествовать следствие по делу; не полагается "выдавать людей, не исследовав самого дела", - говорит Плутарх в жизнеописании Ромула.
Король Шотландии у Камдена (под годом 1585) говорит Елизавете, что он готов выдать Англии Фернхерста, а также его канцлера, если будет доказано ясными и законными доводами, что они преднамеренно нарушили безопасность или замышляли убийство.
15 Лукулл потребовал у Тиграна выдачи Митридата, а когда тот не согласился это сделать, то пошел на него войной (Аппиан, "Война с Митридатом"; Плутарх, жизнеописание Лукулла). Римляне требовали у аллоброгов выдачи себе сальгов (Аппиан, "Извлечения о посольствах", XI). О епископе, которого римляне хотели выдать скифам, смотри у Приска в "Извлечениях о посольствах" (XXI). Герцог беневентский был выдан королем Гасконии Фердинанду, правителю Кастилии (Мариана. кн. XX, 1).
16 Плутарх, жизнеописание Камилла; Аппиан, "Извлечения о посольствах" (IX).
17 Диодор Сицилийский, фрагменты: Ливии.
18 Смотри договор между королями Англии и Дании, приведенный у Понтана ("О море").
19 Зонара говорит о Василии Порфирородном: (Он обратился к Хосрою с просьбой о выдаче ему претендента на царство, который поднял оружие против господина, дабы Хосрой не подавал опасного примера".
Смотри о лесбосских морских разбойниках, обманом завлеченных в засаду, у Халкокондилы (кн. IX).
20 "Общие законы о просящих убежища" - у Полибия и Малха в "Извлечениях о посольствах".
21 Древнее изречение оракула:
Друга ты погубил, ему пособить желая;
Не совершил тем греха, твои руки чище, чем прежде.
22 Филон ("О судье") говорит: "Милосердие должно оказывать несчастным; а кто обдуманно совершил преступление, тот не несчастен, но преступен".
Так, М. Аврелий Антонин хочет проникнуть в самую душу, "чтобы узнать, что преобладало в ком-нибудь: неведение или намерение, и вместе с тем чтобы рассмотреть, что с этим связано". Тотила у Прокопия ("Готский поход", III) также различает, что возникло "в силу неведения или забывчивости" и что проистекает из "намерения".
23 Пипин принял и отказался выдать беглецов из Нейстрии, покинувших ее вследствие тиранического образа правления там; об этом сообщается у Фредегария в летописи деяний Пипина (под годом 688). Даже беглецам из римской церкви король Людовик Благочестивый давал у себя убежище, как видно из его указа, изданного в 817 году, помещенного в "Соборах Франции" (кн. II). И Карл Лысый давал убежище тем, кто бежал из земель его брата (Аймон. кн. V, гл. 34). О Цегене Пацинаке, который не был выдан по требованию Тираха, смотри у Зонары о деяниях Константина Мономаха. Так, и Осман не был выдан Эскисару наместником области Инунгином (Леунклавий. "Истории Турции", кн. II). Альбукерка не выдали лузитанцы, как об этом упоминает Мариана (XVI, 18).
24 "На "Энеиду", (VIII).
25 Что также воздает арагонцам Мариана (XX. 13). Гепиды все предпочли погибнуть, нежели выдать римлянам или лонгобардам Ильдига (Прокопий, "Готский поход", IV).
26 Смотри все это место, оно ведь заслуживает прочтения.
27 Смотри "Гераклидов" Еврипида, а также Аполлодора.
28 "До богов доходят только справедливые мольбы", - говорит Тацит в "Летописи" (кн. III).
29 Мариана (кн. XXI) сообщает, что в Лузитании Фердинанд начальник королевской опочивальни, был похищен из храма, куда спасся бегством, и предан сожжению за опозорение знатной девицы. Смотри также об убежище книгу великого мужа Павла из Венеции, из так называемого Братства служителей.
30 И Аппиан рассказывает об этом в "(Извлечениях о посольствах" (XX). Нечто сходное находим в латинском жизнеописании Фемистокла: "Когда было предъявлено афинянами и лакедемонянами формальное требование о выдаче его, Адмет (царь молоссов) не выдал его, просившего об убежище, и убедил его принять меры предосторожности; так что он повелел увезти его в Пидну и приставил к нему достаточную охрану". Подобным же образом гепиды, по сообщению Прокопия ("Готский поход", Ш), отослали лонгобарда Ильдига.
Добавь послание Теодориха Тразамунду, королю вандалов, о предоставлении убежища Гизелику (V, 43 и 44) и то, что имеется в жизнеописании короля Людовика. Император Рудольф II удалил от себя Христофора Сборовского, по свидетельству Де Ту (кн. LXXXIII, на год 1585).
Елизавета, королева Англии, ответила шотландцам, что она или выдаст, или вышлет Босвеля (Камден, на год 1593). Об Альфонсе, графе Гегионы, осужденном королем Франции, и об отказе принять его в Испанию - смотри у Марианы (XIX, 6).
31 Как в договоре гельветоа с медиоланцами, по сообщению Симлера. Договоры англичан с французами предусматривали выдачу повстанцев и дезертиров, с бургундцами - их изгнание (Найден, на год 1600).
32 То же, что и Либаний, говорит об этом Златоуст ("О статуях"). Сходным образом поступил с антиохийцами Марк Аврелий Антонин, философ, как свидетельствует Капитолин: а с византийцами - Север, лишив их театра, бань, почестей и всяких городских украшений и отдав город в подчинение Перинту (см. Геродиан, II; Зонара и приведенное у нас выше).
33 Потому что другую причину этой войны приводит Юлиан в похвале Констанцию: "Никогда война, считавшаяся справедливой, не велась по такой причине, ни греками против троянцев, ни македонцами против персов - это ясно даже ребенку; ибо они не преследовали запоздалым мщением ни преступлений, покрытых давностью, ни внуков и детей преступников, но преследовали тех, кто причинял обиды потомкам заслуженных почтенных людей и отнимал царства".
34 Это ясно из слов Рувима, обращенных к отцу Иакову (кн. Бытия, XLII, 37); и из "Иудейских древностей" (кн II, гл. 3) Иосифа Флавия. Этих поручителей Евтропий в жизнеописании Калигулы называет "опекунами души", а Диодор Сицилийский в "Пейрезианских извлечениях" - "поручителями смерти".
Златоуст в толковании "На послание ап. Павла к галатам" (II) пишет: "Как если бы вместо кого-либо, осужденного на смерть, другой, неповинный, обрекая себя смерти, освобождает первого от казни". Августин в послании "К Македонию" (LIV) говорит: "Иногда тот, кто был причиной смерти, более виновен, чем тот, кто совершил убийство; как если кто-нибудь обманет своего поручителя и тот вместо первого подвергнется законному наказанию смертью".
35 В книге III, главе IV, XIV.
36 О чем смотри у Маймонида, "Руководитель сомневающихся" (III, 40).
37 Филон в книге "О благочестии" пишет; "Я не знаю, можно ли ввести какое-нибудь худшее установление, нежели если наказание не постигает злодеев, рожденных от благомыслящих граждан, или если почет не распространяется на добрых, рожденных от злых родителей. Закон, по которому судят каждого за его собственные деяния, не вознаграждает за добродетели кровных родственников и не наказывает за их пороки". Иосиф Флавий противоположное поведение в иудейском царе Александре называет "осуществлением наказания, превосходящего пределы человечности". Овидий говорит: За материнский язык не повинной ни в чем Андромеде Наказание дать повелел неправедный Аммон.
38 Смотри также у Вулькация жизнеописание Авидия.
Подобную же человечность Констанция восхваляет Юяиан, показывая, как часто от дурных родителей происходят хорошие дети, - как в скалах начинают роиться пчелы, на горьком дереве растут сладкие смоквы, на колючем кустарнике - пунийское яблоко. У него же встречается следующее место: "На малолетнего сына умершего, как видишь, тоже не распространяется наказание, постигшее отца; так, твой образ действий, всегда склонный к кротости, есть свидетельство совершенной добродетели".
39 Таково наиболее верное мнение раввина Симеона Барсема.
40 Примерами служат Цимри и Иэху.
41 Александр у Квинта Курция (кн. VII) заявляет: "Вам не следовало знать того, что я постановил о них, чтобы вас постигла худшая участь".
42 Смотри у Плутарха в жизнеописании Перикла, а также оказанное в настоящей книге, в главе XIII, I.
43 В книге III, главе 43.
44 Так же сказано у Либания: "Из них одни уже осуждены на наказание, других же еще не успели, но никто их не освободит от наказания. Я говорю, что не только их, но и детей и нисходящих последних". Сходные мысли имеются у Либания в речи, изданной Готофредом.
45 И публичное порицание родительского преступления, учрежденное императором Андроником Палеологом (Григора, кн. V, гл. 81).
46 Тертуллиан в слове "О единобрачии" пишет; "Горькая виноградная гроздь, вкушенная отцами, перестала приводить в смущение зубы детей; ибо каждый в отдельности скончается со своим преступлением".
47 Как Амазис.
48 Который высказывается так: "Римлянам свойствен обычай освобождать от всякого наказания детей, родители которых совершили преступление".
49 L. Imperator Adrianus, D. de statu hominum. L. Praegnantis. D. de poenis.
50 Это одобряет Филон в книге "О человечности".
51 Филон сказал, что у тиранов существует обычай устранять вместе с осужденными пять ближайших к ним семейств. Смотри у Геродиана в книге II и пример убийства миланского герцога Галеаццо (Бизаррий, кн. XIV).
52 Он называет эти законы отвратительными. Смотри также решение Толедского собора (IV).
53 Сходное найдешь в С. in quibusdam de poenis.
54 Филон о подданных египетского царя во времена Авраама говорит: "И каждый терпел наказание со своим семейством, так как никто не возмущался преступностью деяния, но все, одобряя такой образ действий, сами поступали таким же образом". Иосиф Флавий, сообщая пророчество об Иеровоаме, указывает: "Подверженным наказанию оказался и народ, так как он был изгнан из собственной страны и, рассеянный по местности за Евфратом, вел жизнь изгнанника, будучи соучастником нечестия царя".
55 Маймонид, (гл. VII, разд. 6); Гемара, Баба Кама (гл. IX, 11).
56 Смотри постановление Толедского собора (VIII) в деле Рекцесвинта. Смотри выше в настоящей книге, глава XIV, X. "Нет такого лица, которое было бы ближе в качестве преемника того, кто удалился из жизни, чем наследник", - как говорит Цицерон во второй книге "О законах".
Дата добавления: 2016-04-11; просмотров: 421;