Глава II. Субъекты и объекты владения
Субъекты владения
Субъектами владения могут быть только лица, пользующиеся имущественной правоспособностью: дееспособность же не требуется безусловно. Ввиду сказанного, с одной стороны, не могут быть субъектами владения лица, лишенные имущественной правоспособности. В римском праве сюда относились рабы. В современном праве это ограничение отпало, впрочем, по каноническому праву монахи не могут быть субъектами владения. С другой стороны, могут быть субъектами владения и лица недееспособные, раз они пользуются имущественною правоспособностью, как-то: дети, умалишенные и юридические лица. Такие лица, конечно, не могут приобретать владение сами, ибо они не могут действовать сознательно; но за них могут приобретать владение их представители.
Объекты владения
Объектами юридического владения могут служить не все вещи, а только вещи, не изъятые из гражданского оборота. Что касается сложных вещей, то объектом юридического владения является только сложная вещь как таковая, а не отдельные составные части ее, хотя с экономической точки зрения тот, кто владеет целым, очевидно, владеет и частями целого. Что касается совокупности вещей (напр., стада или библиотеки и т. д.), то юридически объектом владения считается не самая совокупность вещей, а только отдельные вещи, из которых она состоит. Поэтому, напр., лицо не может приобрести per usucapionem стадо, а только отдельных животных, входящих в состав его, или, иначе, для каждого животного требуется истечение приобретательной давности.
Несколько лиц не могут одновременно владеть одной и той же вещью так, чтобы каждый из них считался владельцем целой вещи (compossessio plurium in solidum esse non potest). Но несколько лиц могут владеть нераздельно общей вещью так, что каждый считается владельцем идеальной части вещи (так назыв. compossessio plurium pro partibus indivisis). Первое правило безусловно правильно по отношению к владению вещью в экономическом смысле: тут действительно невозможно одновременное владение целой вещью со стороны нескольких лиц. Но римские юристы, как уже было замечено выше, распространили силу этого правила и на владение в юридическом смысле. В применении к нему оно гласит, что несколько лиц не могут одновременно предъявлять посессорные интердикты независимо друг от друга. Логически, однако, очень можно себе представить compossessio plurium in silidum в этом смысле, и мы ниже увидим, что сами римские юристы в некоторых случаях обошли это правило.
Наконец, в применении к недвижимостям возможно и владение отдельными реальными частями в том смысле, что каждая часть принадлежит другому владельцу. В применении к движимым вещам это не допускается.
Дата добавления: 2016-04-11; просмотров: 1003;