Преимущества и ограничения полевой работы 5 страница
Первые предприниматели не осознавали, что они способствуют совершению важных перемен в обществе; прежде всего их вдохновляли религиозные мотивы. Аскетический стиль самоограничения жизни пуритан впоследствии стал существенной частью современной цивилизации. Как говорит Вебер,
Пуритане хотели работать по зову свыше, в то время как мы работать вынуждены. Когда аскетизм был вынесен из монашеских келий в обычную жизнь и начал доминировать в мировой морали, он внес свою долю в строительстве гигантского космоса современного экономического порядка. С тех пор как аскетизм предпринял попытку изменения мира и возрождения своих идеалов, материальные блага стали приобретать (и в конечном счете приобрели) такую непреклонную власть над жизнью людей, какой не существовало ни в один предшествовавший период истории. Идея долга, заключающегося в призвании человека, закрадывается в нашу жизнь подобно призраку умерших в нас религиозных убеждений. Там, где исполнение призвания не может быть прямо связано с высшими религиозными и культурными ценностями, или когда нет причин ощущать его просто как экономическую необходимость, индивид, как правило, вовсе отказывается от попыток его оправдания. В стране высокого уровня развития, в Соединенных Штатах, погоня за богатством, лишенная свойственного ей религиозного и этического смысла, постепенно оказывается связанной в основном с чисто мирскими страстями...
Теория Вебера критиковалась со многих позиций. Некоторые, например, утверждали, что тот взгляд на мир, который он называет “духом капитализма”, можно заметить уже в культуре итальянских торговых городов, задолго до того, как впервые услышали о кальвинизме. Другие считали, что ключевое для Вебера понятие “работа по призванию”, которое он связывал с протестантизмом, уже существовало в католицизме. И все же главные положения концепции Вебера до сих пор принимаются очень многими, а предложенные им идеи и сегодня остаются столь же смелыми и содержательными, как в то время, когда он сформулировал их впервые. Если Вебер прав, то современное экономическое и социальное развитие в первую очередь сложилось под влиянием, которое на первый взгляд представляется относительно далеким: влиянием набора религиозных идеалов.
Теория Вебера соответствует ряду важных критериев теоретической мысли.
Онаконтринтуитивна — предлагает интерпретацию, расходящуюся с предложениями здравого смысла. Таким образом, данная теория предполагает новое видение решаемых ею вопросов. Большинство авторов до Вебера не придавали должного 661 значения тому, что религиозные идеалы могли играть фундаментальную роль в возникновении капитализма.
Эта теория не является ни чисто “структурной”, ни чисто “индивидуальной”. Развитие капитализма было непреднамеренным следствием того, к чему стремились предприниматели-пуритане, — жизни в полном соответствии с божественной волей.
Эта теория придает смысл явлению, которое в другом контексте представлялось бы весьма загадочным: желанию вести скромную жизнь тех людей, которые предпринимали колоссальные усилия для приобретения богатства.
Эта теория способна объяснить обстоятельства, выходящие за рамки ее первоначальных задач. Вебер подчеркивает, что он лишь пытался проследить истоки современного капитализма. Тем не менее, есть основания предполагать, что ценности, сопоставимые с ценностями пуританизма, могут проявиться и в других ситуациях успешного капиталистического развития.
Хорошей теории недостаточно быть только справедливой. Она должна быть плодотворной в отношении новых идей и стимулировании дальнейшей исследовательской работы. В этом плане теория Вебера оказалась чрезвычайно удачной: она стала своеобразным трамплином для огромного количества будущих теорий и исследований.
Теоретическая мысль в социологии
Оценка теорий и особенно теоретических подходов в социологии — это грандиозная и дерзкая задача. Теоретические дебаты по определению более абстрактны, чем дискуссии эмпирического характера. Тот факт, что в социологии не существует единого доминирующего теоретического подхода, может показаться признаком слабости предмета, но это ни в коем случае не так. Наоборот, столкновение соперничающих теоретических подходов и теорий является выражением жизнеспособности социологии. При изучении человеческих существ — нас самих — разнообразие теорий спасает от догматизма. Человеческое поведение — явление сложное и многоплановое, и вероятность того, что одна-единственная теоретическая перспектива могла бы охватить все его аспекты, чрезвычайно мала. Отсутствие единства в теоретической мысли является богатейшим источником идей, полезных для любого исследования, оно стимулирует наше воображение, столь важное в процессе социологической деятельности.
_______________________________________________________________________________________
Краткое содержание
В социологии, как и в других социальных дисциплинах, имеется множество различных теоретических подходов. Причина этого вполне объяснима: разрешить теоретические споры трудно даже в естественных науках, в социологии же мы сталкиваемся с затруднениями особого порядка, вызванными тем, что предметом изучения является наша собственная деятельность. 662
Важнейшими фигурами раннего этапа становления социологии были Огюст Конт (1789-1857), Эмиль Дюркгейм (1858-1917), Карл Маркс (1818-1883) и Макс Вебер (1864-1920). Многие их идеи и сегодня сохраняют свою важность для социологии.
Важнейшими теоретическими подходами социологии в настоящее время являются функционализм, структурализм, символический интеракциониэм и марксизм. В некоторой степени они дополняют друг друга; однако, между этими подходами существуют также и серьезные различия, бесспорно, оказывающие влияние на способы разрешения соответствующих теоретических вопросов авторами разной ориентации.
Одна из важнейших теоретических дилемм в социологии связана с проблемами соотношения человеческого действия и социальной структуры. Являемся ли мы создателями общества или созданы им? Выбор между этими альтернативами отнюдь не столь однозначен, как может показаться на первый взгляд; фактически проблема заключается в том, как связать два указанных аспекта социальной жизни вместе.
Другая дилемма связана с тем, являются ли общества упорядоченными и гармоничными, или их следует рассматривать как арену постоянных конфликтов. И вновь два указанных подхода не являются абсолютно противоположными, и мы должны показать, какова взаимная связь консенсуса и конфликта. При решении этой задачи полезно обратиться к понятиям идеологии и власти.
Третий пункт постоянных дебатов в социологии — анализ современного социального развития. Формируются ли процессы перемен, происходящих в современном мире, прежде всего под влиянием капиталистического экономического развития, или основное влияние оказывают другие, неэкономические факторы? Позиции, занимаемые в этой дискуссии, определяются в известной степени политическими взглядами и ориентациями различных социологов.
Четвертая дилемма связана с тем, как рассматривать проблему гендера в рамках социологического анализа. Феминистские организации бросили социологии вызов, который был, хотя и с опозданием, принят на уровне эмпирического исследования: сегодня работ, посвященных проблемам и мировоззрению женщин, имеется значительно больше, чем когда-либо ранее. Однако само по себе это не решает вопроса, как наилучшим образом анализировать гендер и его связь с традиционными подходами в социологии.
В поисках того, что определяет ценность теории, полезным примером является веберовское положение о влиянии пуританизма на современное экономическое развитие. Идеи Вебера не лишены противоречий, однако, его теория открыла новые перспективы для целого ряда направлений и тем самым стимулировала многие позднейшие исследования.
Основные понятия
теоретический подход конфликт
консенсус теория
Важнейшие термины
разделение труда латентные функции
аномия семиотика
материалистическое понимание истории символ
капитализм марксизм
бюрократия теоретическая дилемма
символический интеракционизм социальные ограничения
функционализм рационализация
структурализм относительная депривация
явные функции контринтуитивное мышление
Дополнительная литература
Roslyn W. Bologh. Love or Greatness: Max Weber and Feminist Thinking – a Feminist Enquiry. London, 1990. Феминистская критика Макса Вебера.
Alan Swingewood. A Short History of Sociological Thought. London, 1991. Отчет о развитии социологической теории от классических до настоящих времен.
Bryan S. Turner. From History to Modernity. London, 1992. Очерки о вкладе Макса Вебера в обсуждение модернизма и пост-модернизма.
Часть VII ГЛОССАРИЙ: ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ И ВАЖНЕЙШИЕ ТЕРМИНЫ______________________________________________________
Основные понятия
Бессознательное (unconscious). Мотивы и идеи, лежащие за пределами сознания индивида. Основным психологическим механизмом бессознательного являются импульсы и желания, отнесенные индивидом на бессознательный уровень. Согласно теории Фрейда, неосознаваемые импульсы и желания, возникшие в детстве индивида, продолжают играть важную роль на протяжении всей его взрослой жизни. 61, 62, 183.
Брак (marriage). Социально одобряемые сексуальные отношения между двумя индивидами. Почти всегда брак заключается между людьми противоположного пола, но в некоторых культурах весьма терпимы и к гомосексуальному браку. Обычно брак является основой для репродуктивной семьи, т. е. ожидается, что супружеская пара рождает и воспитывает детей. Во многих обществах разрешен полигамный брак, в котором у индивида может быть сразу несколько супругов. 19, 21, 24-26, 32, 35, 39, 40, 53, 71, 136, 138, 140-142, 152, 166, 170, 179, 181, 186, 201, 205, 209, 238, 243, 277, 278-292, 295-298, 328, 330, 334, 475, 477, 485, 501.
Власть (power). Способность отдельных индивидов или членов групп достигать определенных целей и реализовывать свои интересы. Власть — неотъемлемая часть любых человеческих отношений. Многие конфликты в обществе происходят из-за борьбы за власть, поскольку от того, какой властью обладают индивиды или группы, зависит возможность реализации их интересов на практике. 15, 34, 49, 52, 54, 69, 94, 110, 134, 149, 151, 193, 206-209, 222, 226, 228, 229, 239, 241, 243, 245, 246, 249-251, 253, 264, 265-268, 286, 309, 310, 327, 336, 337, 344, 355, 360, 401, 428, 433-436, 441-443,445,446,447,449, 457, 462, 488,499,500,501,503.
Внутренний город (inner city). Территория, включающая центральные районы города, которые обычно имеют ярко выраженные черты, отличающие их от пригородов. В развитых странах во многих современных городских поселениях территория внутреннего города подвержена упадку и разрушению, поэтому богатые жители покидают эти районы и переезжают в загородную зону. 197, 413.
Военное правление (military rule). Правление военных лидеров, а не выбранных официальных лиц. В XX веке во многих странах существовало военное правление. Существует несколько типов военных правлений: в некоторых случаях военные правят непосредственно, в других управление осуществляется чиновниками, назначаемыми военной властью и несущими прямую ответственность перед военными 265, 266, 267, 275.
Гендер (gender). Социальные ожидания относительно поведения, рассматривающегося как соответствующее для мужчин и женщин. Гендер означает не физические различия между мужчиной и женщиной, а социально формируемые особенности мужественности и женственности. В последнее время изучение гендерных отношений стало одним из наиболее важных направлений в социологии, хотя ранее этому вопросу долгое время не уделялось должного влияния. 18, 19, 34, 105, 106, 107, 109, 117-120, 121-124, 126, 148-150, 165, 168-169, 177, 220, 223, 264, 293, 311, 312, 318, 320, 321, 332, 362, 446, 449, 463, 464, 496, 500-502,505.
Глобализация (globaliwtion). Рост взаимозависимости между различными людьми, регионами и странами в мире. 16, 19, 52, 85, 273, 320, 358, 368, 383, 387, 391, 393, 418.
Государство (state). Политический аппарат (правительственные институты плюс чиновники государственной службы), управляющий на определенной территории, власть которого закреплена законом и возможностью использовать силу. Государство существовало не во всех обществах. Оно отсутствовало у охотников и собирателей, а также в малых обществах аграрного типа. Появление государства становится важной вехой истории человечества, поскольку централизация политической власти, присущая государственным образованиям, вводит новую динамику в процессы социальных изменений. 19, 43, 48, 49, 112, 151, 165, 200, 209, 221, 222, 223, 224, 226, 236, 237, 248, 250, 251, 253, 259, 261, 268, 270, 271, 274, 297, 301, 302, 318, 322, 325, 329, 333, 360, 370, 395, 410, 411, 425, 439, 442.
Демографический переход (demographic transition). Интерпретация изменений в области народонаселения, поясняющая, что стабильное соотношение рождаемости и смертности достигается на определенном уровне экономического благосостояния. В соответствии с этой формулировкой в доиндустриальных обществах существовал приблизительный баланс между рождаемостью и смертностью, так как рост народонаселения сдерживался отсутствием полноценной пищи и смертностью из-за болезней и войн. В современных обществах, напротив, баланс народонаселения вполне достижим, т.к. количество детей в семье зависит от экономических возможностей. 419, 432.
Демократия (democracy). Политическая система, дающая гражданам право участвовать в процессе принятия политических решений и выбирать своих представителей в органы управления. 43, 209, 220, 224-228, 229, 231, 251, 306, 350, 367, 433, 444, 450, 462.
Дискриминация (discrimination). Действия, закрывающие членам определенной группы доступ к ресурсам или источникам дохода, доступным для остальных. Дискриминацию следует отличать от предрассудка (предубеждения), хотя обычно эти два явления тесно связаны. Может быть так, что индивиды, предубежденные против других, не участвуют в дискриминационных действиях против них; напротив, люди могут подвергать других дискриминации, не имея предрассудков против последних. 179, 181, 182, 189, 190, 193, 203, 430.
Законная власть (authority). Узаконенное господство одного индивида или группы над другой. Элемент легитимности (законности) необходим, он является тем, что выделяет законную власть из более общей концепции власти. Власть может быть получена использованием силы или насилия. Напротив, законная власть зависит от того, готовы ли подчиненные принять прав то, что люди, находящиеся выше их, обладают правом отдавать им приказы и указания.
Идеология (ideology). Общие идеи и верования, служащие для поддержки и оправдания интересов господствующих групп. Идеологии существуют во всех обществах, в которых существует четко выраженное неравенство между группами. Понятие “идеология” тесно связано с понятием “власть”, поскольку идеологические системы служат для придания законности различиям в степени власти, которой обладают разные группы населения 54, 180, 246, 260, 284, 455, 499.
Империализм (imperialism). Процесс создания империй в эпоху колониализма. 376, 390,392,393.
Индустриализация войны (industrialization of war). Применение способов промышленного производства в сфере вооружения, а также организация вооруженных сил как “военной машины”. Индустриализация войны является таким же важным аспектом развития современных обществ, как и промышленность, развивающаяся в мирных целях. Индустриализация войны ассоциируется с появлением в XX веке тотальной войны, когда в военные действия вовлечены миллионы солдат, а экономика полностью переориентирована на нужды войны. 253, 275.
Искусственная среда (created environment). Стороны материального мира, созданные человеком с помощью технологии. Искусственная среда включает конструкции, созданные человеком для удовлетворения своих потребностей, например, автомобильные и железные дороги, фабрики, офисы, жилые дома и другие сооружения. 400, 402, 413.
Исследовательские методы (research methods). Методы изучения, применяемые для сбора эмпирического (фактологического) материала. В социологии существуют разные исследовательские методы, но наиболее часто применяют метод внутреннего наблюдения и опросные методы. Для решения задач в рамках одного исследовательского проекта бывает полезно использовать два или более исследовательских метода. 482.
Класс (class). Хотя это одно из наиболее часто употребляемых понятий социологии, нет полного согласия в отношении того, как его лучше всего определить. Большинство социологов используют этот термин, чтобы обозначить социально-экономические различия между группами индивидов, приводящие к различиям их материального положения и власти. 49, 152-157, 159, 160, 162-164, 165-167, 178, 194, 198, 222, 224, 231, 232, 244, 251, 285, 364, 424, 436, 488, 498, 499.
Коллективное действие (collective action). Действие, предпринимаемое достаточно спонтанно большим количеством людей, собравшихся вместе в каком-то одном месте. Поведение толпы является одной из наиболее важных форм коллективного действия. В толпе индивид может достичь целей, недостижимых в обычных условиях. 440, 443, 450.
Коммуникация (communication). Передача информации от одного индивида или группы к другим. Коммуникация является необходимой основой для всех видов социального взаимодействия. В контексте взаимодействия “лицом к лицу” коммуникация осуществляется посредством использования языка, жестов, движений тела, благодаря чему происходит понимание того, что люди говорят и делают. С развитием письменности, а затем с появлением электронных средств массовых коммуникаций, таких, как телевидение, радио, компьютерные сети, коммуникация в некоторой степени утратила характер непосредственного социального взаимодействия. 67, 68, 82, 123, 299, 315, 316, 321, 388, 389, 394, 452, 469.
Консенсус (consensus). Согласие между членами группы, сообщества или общества относительно основных социальных ценностей. Некоторые социологи придают особую значимость консенсусу как основе социальной стабильности. Они полагают, что всем обществам, остающимся стабильными на протяжении значительных промежутков времени, свойственна “система общих ценностей”, объединяющая согласованные убеждения, свойственные большинству населения. 15, 391, 495, 498, 499, 505.
Конфликт (conflict). Антагонизм между индивидами или группами в обществе. Конфликт может принимать две формы. Первая — когда происходит столкновение интересов между двумя или более индивидами или группами, вторая — когда люди вовлекаются в активную борьбу друг с другом. Конфликт интересов не всегда ведет к открытой борьбе. В то же время сильные конфликты иногда могут возникать между партиями, которые ошибочно считают свои интересы противоположными. 44, 89, 99, 103, 136, 155, 156, 220, 351, 352, 437, 455, 472, 488, 491, 496, 498, 499, 505.
Конформность (conformity). Поведение, которое представляет собой следование нормам, установленным в группе или обществе. Люди не всегда следуют социальным нормам только из-за того, что принимают ценности, лежащие в основе этих норм. Некоторые следуют им из соображений целесообразности или из-за страха перед негативными санкциями. 28, 92, 93, 95, 99, 116, 117, 421, 466.467, 478.
Корреляция (correlation). Устойчивое отношение между двумя измеряемыми величинами или переменными, выражаемое в статистической форме. Корреляции могут быть как положительными, так и отрицательными. 200, 233, 290, 293, 468, 469, 472,486.
Культура (culture). Ценности, нормы и продукты материального производства, характерные для данного общества. Понятие “культура”, так же, как и понятие “общество”, чрезвычайно широко употребляется в социологии и в других общественных науках (особенно в антропологии). Культура — одно из наиболее характерных свойств, присущее любому социальному объединению людей. 16, 21, 34-36, 42, 53, 54, 77, 89, 127, 140, 185, 186, 193, 198, 199, 202, 253, 262, 335, 336, 368, 386, 395, 451, 452, 461, 473.
Культурное воспроизводство (cultural reproduction). Передача культурных ценностей и норм от поколения к поколению. Культурное воспроизводство подразумевает механизмы, с помощью которых непрерывно во времени сохраняется культурный опыт. Одним из основных механизмов культурного воспроизводства в современных обществах является процесс обучения, который происходит не только на официальном уровне. Особенно сильное влияние на культурное воспроизводство оказывает “скрытая программа” — аспекты поведения, которым индивиды обучаются на неформальном уровне. 308, 309, 321.
Магия (magic). Обряды, с помощью которых пытаются оказать воздействие на духовные или сверхъестественные сущности с тем, чтобы достичь определенных целей. В большинстве обществ между магией и религией существуют противоречивые отношения. В противовес религии, магия имеет свойство быть в большей степени “индивидуальной” деятельностью, осуществляемой колдуном или шаманом. 323,343.
Мировая система (world system). Социальная система глобальных масштабов, связывающая все общества в единый мировой социальный порядок. Мировую систему можно рассматривать как “единое глобальное общество”. Мировая система начала складываться в XVII веке во времена экспансии Запада. Сегодня существование высокоинтегрированной системы является одним из наиболее важных факторов, оказывающих значительное влияние на жизнь большинства людей. 393.
Наука (science). Естественные науки — системное изучение физического мира, включающее сбор эмпирических данных, построение теорий и подходов, с помощью которых дается объяснение и интерпретация данных. Научная деятельность сочетает в себе творческое нестандартное мышление с тщательной проверкой гипотез и идей. Отличительной чертой, выделяющей науку среди прочих типов мыслительной деятельности (например, религии), является постулат, что, все научные идеи открыты для обсуждения и пересмотра со стороны членов научного сообщества. 29, 32, 33, 312, 322, 342, 464, 468, 472, 478, 485, 486, 499, 502, 504.
Национальное государство {nation-state). Особый тип государства, характерный для современного мира, в котором правительство обладает властью на определенной территории, большинство населения являются гражданами, ощущающими себя частью единой нации. Национальные государства появились в Европе, но в современном мире они распространены глобально. 51, 52, 54, 222, 223, 226, 248, 251, 252.
Неформальные отношения (informal relations). Отношения, существующие в группах и организациях и формирующиеся на основе личных привязанностей; способы действий, отличные от формально признанных способов или процедур. 207, 208, 210, 220.
Нормы (norms). Правила поведения, принятые в определенной социальной общности. Нормы предписывают или запрещают определенный тип поведения. Все социальные группы имеют свои нормы, которые всегда подкрепляются различными видами санкций, начиная от неформального неодобрения и заканчивая физическим наказанием или смертью. 35, 39, 40, 54, 55, 67, 74, 83, 92-94, 98, 99, 102, 114, 116, 141, 148, 149, 151, 184, 281, 291, 292, 305, 306, 308, 326, 477.
Образование (education). Передача знаний от одного поколения к другому посредством прямого обучения. Хотя образовательные процессы существуют во всех обществах, но только в современную эпоху образование приняло массовую форму — обучение в особой образовательной среде, в которой индивиды проводят несколько лет. 19, 37, 38, 67, 68, 74, 123, 133, 158, 174, 205, 222, 243, 248, 299-301, 303, 304, 306-308, 310, 311, 312, 314,316, 320-322,358,362,369,375,387,397,420,469.
Общество (society). Это понятие — одно из самых важных в социологии. Общество — это группа людей, живущих на одной территории, подчиняющихся единой системе политической власти и осознающих свою идентичность, отличную от других групп, соседних с ними. Некоторые общества, например, охотников и собирателей, очень малы по размеру и насчитывают не более нескольких десятков человек. Другие очень велики и состоят из многих миллионов: например, современное китайское общество насчитывает более 1 миллиарда человек. 15, 16, 27, 31, 34, 36, 39, 42, 52, 54, 62, 70, 72, 88, 98, 106, 116, 117, 127, 134,135, 140, 164, 167, 177, 180, 185, 186, 195, 202, 203, 227, 236, 241, 245, 247, 251, 252, 262, 265, 294, 300, 307, 328, 335, 336, 338, 368, 376, 386, 390, 405, 417, 430, 433, 434, 439, 446, 451, 452, 454-456, 458, 459, 461, 466,467, 485, 488,489, 491,492,496-499.
Общий уровень (коэффициент) смертности (crude death-rate). Статистический показатель, характеризующий ежегодное количество смертей среди населения. Общий уровень смертности обычно вычисляется как число смертей на 1000 человек населения в год. Этот показатель дает среднее значение смертности для группы или общества, что ограничивает его применение. В нем, например, не принимается во внимание распределение смертности в зависимости от возраста. 415, 416, 432.
Общий уровень рождаемости (crude birth-rate). Статистический показатель, представляющий число рождений среди населения в год. Общий уровень рождаемости обычно вычисляется как число рождений на 1000 человек населения в год. Хотя этот показатель полезен для многих целей, он является усредненной величиной и не отражает, например, специфику уровня рождаемости в зависимости от возрастной категории. 415, 416, 432.
Объективность (objectivity). По аналогии с исследованиями в естественных науках, социологи пытаются достичь объективности в полученных результатах. Объективность означает стремление изменить или исключить, насколько это возможно, двусмысленность, неопределенность в интерпретации результатов. Основным показателем объективности является то, что результаты, полученные исследователем, доступны для критической оценки со стороны членов научного сообщества. 15, 30, 31-33, 488.
Организация (organization). Большая группа индивидов, вовлеченных в особый набор отношений власти. В индустриальных обществах существует множество различных типов организаций, оказывающих различное влияние на жизнь индивидов. Несмотря на то, что не все организации являются бюрократическими, существует вполне четкая связь между развитием организации и наличием бюрократических тенденций. 88, 93, 94, 192, 202, 206, 207-209, 213, 220, 238, 259, 262, 264, 265, 271-272, 278, 320, 350, 383, 384, 411, 439, 450, 455, 456, 489.
Отклонение (deviance). Формы поведения, не подчиняющегося нормам и ценностям, принятым большинством в группе или обществе. Само понятие “отклонение”, также как и “норма”, понимается по-разному, в зависимости от культуры или субкультуры. Многие формы поведения, оценивающиеся позитивно в определенном контексте или в некоторой группе, могут оцениваться негативно в другом контексте, группе или культуре. 55, 57, 92, 93, 97, 98, 99, 100, 114, 116-117, 472, 486.
Отчуждение (alienation). Чувство, что наши возможности, которыми мы обладаем как человеческие существа, присваиваются другими. Это понятие первоначально использовалось Марксом для обозначения проецирования человеческих возможностей на богов. Затем этот же термин он стал использовать для описания утраты рабочими контроля над природой, задачами и результатами собственного труда. 169, 327, 343, 347-349, 366.
Патриархат (patriarchy). Господство мужчин над женщинами. Все известные общества являются патриархальными, хотя степень патриархальности и природа власти мужчин над женщинами различаются. В современном мире одной из главных задач женского движения должна быть борьба против существующих патриархальных институтов. 127, 148, 149, 449.
Пол (sex). Биологические и анатомические особенности, отличающие женщин от мужчин. 27, 42, 106, 119, 121, 122, 123, 124, 129, 146, 148, 150, 168, 264, 293, 331, 363, 496.
Политика (politics). Средства, с помощью которых власть оказывает влияние на сущность и содержание правительственной деятельности. Сфера политики включает действия не только тех, кто осуществляет непосредственное правление, но и многих других групп индивидов. Существуют различные способы, с помощью которых люди, не входящие в аппарат управления, могут оказывать влияние на политику. 19, 31, 32, 83,84, 114, 155, 168, 177, 201, 209, 221, 222, 228, 232, 234-236, 238, 251, 252, 261, 267, 297, 314, 315, 358, 373, 380, 413, 420, 442, 456, 461.
Постивдустриальное общество (post-industrial society). Понятие, употребляемое теми, кто считает, что процессы социальных перемен, проходящие в настоящее время, перешагнули рубеж индустриальной эры. Постиндустриальное общество базируется в большей степени на производстве информации, чем на материальном производстве товаров. По мнению защитников этой концепции, сегодня в нашем обществе происходят столь же глубокие социальные перемены, как и в начале индустриальной эры два столетия назад. 459-461, 462, 463, 465.
Дата добавления: 2016-04-11; просмотров: 382;