Колониальный опыт 35
необходимости отделения». Джон Адамс, которому чаще было свойственно преувеличивать свои заслуги перед отечеством и преуменьшать за слуги других, отмечал, что «истории предстоит отнести Американскую революцию на счет Томаса Пейна» Э. Рандольф, известный политический деятель из Виргинии, полагал, что «Здравый смысл» склонил большинство графств крупнейшей колонии Америки в пользу принятия резолюции о провозглашении независимости в мае 1776 г.
Пейн сосредоточился на критике местных и давно устоявшихся предрассудков. Главный предрассудок заключался в том, что усиление английского гнета было результатом «заговора» в британском парламенте, а король-де к нему не причастен. «Король, — убеждал Пейн американцев, приводя при этом разнообразные доказательства, — не потерпит ни каких законов, кроме тех, которые отвечают его целям», а потому сохранение связей с Англией через монарха, минуя парламент, не уничтожает колониальной зависимости Критика иллюзий, связанных с доброй во лей» английского монарха, перерастала в «Здравом смысле» в разверну тую критику самого института монархии. Выступление Пейна в защиту республики, приравнивавшейся в ХУIII в. как в Европе, так и в Северной Америке к утопии, было равнозначно идейному подвигу. Не будет преувеличением сказать, что концепция республиканизма, ставшая основой американской политической идеологии и практики, была впервые обоснована именно Пейном.
Одна из наиболее весомых частей памфлета Пейна — беспощадная критика английской Конституции, которую духовные вожди колонистов считали вместилищем всех прав и свобод человека. Анализируя схему смешанного правления, лежавшую в основе английского государственного строя, Пейн доказывал, что две из трех ветвей этого правления — монархия и палата лордов — не имеют никакого отношения к воле избирателей. Они представляли собой остатки монархической и аристократической тирании. Выборной была только третья ветвь — палата общин. Но она, как свидетельствовал опыт, не в состоянии обуздать монархическую и аристократическую тиранию.
В конечном счете Пейи даже доказывал, что в Англии вообще нет конституции: разве можно назвать таковой разрозненные хартии, парламентские билли и судебные решения, во многом противоречащие друг другу и даже взаимоисключающие? Пейн предложил свое определение конституции, которым и стали руководствоваться американцы: «Это — свод положений, на который можно ссылаться, цитируя статью застать ей. На его принципах должны зиждиться государственная власть, характер ее структуры и полномочий; способ избрания и продолжительность существования парламентов или других подобных органов, как бы их ни называли; полномочия, которыми будет облечена исполнительная власть
Глава1
в государстве, — словом все то, что касается полной организации граж данского управления и принципов, которые лягут в основу ее действий и которыми она будет связана.
Идеи «Здравого смысла повсеместно одобренные американцами, были закреплены в декларации независимости 4 июля 1776 г., подготовленной Т Джефферсоном и одобренной общеамериканским конгрессом патриотов. декларация определяла в качестве основы прав жителей провинций только законы природы и ее создателя. В декларации давалось новое, соответствующее республиканскому идеалу, определение договор ной основы государственной власти. Еще в 1775 г. А. Гамильтон, подобно другим идеологам патриотов, рассматривал общественный договор как соглашение между «управляемыми и государем., что отвечало приверженности американцев конституционной монархии. Декларация, подобно, Здравому смыслу Пейна, исключала из числа участников общественного договора государя и провозглашала, что «справедливая власть». Правительства зиждется только на «согласии управляемых».
Большую часть декларации занимает изложение всевозможных обвинений в адрес парламента и монархии Англии, насаждавших в Северной Америке политический произвол и ущемлявших экономические интересы колонистов. Подлинное же значение Декларации заключено нее социально-философской части, где изложены три основополагающие доктрины просветителей: о равенстве естественных прав человека, об общественном договоре как источнике политической власти, о праве на революционное ниспровержение деспотического правительства. Присягнув этим принципам, Американская революция перестала быть только национальным явлением, приобрела всемирно-историческое звучание а значение.
Обновленческое кредо эпохи Просвещения было изложено Джефферсоном языком высокой и вместе с тем доступной простому люду прозы в трех лаконичных предложениях: «Мы считаем самоочевидными следующие истины: все люди сотворены равными, и все они наделены создателем определенными неотчуждаемыми правами, к которым принадлежат жизнь, свобода и стремление к счастью. Для обеспечения этих прав люди учредили правительства, берущие на себя справедливую власть с согласия управляемых. Всякий раз, когда какая-либо форма правления ведет к нарушению этих принципов, народ имеет право изменить или уничтожить ее и учредить новое правительство, основанное на таких началах, какие, по мнению народа, более всего способствуют его безопасности и счастью.
Среди историков в целом преобладает мнение, что Американская революция была вызвана к жизни английским колониальным господством, которое сковывало развитие в провинциях капитализма и демократии. Как отмечал глава «имперской школы. в историографии США Ч. Энд-
Дата добавления: 2016-04-11; просмотров: 547;