Колониальный опыт 29
клан Уэнтвортов. У наследовал и губернаторское кресло, свобод но проводили свою волю в совете — назначаемой верхней палате и в ассамблее — выборной нижней палате, насаждали при помощи подачек и щедрых пожалован и и правительство «друзей». Вокруг Уэнтвортов сложилась мощная политическая фракция, которая не позволяла вплоть до революции оформиться сколько-нибудь эффективной оппозиции.
В двух корпоративных колониях — Род-Айленде и Коннектикуте — все органы власти, в отличие от собственнических и королевских колоний, были выборными. Прочные политические фракции сложились только в Род-Айленде, провинции, политическая система которой считалась в Северной Америке самой демократичной. Но и в Род-Айленде политические фракции формировались вокруг влиятельных фамилий — Уордов и Хопкинсов — и по своему социальному составу и политическим требованиям практически не отличались друг от Друга. Их соперничество было подчинено целям заполучения политических должностей.
Элитарный характер политических фракций колониального периода прослеживается и на примере южных, рабовладельческих, провинций. Столкновения фракций и здесь отражали конфликты внутри верхов. Так выборная виргинская ассамблея характеризовалась социальной однородностью и мировоззренческим однообразием. Семейные кланы конкурировали за власть и распределение должностей. Подобная же картина прослеживается в другой крупной плантаторской колонии — Северной Каролине. В этой провинции не утихали движения регуляторов — выступления неимущих и арендаторов за землю и свободное распоряжение ею. Они, однако, вызывали отрицательное отношение со стороны всех групп законодательного собрания, озабоченных собственными интересами.
***
Социально-политическое поведение верхнего класса Америки, в том числе той его части, которую можно отнести к политической элите, пре терпело серьезную перемену в 1760—1770-х гг. В этот период Провинциальная элита вовлекается в широкое демократическое движение, основную массу которого составляли средний и нижний классы; более того, становится его политическим и идейным лидером. Переход американского верхнего класса на демократическую, радикальную, а в итоге и на революционную позицию объяснялся резким обострением его конфликта с метрополией. Английское господство всегда было главным препятствием для свободного буржуазного развития Северной Америки, но после Семилетней войны 1756—1763 гг. и восшествия на престол Георга I оно оказалось совершенно несовместимо с экономическими и политически ми интересами разных социальных слоев американцев и особенно верх-
Глава 1
него класса. В результате произошла политическая смычка трех американских классов, но политическое и идейное лидерство принадлежало по преимуществу выходцам из провинциальной элиты.
В 1760-х гг. британский парламент впервые предпринял массированное налогообложение американцев, нарушив основополагающую буржуазную правовую заповедь — нет налогообложения без представительства. Жители провинции привыкли и хотели впредь уплачивать только те налоги, которые были одобрены их собственными избранниками в местных ассамблеях. Британия приняла, кроме того, закон, запрещавший американцам переселятся на сво6одные земли Он больно ударил по землевладельцам, чьи предпринимательские аппетиты были резко урезаны, и по мелким4е и неимущим, у которых была отнята вожде ленная мечта о собственном земельном участке. Последовали и политические репрессии: ограничение свободы вероисповедания, отмена судов присяжных, неприкосновенности жилища и собственности, ввод и размещение в Северной Америке британского воинского контингента, как никогда частые роспуски и переносы заседаний ассамблей. Многие из этих указов и законов исходили от монарха, но в отличие от прежних времен свободы и права американцев стали активно ограничиваться и подавляться также британским парламентом.
С 1760-х гг. Великобритания фактически стала править в Северной Америке одбиеа насаждать режим, присущий феодальным обществам. Американцы, пестовавшие на протяжении более полутора столетий буржуазный общественный порядок, были потрясены и возмущены попыткой создания у них нового абсолютизма. Начались политические волнения и выступления против Великобритании, а их идеологическим знаменем стали антиабсолютистские и анти феодальные доктрины Просвещения, пропагандировавшие именно те идеалы, которые намеревались отстоять американцы.
1760-1770-e гг. характеризовались демократизацией политического сознания американцев и американской политической культуры. На первый взгляд американцы только подхватили принципы, уже достаточно хорошо освоенные в идеологии Просвещения. Но в действительности эти принципы постоянно демократизировались и проникали во все более широкие слои общества. В волюция, подготовившая и сделавшая возможной полтора десятилетия оди джон Адамс, писавший впоследствии, что первоначально свершилась в умах и сердцах народа, развиваясь с 1760 по 1775 г., в течение 15 лет до того, как была пролита первая кровь под Лексинггоном демократизация коснулась и политической практики Северной Америки. Развились неизвестные
Дата добавления: 2016-04-11; просмотров: 460;