И американские нововведения

Английское наследие

 

С

оединенные Штаты на протяжении 70 лет () 607-) 776 гг.) своей ранней истории находились в колониальной зависимости от Англии. Одной из

актуальных и дискуссионных проблем этого периода является развитие в се­вероамериканских колониях политической демократии. Американские ис­следователи разделились на две основные группы: первая доказывала, что североамериканское общество колониального периода воплощало и пестовало демократию; вторая же пришла к выводу, что Северная Америка в колониальный период в лучшем случае была «преддемократическим» обществом.

Во второй половине ХХ в. главным аргументом первой группы стало положение о широком распространении в Северной Америке колониаль­ного периода избирательного права (голосовать, по ее оценкам, могли не менее 80% взрослых белых мужчин). Вторая группа историков, обосно­вывая более скромную цифру североамериканского электората, доказы­вает также, что сами политические механизмы, процессы и культура ко­лониального периода не могут быть признаны демократическими2.

В исторических дискуссиях о колониальной демократии неизменно присутствует фактор зависимости Северной Америки от английского влияния: уменьшение или преодоление такого влияния имело непосред­ственное отношение к развитию политической демократии. Никто при этом не отрицает, что в колониальный период в европейском наследии Северной Америки доминирующим, а то и всепоглощающим было имен­но английское влияние. Очень ярко это проявилось в политической исто­рии Северной Америки, которая в ряде существенных отношений следо­вала по стопам английских политических перипетий.

Периодизация политической истории Северной Америки колониально­го периода, по сути. совпадает с периодизацией английского политического развития. В ней могут быть выделены два главных, хронологически пример­но равных этапа: до и после Славной революции 1688 г. в Англии, принес­шей победу буржуазному миропорядку. На первом этапе Северная Америка развивалась под непосредственным воздействием противоборства буржуаз­ного и феодального начал в Англии. выступаи в целом на стороне новою по­ридка и способствовали его торжеству. На втором этапе Северная Америка ак­тивно осваивала и развивала буржуазные конституционные и политические принципы, восторжествовавшие в Англии. При этом она наталкивалась на все большее сопротивление метрополии, дли которой, как выяснилось, бур­жуазные свободы были приемлемы и хороши только на своей территории, а в колониальных владениях оказывались все более обременительными.

***

 

На первом этапе американской колониальной истории огромное воз­действие на нее оказали такие вехи английской политической истории, как революция 1640-х гг., протекторат Кромвеля 1650-х гг. и реставрация Стюартов 1660-1680-х гг. Возникновение североамериканских колоний зависело непосредственно от политической воли и расположения анг­лийского монарха, но наличие единого правового источника происхож­дения колоний не помешало развитию в Северной Америке самых разно­образных и порой очень противоречивых тенденций.

Освоение Нового Света являлось делом частных лиц и групп, полу­чавших соответствующие разрешения от монарха Англии. Различия в со­циальном облике этих групп и лиц предопределили различие тенденций колонизации. Грубо говоря, изначально среди тех, кто осваивал Америку,


 

выделились: акционерные компании буржуазного типа, устремлявшиеся за океан в поисках рынков, прибылей, источников сырья; протестанты, надеявшиеся воплотить на новой родине свои рели­гиозные и этические принципы; аристократы, помышлявшие об обшир­ных феодальных владениях. Стартовые возможности трех групп были бо­лее или менее равными, но Новый Свет, как быстро выяснилось, благо­приятствовал развитию в первую очередь буржуазного типа.

Первое поселение в Северной Америке было организовано Лондон­cкой и Виргинской компанией. В 1607 г. акционеры этой компании осно­вали форт Джеймстаун в пределах территории, получившей название Виргиния. Поначалу делами колонии распоряжались губернаторы и со­вет, назначенные компанией, и в ней не было самоуправления. Первое представительное собрание, названное Генеральной ассамблеей, было уч­реждено в 1619 г. и имело целью сделать общественное устройство и жизнь в колонии более привлекательными, в частности стимулировать переезд в нее жителей Старого Света. В ассамблее, ставшей первым в Се­верной Америке представительным законодательным органом, заседали совместно члены совета и депутаты от крупных населенных пунктов.

В том же 1619 г., когда в Виргинии возникло объединительное управление, в нее были ввезены и первые черные рабы. Эти два важных, но раз­

 


Колониальный опыт 9

 

ЛI1'1<1I1ШI1Х~Н по ~мыслу ~обыТlНl, случившиеси в одиан и тот же год. oпpe­делили на долгие времена социально-политическую характеристику Вир­гинии. Власть в колонии, основанная на передовых и редких дли того вре­мени представительных началах, сосредоточилась В руках зажиточных поселенцев, в первую очередь землевладельцев, занятых производством табака. Движимые капиталистическим мотивом, виргинские землевла­дельцы должны были в силу скудости свободной рабочей силы привле­кать труд белых законтрактованных сервентов (договор, заключенный в Старом Свете, превращал сервентов фактически в собственность хозяев на несколько лет), а со временем все больше использовать черных рабов.

ни несколько лет), а со временем все больше использовать черных рабов.

Уверовав в право на представительное управление, виргинцы стали проявлять строптивость в отношениях с английским монархом. В 1635 г. виргинская ассамблея сместила со своего поста губернатора, который с 1625 г. назначался королем. Попытка короля Карла I укротить ассамблею не увенчалась успехом, и в 1639 г. он вынужден был утвердить губернато­ром выдвиженца виргинских плантаторов. В I 640-х гг., в период Англий­ской революции, виргинцы сумели расширить полномочия Генеральной ассамблеи. С 1652 г. она сама стала избирать губернатора и членов коло­ниального совета. Реставрация в 1660-х п. Стюартов в Англии вернула власть над Виргинией монархии. Виргинцы, однако, не смирились с ут­ратой привычных прав и на протяжении всего периода Реставрации вы­казывали непокорность королевской администрации

В 1676 г. конфликт между У. Беркли, бессменным виргинским губерна­тором эпохи Реставрации, и жителями колонии перерос в вооруженную схватку. Представители разных слоев виргинского общества, недовольные в первую очередь индейской политикой Беркли (он сдерживал экспансио­нистские устремления поселенцев), объединились вокруг молодого депутата Генеральной ассамблеи Натаниэла Бэкона. Под давлением восставших ас­самблея одобрила (.Законы Бэкона», которые наряду с удовлетворением экс­пансионистских притязаний поселенцев резко ограничивали власть губер­натора и расширяли начала представительного правления. Восстание Бэко­на было в итоге подавлено, многие его участники казнены (сам Бэкон умер от лихорадки). Но и корона пошла на уступки: Беркли был смешен с долж­ности, статус Генеральной ассамблеи восстановлен. Восстание показало, что поселенцы готовы были жизнью заплатить за свои интересы и права!.

***

 

Второй тип составили колонии, основывавшиеся протестантами на fl

территории, получившей название Новой Англии. Переселенцы-протестанты были неоднородны, с самого начала среди них выделились уме­ренное и демократическое направления, деятельность которых дала не­

10 Глава 1

 

одинаковые результаты. Большей активностью долгое время отличалось умеренное крыло, которое получило от короля право на основание по­селения R Северной Америке в 1629 г. Любопытно, что Карл 1, правив­ший в самой Англии деспотично и даже распустивший парламент (слу­чилось это все в том же 1629 г.), даровал пуританам-конгрегационалис­там хартию весьма демократического содержания. Согласно ей, руково­дители колонии должны были избираться свободными поселенцами ­фрименами, собиравшимися с этой целью на ассамблею, которая полу­чила название Общего собрания. Общее собрание, созываемое четыре раза в год, получило также право расширять ряды фрименов, вводить налоги, принимать законы и постановления, способствовавшие благу колонии. Вооружившись либеральной королевской хартиеи, rpYI1lIi1 IIU"CJI,-n­цев, объединившихся в «Компанию Массачусетской бухты,>, совершилаудачную экспедицию за океан. Вслед за первой удачной экспедицией по­следовали другие, а всего за период с 1630 по 1643 г. компания переправи­ла в Массачусетс не менее 20 тыс. человек'. Уже во время первой экспеди­ции губернатор будушей колонии Джон Уинтроп ознакомил переселен­цев с основами ее устройства и управления. Есть основания полагать, чтоон скрыл от них содержание королевской хартии и изложил принципы, соответствовавшие целям конгрегационалистской церкви. Главной це­лью было создание «града на холме», который бы в полной мере соответ­ствовал Священному писанию. Власть в нем должна была принадлежатьсвященнослужителям, а теми или иными правами могла наделяться толь­ко послушная паства. Уинтроп также доказывал, что божеским заповедямсоответствовало разделение людей на управляющих и управляемых, бога­тых и бедных.

ПО прибытии в массачусетскую бухту Уинтроп и его помощники, со­ставившие магистрат колонии, начали твердо насаждать теократическоеуправление. Была создана конгрегаuионалистская иерковь, члены кото­рой только и становились полноправными поселенuами. Будучи сама ­по английским меркам - диссидентской, она стала преследовать инако­мыслящих - пресвитериан, баптистов, индепендентов. Все жители коло­нии были обложены налогом на содержание uеркви. Уинтроп и магистратузурпировали не только религиозную, но также экономическую и поли­тическую власть: попирая хартию, они стали сами вводить налоги, рас­предеШIТЬ земли, осуществлять назначения на должности.

Недовольные реагировали на попытки утверждения теократического режима по-разному. Часть поселенuев вернулась В Англию, но гораздо большее число колонистов вступило в противоборство с Уинтропом. Сре­дl1 его радикальных противников наибольшую известность приобрел иРоджер Уильямс и Знн Хатчинеон.

Колониальный опыт 11

 

СНSlшенник Роджер Уильямс, приБЫНШIIЙ н Массачусетс н 1631 Г., ре­шительно осудил Уинтропа и магистрат за llOпрание сnобuды вероиспове­дания, а также потребовал разделения религиозной и светской власти. Уильямса неоднократно изгоняли из Массачусетса, и в итоге он вынуж­ден был со своими сторонниками переселиться в необжитый уголок Но­вой Англии, где была основана колония Провиденс, nпоследствии на­званная Род-Айленд. Знн Хатчинсон, хозяйка многодетной и весьма за­житочной бостонской семьи, сумела сплотить вокруг себя местных куп­иов и столь же решительно, как это делал прежде Уильямс, стала крити­ковать нетерпимость режима. Ортодоксы, однако, смогли в 1637 г. скло­нить на свою сторону Общее собрание, обвинили Хатчинсон в ереси и из­гнали ее из колонии. Хатчинсон с единомышленниками присоединиласьк Роджеру Уильямсу.

Хотя радикальные атаки против теократии не достигали успеха, орто­доксы вынуждены были время от времени сдавать свои позиции. Боль­шинство жителей Массачусетса, будучи людьми более умеренными, не­жели Уильямс и Хатчинсон, все же не могли смириться с диктатом Уинт­ропа и магистрата. В 1632 г. Общее собрание колонии настояло на назна­чении из своих рядов 16 представителей - по двое от каждого поселка - справом давать советы губернатору и магистрату по вопросам налогообло­жения. В 1634 r. Общее собрание постановило, что только оно имеет пра­во вводить налоги и распределять землю. Собрание также утвердило нор­му представительноro правления: отныне его участниками становилисьпо два представителя от каждого поселка, при этом они должны были за­седать регулярно и только им при надлежало право законотворчества. Уинтропа, недовольного этими рещениями, впервые (,прокатили» на гу­бернаторских выборах. В 1641 r. Общее собрание одобрило (,Свод зако­нов» Массачусетса, который закреплял за местными властями право рас­поряжения землей, вводил нормы уголовного права и судебной процеду­ры, резко ограничивавшие произвол исполнительной власти. Наконец, в 1644 г. Общее собрание создало то, что можно назвать прообразом двух­палатной законодательной власти: отныне члены магистрата и народныеизбранники должны были заседать раздельно, при этом и те и другие вравной мере обладали правом BeTO~.

И все же Массачусетсу не суждено было стать цитаделью американ­ской свободы. Конгрегационалистская церковь сохранила монопольныеи достаточно прочные позиции. Уинтроп вновь стал губернатором. Пре­следование диссидентов продолжилось: печально известной страницей вистории Macca.tyceTca стали «процессы ведьм» конца 1640-х гг. Демокра­тические начала лучше приживались в других, меньших по размерам, ре­лигиозных поселениях Новой Англии, среди которых первым был НовыйПлимут.

12 Глава 1

 

­

Новый Плимут был основан английскими пуритаюши, которые дотого искали религиозного прибежища в Голландии. В 1620 r. первая груп­па «пилигримон», как они сами себя называли, отбыла на корабле «Мэй­флауэр.) в Северную Америку. Во время путешествия они заключили и подписали договор об объединении в «гражданский политический орга­низм» С целью создания и соблюдения «справедливых и одинаковых для всех законов». Впоследствии Джон Куинси Адамс, один из первых прези­дентов США, назвал его «возможно, единственным в истории человече­ства примером практического самобытного общественного договора, ко­торый ДО того выступал в качестве законного источника правительства только В воображении философов». Эта оценка стала общепринятой в Соединенных Штатах, почитающих пуритан-пилигримов в качестве ос­нователей американской демократии и народного суверенитета. Неслу­чайно, важные события, связанные с деятельностью пуритан-пилигри­мов, отмечаются в США как национальные праздники. Так, 22 декабря, день их высадки в бухте Новый Плимут, был провозглашен националь­ным Днем праотцов, или Днем отцов-пилигримов, а четвертый четверг ноября, в который поселенцы Ново го Света отмечали сбор первого урожая, был с 186~возглашен в США национальным праздником днем благодарения.

В Новом Плимуте с самого начала порядки оказались более демокра­тичными, нежели в колониях, созданных по милости короля или акцио­нерными компаниями. Поселенцы сами избирали губернатора и магист­рат, на общем собрании посредством прямого волеизъявления принима­ли различные законоположения и постановления. После безуспешной попытки в течение первых пяти лет установить коллективное землеполь­зование общее собрание на уравнительных началах стало распределять земельные участки, на которых велось частное хозяйство фермерского типа. Правда, жители Нового Плимута делились на полноправных посе­ленцев и сервентов, совершивших переезд в Северную Америку «в долг»

и вынужденных отрабатывать контракт до обретения полных прав. Но сервентов в Новом Плимуте было немного, среди же фрименов социаль­ные различия оказывались несущественными.

По образцу Нового Плимута в последующие десятилетия было созда­но много поселений, расположившихся на территории Род-Айленда и Коннектикута. В 1636 r. Роджер Уильямс и его сторонники, бежавшие из Массачусетса в Род-Айленд, заключили соглашение, схожее с договором, составленным на «Мэйфлауэр». Подобные же договоры были приняты поселенцами Портсмута. Ньюпорта, Хартфорда. Уиндзора Нью-Хейве­на. Среди американских исследователей образцом общественного дого­вора 1620-1640-x [!: I1ризнаны «Фундаментальные основы», одобренные в 1639 r. жителями ряда поселков Коннектикута. Согласно им, поселенцы

Колониальный опыт 13

 

каждый год на общем собрании избирали губернатора и магистрат. Зако­нодательную власть вручали представительному Общему собранию, со­стоявшему из депутатов, избранных каждым поселением, а также губер­натору и магистрату. «Фундаментальные основы» Коннектикута, которые характеризуются авторитетными американскими исследователями как«первый образец современных конституций», могли изменяться и допол­няться тем же Обшим собранием. Другие решения Общего собрания бы­ли также обязательны и неподвластны вето губернатора'.

Договорное управление поселений Род-Айленда и Коннектикута бы­ло долгое время уязвимо по той причине, что не санкционировалось Ан­глией. Только в 1662 и 1663 гг. Род-Айленд и Коннектикут получили хар­тии от Карла 11,признавшего их право на существование. Хартии остави­ли основы управления двух колоний в неприкосновенности. Две эти аме­риканские колонии, получившие статус корпоративных, оказались в уни­кальном положении: в отличие от всех других колоний они сами избира­ли как законодательные органы, так и губернаторов. Самоуправление и демократические начала оказались в них наибольшими.

***

 

Дальше распространение в Северной Америке в ХVII в. получи­ли так называемые собственнические колонии, создававшиеся англий­скими аристократами на основе феодальных дарений Стюартов. Так воз­никли Мэриленд, Нью-Йорк, Нью-Джерси, елавэр, Северная и Южная Каролина (первоначально это была единая колония Каролина) и Джорд­жия. Основывались они как феодальные маноры с целью извлечения со­ответствующих поборов и поддержания подобающих политико-правовых норм. Но в действительности их развитие с самого начала пошло противоречиво, феодальные эксперименты нигде не удались, уступая место буржуазным отношениям. Но все же у собственнических колоний было свое лицо, в том числе политическое.

Первую собственническую колонию Мэриленд создал лорд Балти­мор в 1632 г. Король Карл 1 наделил его правами полного феодального собственника, хотя и высказал пожелание создать в Мэриленде совеща­тельную ассамблею. Быстро выяснилось, что феодальные порядки в ко­лонии не приживутся. В 1637 г. лорд Балтимор поручил своему брату Ле­онарду Калверту, наместнику Мэриленда, создать представительную ас­самблею, которая должна была давать тому «совет И согласие» по законо­дательным вопросам. В годы Английской революции мэрилендская ас­самблея упрочила свои позиции: она получила право инициировать за­коны и стала заседать отдельно от губернаторского совета, представ в ка­честве «народной палаты". Провалились попытки ввести в Мэриленде

14 Глава 1

 

феодальное землепользование: хотя поселенцы и выплачивали лорду фиксированную, то есть 13 большей степени феодальную. нежели капита­листическую, ренту, они были лично независимы и, если рента оказыва­лась обременительной, уходили на свободные земли, чтобы заниматься уже чисто фермерским хозяйством. В одном отношении общественные порядки в Мэриленде оказались даже более передовыми, чем в других колониях: поскольку лорд Балтимор был католиком, протестанты не могли утвердить в его владениях свою гегемонию, а должны были прояв­лять веротерпимость.

в 1662 г. была основана вторая феодальная колония - Каролина, владельцами которой стали восемь фаворитов Карла 11. Собственники поручили подготовить «фундаментальную конституцию» колонии не ко­му иному, как будущему отцу английского либерализма Д. Локку. Локксоставил то, что от него ждали: конституция вводила в Каролине соци­альную и политическую иерархию. Но, как и в Мэриленде, феодальный строй в Каролине не прижился: при наличии в Северной Америке неза­нятых территорий и более свободных колоний, поселенцы предпочитали объезжать Каролину стороной. Чтобы не опустошить колонию, собст­венники вынуждены были пойти на уступки, уже известные по опыту Мэриленда.

Самым именитым аристократом, получившим право на колониаль­ное владение, был брат Карла 11 Яков, герцог Йоркский. Его владение, названное Нью-Йорком, было организовано в соответствии с принци­пами феодального манора. Наместники Якова на протяжении почти 20 лет, начиная с 1664 г., пытались насаждать в Нью-Йорке «Законы Гер­цога», как назывался правовой кодекс колонии, но затем и они вынуж­дены были уступить поселенцам, согласившись на созыв представи­тельного собрания с законодательными полномочиями. В 1685 г. Герцог стал новым королем Англии, а его колониальное владение было пере­дано другим феодальным собственникам. Южная часть Нью-Йорка, названная Нью-Джерси, стала самостоятельной колонией собственни­ческого типа.


 


 


в 1681 r. была создана еще одна колония собственнического типа, владельцем которой стал Уильям Пенн. Пенсильвания, как была названа эта колония, стала одной из самых либеральных в Северной Америке. Пенн, принадлежавший к секте квакеров, одной из самых веротерпимых в то время, пытался утверждать добрососедские отношения с Индейскими племенами. В политической области он гораздо больше, чем другие соб­ственники, полагался на принципы представительного правления. В 1682 г. в Пенсильвании была создана двухпалатная законодательная власть: верхняя палата - совет - получила право инициировать законода­тельные билли. а нижняя - ассамблея - утверждать их. Губернатор.

 

Колониальный опыт 15

 

значаемый Пенном, располагал тремя голосами в совете, но не имел пра­ва вето. В 1694 г. нижняя палата была наделена правом законодательной инициативы. В 170 I г. уже вся законодательная власть была передана ас­самблее. Пенн сохранил за собой только право назначения губернатора. Власть собственника в Пенсильвании в сравнении с другими колониями оказалась минимальной.

Конец XVII в. подвел итог первому крупному периоду в истории се­вероамериканских колоний. Количественно в этот период преобладаликолонии, которые формально можно отнести к собственническому ти­пу, но, по сути, во всей Северной Америке буржуазные отношения бра­ли верх над феодальными. Феодальная рента, насаждавшаяся в собст­веннических колониях, приобретала со временем капиталистическиечерты, в прочих колониях развивалось свободное землевладение по пре­имуществу фермерского типа. Во всех колониях пустило корни предста­вительное управление, но в собственнических колониях оно в гораздобольшей степени контролировалось и регламентировалось английскойаристократией.


***

 

На втором этапе истории североамериканских колоний их отноше­ния с Англией приобрел и новое качество. Английское влияние в этот пе­риод вызывало глубоко противоречивые следствия: с одной стороны, уси­ление колониальной зависимости от Англии способствовало нарастаниюв политическом управлении Северной Америки недемократических черт; с другой стороны, укрепление позиций парламентаризма, либерализма и конституционализма в самой Англии вело к распространению демокра­тических установок в мировоззрении и политической культуре американцев, рассматривавших себя как тех же англичан, но только переселив­шихся в Новый Свет. Угл ие этого противоречия создавало Ф нда­

'мei:t IШIЬНУЮ причину вызревания в Северной Америке антиколониаль­ной pa /Ib1l8 демократическои революции.

В самой Англии разграничительной вехой, повлиявшей подобным противоречивым образом на Северную Америку, стал 1688 г. Именно тогда английская оппозиция смогла свершить бескровную - «Слав­Ную» - революцию, которая во второй раз и уже окончательно освободи­ла Англию от Стюартов. Билль о правах 1689 г. закрепил всю полноту за­конодательной власти за парламентом, монарх был лишен как запрети­тельного, так и отлагательного вето. Во времена пребывания во второйчетверти ХУН в. на посту главы правительства вигского лидера Р. Уолпо­ла министры стали собираться и принимать решения втайне от монарха, что ослабило его исполнительную власть. Парламент еше больше упро

16 Глава1

 

чил свои позиции в 1716 г.. когда расширил срок поЛНОМОЧИЙ палаты об­щин с трех до семи лет. В целом после 1688 r. соотношение прерогатив представительной и монаршей власти в Англии неуклонно менялось в пользу первой.

Иначе обстояли дела в Северной Америке: в отношении нее усили­лись прерогативы монарха, а власть представительного противовеса в Но­вом Свете - местных ассамблей - стала ущемляться. Английская монар­хия принялась не только наводить порядок в королевских колониях, но и расширять последние за счет колоний собственнических. Новый Плимутбыл присоединен к Массачусетсу, а последний лишен былого самоуправ­ления: король стал сам назначать губернатора, наделенного к тому же большими, чем прежде, полномочиями. Собственнические территории отдавались одна за другой под юрисдикцию монарха, так что к серединеXYIII в. в Северной Америке осталось только собственнические кo­лонии - Мэриленд, Пенсильвания и Делавэр. Сохранялись еще две кор­поративные колонии - Род-Айленд и Коннектикут. Остальные восемь

 

об­щин с трех до семи лет. В u


Исполнительная власть английских монархов осуществлялась при помощи губернаторов, а законодательная'- посредством королевских ин­струкций. В целом именно монарх олицетворял политическое верховен­ство метрополии в отношении колоний. Но в управление вмешивался ипарламент: попытки Вестминстера издавать законы в отношении амери­канцев особенно участились ~e Семилетней войны (1756-1763). Донее Англия преимущественно ре ламентировала экономическое развитиеСеверной Америки, определяя, ~й можно производить, с кем и как Северной Америки, определяя, что ей можнo производить, с кем и как торговать. После Семилетней войны метрополия стала все активнее вме­шиваться и во внутриполитическом управлении колониями, сводя их сво­боды и права к минимуму. Можно заключить, что в XVI] 1 в., когда Англия стала парламентской монархией, ее власть над Северной Америкой ока­залась большей, нежели в ХУН в., когда она оставалась монархией абсо­лютной.

Но в ХУJII В., по сравнению с XYII в., в Северной Америке усилилось и достигло пика влияние английской либеральной экономической и го­сударственно-правовой идеологии. В ХУН в. либеральные принципы вы­нашивались еще в основном в лоне протестантизма, при этом его пред­ставители в Северной Америке, заимствуя общие постулаты из англий­ского наследия, часто серьезно развивали, а главное, конкретИЗИРОВалиих применительно к потребностям колонии.

Одной из основополагающих доктрин протестантизма было призна­ние ковенанта (соглашения) между людьми и Богом как основы устрой­ства общественных отношений. В Северной Америке в ХУН н. она полу­чила наиболее полное развитие в воззрениях Р. Уильямса. Д. Уайза, Т. ~y­

 

Колониальный опыт 17

кера. Их вклад в КОЛОНиЛьную политическую мысль. Как отмечал вол. Паррингтон в своем классическом исследовании американской обшественнои мысли, заключался в о основании «трех плодотворных идей»: учение о народном суверенитете, дотоворной теории государства и представлении о правительстве как об институте, ответственном в своих действиях перед БОЛЬшиНСТВОМ общества об

 

Демократическая доктрина была выпестована в первую очередь Р. Уи­льямсом, который, по словам того же Паррингтона, как «политическиймыслитель намного превосходил Уильямса-богослова»9. Политическаяпрограмма Уильямса - частые пере выборы членов государственной влас­ти, создание однопалатного законодательного органа, обеспечивающегосовместное представительстnо всех граждан, независимо от социальных иимущественных различий, право народа на референдум, отмену и перио­дический пересмотр всех законов, в том числе общественного договора,­перекликалась с идеями радикально-республиканского крыла ВеликойАнглийской революции середины XVII в.

в XVIII в. протестантизм продолжал воздействовать на политическое мышление американцев. Его выразители все чаще высказывали убежде­ние втом, что политическая практикалюдей определяется их договорны­ми отношениями, а Бог не имеет к ней непосредственного касательства. Так, известный североамериканский священник Д. Эллиот в проповеди в Коннектикуте в 1738 r. исходил из того, что Бог не имеет отношения к происхождению «гражданского правления» и что оно может основывать­ся или на силе, или на договоре. Аналогичные мысли высказывал в 1741 r. другой известный священник С. Чью.

В эволюции политической доктрины протестантизма в период, непо­средственно предшествовавший Американской революции, особое значе­ние имели взгляды либерального священника д. Мейхью. Придерживаясьтрадиционного протестантского догмата о том, что первоисточникомгражданской власти является Бог, Мейхью доказывал вместе с тем, что не­посредственным правом образовывать государство наделены сами люди, что все правители подчиняются законам, одобренным обществом в целом, и что общество вправе судить, как магистраты исполняют его волю.


в XVIJl в. протестантизм стал вытесняться с ведущих позиций в аме­риканской политической мысли светской идеологией, известной под на­званием Просвещение. В распространении его доктрин наибольщим ока­залось английское влияние. Этой теме посвящено множество исследова­ний, среди которых выдеЛЯЮТС5t фундаментальные монографии К. Роб­бинс и Б. Бейлина". Исследователи согласны в том, что на американскуюполитическую мысль и культуру оказывали влияние как умеренные, так ирадикальные английские идеологи, причем влияние последних нарасталопо мере приближения Американской революции.

 

18 Глава 1

 

Среди умеренных английских идеологов, R наибольшей степени по­влиивших на американцев, вьщелились Д. Локк, У. Блэкстоун, А. сид­ней, Д. ЮМ, r Болингброк. Д. Локк В конце XYII В. выступил с «двумя трактатами о правительстве», которые сделали его не только английским, но и мировым классиком либерализма. Локк решительно встал на пози­цию естественно-правового подхода к социально-политическому моде­лированию. Доктрина естественных и неотъемлемых прав людей давалаоснование для поиска основополагающих, нерушимых общественныхистин. Главным среди неотъемлемых прав индивидуума Локк считал соб­ственность, которую он трактовал широко, включая в нее, в частности,

ответственность, которую он трактовал широко, включая в нее, в частности, жизнь и труд человека. Локк доказыВал неизбежность и полезность воз­никновения неравенства во владении собственностью: с появлением об­мена и денег возникает фундаментальная причина неравенства, с кото­рым, следовательно, необходимо примириться, поскольку без обмена иденег цивилизованное существование невозможно.

Отстаивая идею общественного договора как первоосновы образова­ния государства, Локк решительно отверг «патриархальную» концепциюгосударства (ее защищали английские тори), утверждавшую, что отноше­ния власть предержащих, то есть монархов, и подданных строятся по ана­логии с отношениями в семье между отцом и детьми, когда власть отца нетребует ни согласия, ни договора. Локк же полагал, что природа и Бог недаровали государю власти отца и что его прерогаТИВbI ВbIтекают исключи­тельно из общественного договора, заключаемого по добровольному согласию подданных. Локк считал, что для поддержания однажды создан­ной власти предпочтительно «спокойное согласие» граждан, выражаю­щих его периодически на выборах. Но он не отриuал и возможности за­мены власти при помощи насильственной акuии подданных. В данномслучае он воспроизводил конuепuию права народа на революцию, кото­рую до него в Англии выдвигали д. Лильберн и д. Мильтон. Но интер­претаuия Локка была гораздо более осторожной: обращение граждан к вооруженному сопротивлению властям должно быть крайне редким, ког­да их права явно попраны и не остается никакой надежды устранить злообычным конституционным способом.

Подлинный культ конституционализма был создан в трудах У. Блэкс­тоуна. При зашите прав граждан и прерогатив парламента он предпочи­тал апеллировать не к естественному праву, а к государственно-правовым актам, которые ограничивали власть монарха. Эти акты, начиная с Вели­кой хартии вольностей 1215 г., назывались им Конституцией, или фунда­ментальным законом Великобритании. Все указы и поступки монарха, доказывал Блэкстоун, как и действия парламента, должны строго согла­совываться с фундаментальным законом. Указы и акты, противоречашие фундаментальному закону, недействительны: этот вывод Блэкстоуна стал

Колониальный опыт 19

 

Правовой максимой и английских, и американских вигов. В Северной Америке к фундаментальному закону помимо английской Конституции стали относить колониальные хартии.

Одной из самых популярных идей 8 английской вигской идеологии XVIIIВ., оказавшей огромное воздеЙСТ8ие на американцев, была концеп­ция «смешанного правления». Внешне концепция смешанного правле­Ния Была схожа с концепцией разделения властей, но в действительности она обладала существенными отличиями и пользовалась и в Англии, и в Северной Америке гораздо большей популярностью. Концепция эта ухо­дила корнями в античность, политические мыслители которой, в первую oчередь Аристотель, выводили три возможные «чистые» формы полити­ческого управЛения - монархия (власть одного), аристократия (власть немногих), демократия (власть большинства). В чистом виде каждая изформ опасна, ибо грозит превратиться во зло: монархия в тиранию, ари­стократия в олигархию, демократия в охлократию. Во избежание реформы должны быть смешаны, с тем чтобы представлять и уравновеши­вать разные социальные интересы и слои. В Англии XVIII в. концепциясмешанного правления означала поиск политического баланса в треу­гольнике «палата общин - палата лордов - монархия». Согласно вигскойконцепции, три властных института должны обладать самостоятельнымифункциями и одновременно взаимодействовать и уравновешивать другдруга. В Северной Америке концепция смешанного правления означаланахождение правильной формулы распределения властных прерогатив между губернаторами, советами и ассамблеями.

Из радикальных английских идеологов наибольшей популярностью среди американцев пользовались д. Тренчард и Т. Гордон, которых во второй четверти ХVIII в., как показал Б. Бейлин, беспрестанно цитиро­вали и перепечатывали во всех колониальных газетах «от Бостона до Са­ванны»'). Тренчард и Гордон подвергли беспощадной критике партиюВигов, прочно утвердившуюся у власти в Англии в ХVIII в., за двойныестандарты: провозгласив себя защитниками равных прав и свобод, вигиобросли привилегиями, погрязли в коррупции, превратив парламент игосударственные должности в кормушки для себя, своих родственникови друзей.

Влияние английских радикалов на американцев достигло пика в 1760-1770-х гг. Многие жители колоний с восхищением следили тогда за высказываниями и поступками Р. Прайса, д. Пристли, д. Картрайта и особенно д. Уилкса. В 1763 r. Уилкс, являвшийся членом парламента, подверг жесткой критике нового монарха Георга 111,попытавшегося рез­Ко расширить свои прерогативы как в самой Англии, так и в колониях. Английский парламент исключил Уилкса из своих рядов, и радикальный Политик мужественно вступил в схватку с политической элитой. Полити­

20 Глава 1

ческая борьба УИЛКса СОпровождалась выдвижением необычайно ради­кальных по тем временам требований: перераспределение избирательныхокругов и ликвидаuия «гнилых местечек» (малочисленные, как правило, сельские избирательные округа, легко покупавшиеся богатыми кандида­тами. - Авт.), введение тайных выборов, расширение избирательногоправа. Постепенно к нимбыли добавлены требования ежегодных пере­выборов парламента, всеобщего избирательного права пля мужчин, отме­ныимущественного uенза пля кандидатов в депутаты и оплаты деятель­ности членов палаты общин.

 

Английская политическая идеология, пользовавшаяся популярнос­тью среди американцев, соотносилась ими с политической практикойсамих колоний и бралась за образец при определении того, что нужнобыло исправить в местном политическом управлении. Впрочем, еслибыло необходимо, американцы вносили в нее дополнения, а то и суше­ственно меняли ее, сообразуясь с требованиями, обретавшими актуаль­ность непосредственно в Северной Америке. Но английские образцы со­храняли для них огромное значение вплоть до последней четверти ХУН в., ибо американцы меньше всего хотели разрыва «кровных уз» с Англией, а их «американская мечта,) на протяжении всего колониально­го периода заключалась в том, чтобы жить так, как жили в Англии ее пол­ноправные граждане.

***

 

По формальным меркам американские колонии в ХУН в., незави­симо от того, были они королевскими, собственническими или корпо­ративными, воплошали столь почитаемую в Англии систему смешанно­го праВления. По характеристике современника, власть в колониях в «лице губернатора, представлявшего короля, была монархической, в ли­це Совета - аристократической, в лице палаты представителей или из­бранников народа - демократической»". Но вот соотношение и реаль­ное значение этих ветвей в Северной Америке имели серьезные отличияот Англии.

Ключевой фигурой в политическом управлении во всех колониях в ХУНI в. был губернатор. В корпоративных колониях, Род-Айленде и Коннектикуте, губернаторы избирались ассамблеями, во всех остальных они назначались английским монархом или собственниками колоний. Власть губернаторов была очень обширной, они сосредоточили в своих руках полномочия, которые монархи в Англии утратили после Славной революuии 1688 г. Губернаторы королевских и собственнических коло­ний (ниже речь пойдет только о них) обладали всей полнотой исполни­тельной власти: отвечали за проведение законов, указов, инструкuий; ко-

 

Колониальный опыт 21

 

мандовали сухопутными и МОРСКими силами, создаваемыми в случае во­енной опасности; заполняли все без исключения должности в системеколониального управления. Они сохраняли обширные законодательныеполномочия, прежде всего обладали правом абсолютного вето в отноше­ниирешений колониальных ассамблей, как и правом созыва и роспусказаконодательных собраний. Наконеи, губернаторы располагали всей пол­нотой судебной власти: создавали колониальные суды, назначали судейвсех уровней и исполнителей судебных решений, даровали помилованияи амнистии по всем видам преступлений.

Судя по количеству сосредоточенных в их руках полномочий, губер­наторы казались чем-то вроде абсолютных монархоз в пределах своихколоний. Но в действительности власть их была серьезно ограничена. Прежде всего, это была вторичная власть: губернаторы назначались из Англии монархом или собственниками. Большинство губернаторов, за­нимавших посты в XV\I 1 в., посылались в колонии из Англии (только20% назначенцев являлись американцами) и возвращались по заверше­нии службы в метрополию. В среднем срок пребывания губернатора в должности был относительно коротким - около 5 лет - и мог быть в лю­бой момент прерван решением сверху. В своей политике губернатор ру­ководствовался в первую очередь королевскими инструкциями, содер­жавшими массу предписаний, которые не могли быть нарушены ни од­ной ветвью власти, никакими иными институтами и индивидами в Се­верной Америке.

В качестве второй ветви американского смешанного правления вы­ступали колониальные советы. Но и они обладали существенными отли­чиями от английского аналога - палаты лордов. Их меньше всего можно было назвать «аристократической» ветвью: в советы назначались пред­ставители колониальной элиты, но не аристократы (среди жителей Се­верной Америки таковых было крайне мало). Члены советов утвержда­лись в Англии (исключение составлял Массачусетс, где совет избирался нижней палатой и утверждался губернатором, и Пенсильвания, где сове­та не было вообще). Советы, численность которых, как правило, не пре­вышала 12 человек, соединяли в себе как исполнительные, так и законо­дательные полномочия: с одной стороны, они были как бы министер­скими кабинетами при губернаторах, помогая им во всех делах; с другой стороны, они выступали в качестве верхней палаты законодательной власти, обладая правом вето в отношении решений нижних палат. Сове­ты также помогали губернаторам в принsJТИИ судебных решений. В це­лом советы были скорее частью «монархической», нежели самостоятель­ной «аристократической,> ветвью, так '11'0 говорить о реальном присутст­вии последней в американской схеме смешанного правления крайне за­труднительно.

Глава 1

Политическая борьба Уилкса сопровождалась выдвижением необычайно радикальных по тем временам требований: перераспределение избирательных округов и ликвидация «гнилых местечек (малочисленные, как правило. Сельские избирательные округа, легко покупавшиеся богатыми кандидатами. - Ант.), введение тайных выборов, расширение избирательного права. Постепенно к ним были добавлены требования ежегодных пере- выборов парламента, всеобщего избирательного права для мужчин, отмены имущественного ценза для кандидатов в депутаты и оплаты деятельности членов палаты общин.

Английская политическая идеология, пользовавшаяся популярностью среди американцев, соотносилась ими с политической практикой самих колоний и бралась за образец при определении того, что нужно было исправить в местном политическом управлении. Впрочем, если было необходимо, американцы вносили в нее дополнения, а то и существенно меняли ее, сообразуясь с требованиями, обретавшими актуальность непосредственно в Северной Америке. Но английские образцы сохраняли для них огромное значение вплоть до последней четверти ХУ в., ибо американцы меньше всего хотели разрыва «кровных уз» с Англией, а их «американская мечта на протяжении всего колониально го периода заключалась в том, чтобы жить так, как жили в Англии ее полноправные граждане.

***

По формальным меркам американские колонии в ХУIII в., независимо от того, были они королевскими, собственническими или корпоративными, воплощали столь почитаемую в Англии систему смешанного правления. По характеристике современника, власть в колониях в «лице губернатора, представлявшего короля, была монархической, в лице Совета — аристократической, в лице палаты представителей или избранников народа демократической. Но вот соотношение и реальное значение этих ветвей в Северной Америке имели серьезные отличия от Англии.

Ключевой фигурой в политическом управлении во всех колониях в ХУIII в. был губернатор. В корпоративных колониях, Род-Айленде и Коннектикуте, губернаторы избирались ассамблеями, во всех остальных они назначались английским монархом или собственниками колоний. Власть губернаторов была очень обширной, они сосредоточили в своих руках полномочия, которые монархи в Англии утратили после Славной революции 1688 г. Губернаторы королевских и собственнических колоний (ниже речь пойдет только о них) обладали всей полнотой исполни тельной власти: отвечали за проведение законов, указов, инструкций; ко-

 








Дата добавления: 2016-04-11; просмотров: 607;


Поиск по сайту:

При помощи поиска вы сможете найти нужную вам информацию.

Поделитесь с друзьями:

Если вам перенёс пользу информационный материал, или помог в учебе – поделитесь этим сайтом с друзьями и знакомыми.
helpiks.org - Хелпикс.Орг - 2014-2024 год. Материал сайта представляется для ознакомительного и учебного использования. | Поддержка
Генерация страницы за: 0.044 сек.