ТЕМЫ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ
РАБОТЫ И ПОДГОТОВКИ
К СЕМИНАРСКИМ ЗАНЯТИЯМ
ПО КУРСУ «ПСИХОЛОГИЯ СЕМЬИ
И СЕМЕЙНОЕ КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ»
1. Жизненный цикл семьи.
Браун, Кристенсен, 2001, с. 37-63.
Шнейдер, 2000, с. 144-176.
2. Эволюция брака и семьи в истории человеческого общества.
Шнейдер, 2000, с. 32-97.
Елизаров, 1996а, с. 42-48.
3. Современная семья и ее особенности.
Шнейдер, 2000, с. 98-127.
4. Психология эмоциональных отношений^Шк основысемейной жизни.
Шнейдер, 2000, с. 179-207.
5. Психологические особенности супружески* отношений.
Шнейдер, 2000, с. 208-258.
6. Психологические особенности детско-родительских отношений.
Шнейдер, 2000, с. 259-391.
Спиваковская, 2000, с. 111-22Браун, Кристенсен, 2001, с. 37-63.
Шнейдер, 2000, с. 144-176.
Шнейдер, 2000, с. 32-97.
Елизаров, 1996а, с. 42-48.
Шнейдер, 2000, с. 98-127.
Шнейдер, 2000, с. 179-207.
Шнейдер, 2000, с. 208-258.
Шнейдер, 2000, с. 259-391.
Спиваковская, 2000, с. 111-22
0.
7. Процессы распада и дестабилизации семейных отношений.
Шнейдер, 2000, с. 472-484. 302
8. Нарушения представлений членов семьи о семье и личности друг друга.
Эйдемиллер, Юстицкис, 1999, с. 80-128.
9. Репрезентативные системы и их роль в формировании взаимоотношений в семье.
Эйдемиллер, Юстицкис, 1999, с. 129-160.
10. Нарушения межличностной коммуникации в семье.
Эйдемиллер, Юстицкис, 1999, с. 160-180.
11. Нарушения механизмов интеграции семьи.
Эйдемиллер, Юстицкис, 1999, с. 180-237.
12. Нарушения структурно-ролевого аспекта жизнедеятельности семьи.
Эйдемиллер, Юстицкис, 1999, с. 238-278.
13. Семья с психически больным человеком и формы помощи этой семье.
Эйдемиллер, Юстицкис, 1999, с. 469-547.
14. Трансгенерационная модель работы с семейными проблемами.
Браун, Кристенсен, 2000, с. 130-153.
15. Постмодернистские теоретические модели работы с семейными проблемами.
Браун, Кристенсен, 2000, с. 248-273.
16. Интегративная модель работы с семьей Дж. Брауна и Д. Кристенсен.
Браун, Кристенсен, 2000, с. 277-298.
17. Практика оказания помощи семье в социокультурном контексте.
Браун, Кристенсен, 2000, с. 300-321.
18. Методы работы с семьей в рамках структурной модели. Ш Эйдемиллер, Юстицкис, 1999, с. 354-378.
Шерман, Фредман, 1997, с. 138-160.
Браун, Кристенсен, 2001, с. 66-96.
Минухин, Фишман, 1998.
19. Основанная на опыте модель работы с семьей.
Навайтис, 1999, с. 39-49.
Эйдемиллер, Юстицкис, 1999, с. 425-443.
Браун, Кристенсен, 2001, с. 155-170.
20. Стратегическая модель работы с семьей.
Браун, Кристенсен, 2001, с. 98-127.
Маданес, 1999.
Хейли, Эриксон, 2001.
21. Подготовка молодежи к семейной жизни.
Шнейдер, 2000, с. 460-471.
22. Поведенческая модель работы с семьей.
Браун, Кристенсен, 2001, с. 172-214. ,,
Эйдемиллер, Юстицкис, 1999, с. 449-465.
Навайтис, 1999, с. 29-39. I
23. Работа с семьей при наркомании и алкоголизме»
Семейная психотерапия, 2000, с. 389-496.
Моховиков, 2001, с. 379-436.
24. Исследование внутрисемейной коммуникации дах П. Вацлавика. Вацлавик, Бивин, Джексон, 2000.
ВОПРОСЫ К ЭКЗАМЕНУ ПО КУРСУ
«ПСИХОЛОГИЯ СЕМЬИ И СЕМЕЙНОЕ
КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ»
1. Социометрические техники работы с семьей.
2. Структура семьи и системы ее поддержания.
3. Работа психолога-консультанта с родительско-юношескими конфликтами.
4. Работа психолога-консультанта с проблемами воспитания детей в семье.
5. Субсистемы семьи. Субсистема супружеской пары.
6. Субсистема родителей и субсистема детей.
7. Работа психолога-консультанта с супружескими конфликтами.
8. Психологическое консультирование семьи в опоре на теорию семейных систем М. Боуэна (психодинамическая модель).
9. Внутрисемейные границы. Виды внутрисемейных границ.
10. Семейные треугольники и их разновидности.
11. Представления о семье в концепции К. Роджерса. Роль1 семейного терапевта.
12. Коммуникационная модель психологического консуль-i тирования семьи (В. Сатир, Дж. Гриндер, Р. Бендлер, П. Вацлавик). 13. Методика детриангуляции К. Джонсона.
14. Особенности семейной субкультуры и межличностных контактов в неблагополучных семьях.
15. Цели и этапы оказания психологической пож/ЩВ■ семье в рамках структурной модели консультирования семьи.
16. Стратегическая модель работы с семьей.
17. Особенности личности членов неблагополучных семей.
18. Особенности воспитания детей в неблагополучных семьях.
19. Основанная на опыте модель работы с семьей.
20. Функции семьи, семейные роли и их характеристики.
21. Работа психолога по преобразованию коммуникативной системы неблагополучных семей.
22. Семья как система. Семейные последовательности. Нарушения механизмов интеграции семьи.
23. Семья с психически больным человеком и формы помощи этой семье.
24. Вмешательства, которые меняют структуру неблагополучных семей.
25. Работа с доминирующими аффектами в неблагополучных семьях.
26. Жизненный цикл семьи.
27. Психологические закономерности эмоциональных отношений как основы семейной жизни.
28. Нарушения представлений членов семьи о семье и личности друг друга.
29. Эволюция брака и семьи в истории человеческого сообщества.
30. Трансгенерационная модель работы с семейными проблемами.
31. Репрезентативные системы и их роль в формировании взаимоотношений в семье.
32. Нарушения структурно-ролевого аспекта жизнедеятельности семьи.
33. Работа с семьей при наркомании и алкоголизме.
34. Процессы распада и дестабилизации семейных отношений.
35. Нарушения механизмов интеграции семьи.
36. Интегративная модель работы с семьей Дж. Брауна и Д. Кристенсен.
37. Постмодернистские теоретические модели работы с семейными проблемами.
38. Поведенческие модели работы с семьей. Методика конструктивной ссоры С. Кратохвила.
39. Практика оказания помощи семье в социокультурном контексте.
40. Семья как источник психической травматизации личности.
41. Стандартизированные методы исследования родитель-ско-детских отношений. Шкалы опросника АСВ.
42. Современная семья и ее особенности.
43. Подготовка молодежи к семейной жизни.
44. Стандартизированные методы исследования супружеских отношений.
Приложение 2
ДОКЛАД «ПРОФИЛАКТИКА ВОВЛЕЧЕНИЯ МОЛОДЕЖИ В ДЕСТРУКТИВНЫЕ РЕЛИГИОЗНЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ»
Доклад на пленарном заседании ежегодной
научно-практической сессии студентов v МГОПУ 11 апреля 2002 г.
Михайлова (Кудряшова) Алла Александровна
В последнее время в нашей стране появилось огромное количество различных организаций религиозного характера, среди которых попадаются и деструктивные организации. Они неоправданно провозглашают себя носителями истины, способными всех спасти, помочь преодолеть проблемы и добиться невиданных успехов. Лидеры таких организаций стараются привлекать талантливых, энергичных, разумных молодых людей и девушек.
Человек имеет право выбора своего жизненного пути, но каждый должен знать, что могут представлять собой люди, которые привлекают его рекламой своей организации. Доведение до молодежи информации о деструктивных религиозных организациях является мощным средством профилактики вовлечения молодежи в эти организации.Молодежи необходимо знать, что может являться целью обращения и как суметь распознать деструктивную организацию уже при разговоре с вербовщиком на улице.
Цель обращения в деструктивный культ заключается в том, чтобы вербуемый безусловно принял верования, практику и характерную модель поведения, предписанную группой. Количество времени, требующееся для обращения, варьирует в зависимости от склада психики вербуемого, от особенностей манипу-лятивной группы. Успешное обращение часто сопровождается радикальным изменением новообращенных, когда они «принимают на себя идеальную культовую личность» (соглашаются с требованием культа, чтобы они «стали как дети», «стали полностью спокойными», «были отделенными от материального мира» и т. п.). Новообращенные меняют свой прежний образ жизни, словарный запас, интересы, друзей и ценности в соответствии с тем, что предписано культом. Этот радикальный разрыв с прошлым может первоначально вызывать мощные стрессы у новообращенных, которые остро переживают оторванность своей теперешней жизни от прежней. Они живут раздираемые противоположными привязанностями и являются сбитыми с толку в отношении своей истинной сущности. Длительное следование практике и верованиям культов, однако, часто ослабляет эти стрессы. В конце концов прежние убеждения, образ жизни, жизненный опыт начинают выглядеть отдаленными, частично забытыми и существенно не связанными с сегодняшним днем.
В деструктивных религиозных организациях наблюдается контроль времении деятельности (поведения),т. е. подчинение потенциальных новообращенных заранее рассчитанному строгому временному графику, в пределах которого каждый момент связан с физически и эмоционально напряженной деятельностью. Это оставляет мало времени или вовсе его не оставляет для уединения и размышления. Такой график может включать лекционный марафон, длительные заседания-встречи группы, интенсивные консультации один на один, произвольные танцы или энергичные виды спорта, гипнотические упражнения, создание отчетливых зрительных образов (визуализация), медитацию, монотонное пение, жаркие молитвенные собрания, недостаточные сон и еду. Результаты: пониженная психологическая защита, уменьшившееся внимание, физическое и эмоциональное истощение, ослабленная способность критически оценивать группу, трансоподобные состояния, которые часто являются отвлекающими и делают человека в высшей степени поддающимся внушению.
В деструктивных религиозныхорганизациях наблюдается информационный контроль. Под этиммы имеем в виду следующее:
- отсечение внешних (по отношению к культам) источников информации или клевета на них;
- разрушение связей с людьми за пределами группы;
- «бомбардировка» вербуемых культовой литературой, записями и лекциями, нацеленными на идеологическую обработку;
- объявление определенной информации о культе секретной (например, кто является лидером; какие жертвы, изменения в стиле жизни и финансовые обязательства требуются от культистов; на что тратятся деньги);
- « призывы к намеренному искажению этой информации («Мы • собираем деньги для детей, лишенных благоприятных условий») и открытой лжи («Никто из наших последователей не дает деньги лидеру», «Мы не считаем, что наш гуру - Бог»).
Результаты:информационный контроль мешает информированному принятию решений и, таким образом, предотвращает критическую оценку культа.
В деструктивных религиозных организациях наблюдается манипуляция языком.Это может быть осуществлено путем приписывания новых и дополнительных значений обычным словам. Например, в Миссии Божественного Света слово «знание» означает четыре методики медитации, которым учат в течение начального занятия, что предположительно дает человеку знание Бога; слово «разум» синонимично дурным мыслям и силам внутри людей, которые уводят их от Бога и от Истины; «мир» относится к тому, что находится за пределами Миссии Божественного Света и поэтому является непросвещенным. Дополнительная тактика включает использование особенного словарного запаса (например, искусственные слова и фразы); введение иностранного языка(ов) в разговор и пение; стремление отбить охоту к «банальному» разговору о некультовой деятельности, интересах и идеях; ограничение выражения личных мыслей и чувств о своем прошлом и будущем. Результаты: вербуемые чувствуют себя посвященными в исключительный язык, словарный запас и новое знание. Они начинают ощущать себя более удобно, общаясь с культистами, и как только этот язык становится , в конце концов, частью их повседневной речи, чувствуют себя заторможенно в общении с людьми вне культа, которые явно не могут этого понять. Это вносит свой вклад в поляризованный менталитет «мы - они», причем потенциальные новообращенные начинают больше отождествлять себя с культом и меньше - с некультовым миром.
В деструктивных религиозных организациях наблюдается отучивание от критического, рационального мышления.Например, многие культы отделываются от сомнений, критики и вопросов культистов утверждениями типа «Все станет ясно со временем» или угрозами типа «В корне всякого сомнения Сатана», увещеваниями вроде «Если ты хочешь узнать Бога, ты должен выйти за пределы рационального». Результаты: вербуемые испытывают чувство вины из-за сомнений, вопросов или использования своих интеллектуальных способностей для оценки культа. Многие даже начинают рассматривать свой разум как нарушитель спокойствия, генератор ядовитых сомнений, оружие Сатаны и т. п.
В деструктивных религиозных организациях практикуется обучение методикам, вызывающим транс.Оно может включать медитацию, монотонное пение, говорение на языках (глоссолалия, т. е. произнесение бессвязных и бессмысленных звукосочетаний в состоянии индивидуального или группового экстаза), самогипноз, создание ярких мысленных образов (визуализация) и контролируемые дыхательные упражнения (приводящие к обеднению или перенасыщению крови кислородом и изменяющие процесс мозговой деятельности). Результаты: эти методики, особенно если они раскрываются перед новообращенным в ходе напряженных особых церемоний посвящения, часто заставляют вербуемых чувствовать себя причастными к особенным и/или божественным силам. Стимуляция трансов приводит к подавлению сомнений и возрастанию внушаемости, способствует дальнейшей идеологической обработке. У некоторых особенно уязвимых людей применение подобных методик может привести к психическим нарушениям, срывам.
В деструктивных религиозных организациях практикуются исповедальные сессии,во время которых культистов принуждают выдавать крайне личную информацию о прошлых и настоящих проступках и грехах, реальных или воображаемых. Результаты: вербуемые, которые открывают такую информацию, могут испытывать начальное чувство вины и стыда, а затем ощущение облегчения после признания. Они могут даже стать зависимыми от этой самопорочащей деятельности как способа облегчения чувства вины. Однако те, кто хочет покинуть культ, часто боятся, что культ может воспользоваться раскрытой ими информацией, чтобы шантажировать или клеветать на них.
В деструктивных религиозных организациях практикуются групповое давление.Используется позитивное подкрепление (одобрение, проявление привязанности или повышение статуса культиста), когда кто-то соглашается с целями группы, и удаление подобных форм подкрепления, даже наказание, когда кто-то говорит или действует вопреки культовым предписаниям. Результат: вербуемые могут поддаться групповому давлению, несмотря на устойчивые убеждения, противоречащие культовым верованиям и практике.
Дата добавления: 2016-04-11; просмотров: 607;