Право как фактор, опосредующий политическую деятельность индивидов, организаций.
Предписания права в сравнении с нормами морали, обычаев и т.д. в наибольшей степени оказывают влияние и опосредуют политическую деятельность людей. Назначение российского права – быть ориентиром в выборе варианта поведения в политической сфере, соответствовать общенациональным, общечеловеческим интересам. Оно не выполнит этого назначения, если будет выражать преимущественно волю определенных социальных групп, клана или слоя правящей элиты. В современных условиях существенно также право субъектов политических отношений, их право на свободу объединений, свободу слова, реализацию других политических возможностей.
Ценность права относительно политической системы российского общества проявляется и в иных аспектах. По-видимому, порядок, образуемый в результате действия права, отражает сочетание интересов различных групп населения, организаций, религий, наций, государственно-территориальных образований. В рамках такого порядка разрешение возможных противоречий и конфликтов обеспечивается в основном путем использования правовых предписаний. Именно это способствует созданию условий для установления мира и согласия в обществе, оптимальной координации деятельности граждан и организаций в рамках различных общественных объединений (партий, профсоюзов и др.).
Очевидно и то, что предусмотренные в юридических нормах различные варианты возможного поведения индивидов и организаций в системе политических отношений, способствует их организованному взаимодействию, цивилизованным отношениям между ними.
К важнейшим нормативным правовым актами, имеющим прямое отношение к правовым основам политической системы российского общества относятся прежде всего Конституция РФ. Основной Закон страны начинается главой «Основы конституционного строя», содержание которой наиболее отчетливо включает и правовые и политические моменты, влияющие на формирование и действие демократических институтов России. К тому же, названная глава включает следующие функциональные принципы политико-правовой сферы общества:
а) народовластие – один из существенных элементов демократии в ее современном общепринятом понимании (ч. 2 ст. 3);
б) идеологическое и политическое многообразие (ч. 1 ст. 3) и др.
Последнее положение принципиально значимо в связи с тем, что в современной России никакая идеология не может устанавливаться в качестве государственной, т.е. единой, оказывающей определяющее воздействие на сознание членов общества. К тому же, политическое и идеологическое многообразие предполагает свободу деятельности в рамках закона различных политических сил. Это выражается прежде всего в многопартийности, участии политических партий в избирательном процессе и др.
Особо значимо то, что в условиях развитой политической системы, право призвано ограничить государственную власть, точнее ее всесилие по отношению к общественным формированиям, личности (установление строгих пределов компетенции органов государственной власти), введение и упрочение системы разделения властей (ст. 10 Конституции РФ) и др.
Нормы права, имеющие непосредственное отношение к политической системе общества, содержатся в Основном законе страны, в законодательных актах, конкретизирующих конституционные нормы (ФЗ «О политических партиях», «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» и др.).
Нормативная основа демократического процесса России включает не только правовые нормы, отличающиеся политическим содержанием. Заметим, право не может регулировать все отношения в обществе, связанные с этим процессом. Значительные функции здесь выполняют политические нормы, содержащиеся в нормативных правовых актах (ФЗ «О политических партиях») или в актах партийных организаций, общественно-политических движений и других общественных формирований.
Политические нормы, содержащиеся в актах партийных органов и общественных организаций. Совокупность регуляторов, содержащихся в партийных документах – уставах и других актах организаций – условно подразделяется на нормы внутреннего действия и внешнего действия.
Особенность первой разновидности в том, что они распространяются на членов общественной организации, закрепляются в соответствующем документе (уставе и др.), определяют не только права и обязанности членов организации, но и структуру ее органов, порядок их формирования, компетенцию, обеспечиваются предусмотренными организационными мерами.
Второй вид норм (нормы внешнего действия) регулируют отношения между партиями и государством, партиями и иными общественными организациями. Эти нормы также содержатся в уставах, программах, иных актах партий, общественных организаций. Результативность действия таких норм зависит от того, насколько содержащиеся в них идеи теоретически обоснованы, поддержаны общественным мнением.
Нормы внутреннего и внешнего действия представляют собой правила поведения людей в политической сфере деятельности, регулируют политические отношения граждан, различных политических институтов.
84. Социальная природа и ценность права.
Ответ: В теоретико-правовой науке сложилось два основных подхода к определению социальной природы права.
1. Корпоративный (классовый) подходсвязывает социальную природу права с выражением воли лиц, стоящих у власти и навязыванием этой воли остальным слоям (классам) общества, в том числе посредством принуждения, насилия, подавления.
При таком подходе корпоративные (классовые) интересы превалируют над общесоциальными (общечеловеческими). Данный подход к трактовке социальной природы права характерен для марксистской науки, рассматривающей право как социально-классовый регулятор общественных отношений.
2.Общесоциальный подход рассматривает право как средство достижения социального согласия и компромисса, как средство обеспечения определенного порядка общественных отношений.
Право существует в неоднородном обществе, которое состоит из различных групп, слоев, классов, сословий и других социальных образований, интересы которых зачастую вступают в противоречие друг с другом. Для того, чтобы сохранить целостность, стабильность такого общества необходимо своевременно разрешать данные противоречия или хотя бы не допускать их обострения. Для достижения данной цели и создается право.
Данные подходы к определению социальной природы права весьма условны, поскольку любому типу права присущи черты как корпоративности, так и общесоциальности. В связи с этим, логично предположить наличие дуализма социальной природы права.
Понятие «ценность» в общесоциологическом смысле характеризует способность того или иного явления объективной действительности удовлетворять определенные потребности социального субъекта, необходимые, полезные для его существования и развития.
Следовательно, понятие «ценность права» раскрывает его положительную роль для общества, отдельной личности.
Ценность права – это его способность служить средством удовлетворения социально справедливых, прогрессивных потребностей и интересов личности и общества в целом.
В юридической науке проблему ценности права детально разработал проф. С.С. Алексеев. Он обосновал тезис о том, что право – это не только необходимость, но и социальное благо, социальная ценность.
По мнению С.С. Алексеева, право обладает:
- социальной ценностью;
- инструментальной ценностью;
- собственной ценностью.
Социальная ценность права проявляется в том, что при помощи права: обеспечивается устойчивый порядок общественных отношений, который действует в рамках всего общества, постоянно (непрерывно во времени). Кроме того, право, благодаря своей формальной определенности, позволяет четко определить границы правомерного и неправомерного поведения.
Инструментальная ценность выражается в том, что право является мощным регулятивным инструментом, посредством которого решаются разнообразные задачи, стоящие перед обществом в целом, отдельными социальными общностями, индивидами. Право устанавливает систему типовых стандартов поведения, благодаря чему выступает главным средством обеспечения организованности общественной жизни.
Собственная ценность права состоит в том, что право представляет собой глубинный элемент цивилизации, культуры, который выражает важнейшие социальные ценности общества – свободу, справедливость, равенство и т.д.
85. Понятие и признаки права.
Ответ: Право — явление сложное, многогранное, имеющее богатое понятийное выражение. Во-первых, выделяют право в общесоциальном смысле (моральное право, право народов и т. п.), в рамках которого речь идет о нравственных, политических, эстетических и иных возможностях в поведении субъектов (например, моральное право руководить коллективом, поступить по совести; изменить, следуя моде, свой внешний вид; право члена общественного объединения и т. п.).
Во-вторых, выделяют право в специально-юридическом смысле, как юридический инструмент, связанный с государством.
Право (в этом сугубо юридическом смысле) — это система общеобязательных, формально определенных юридических норм, выражающих общественную, классовую волю (конкретные интересы общества, классов и т. п.), устанавливаемых и обеспечиваемых государством, и направленных на урегулирование общественных отношений.
Признаки права:
1) волевой характер (право есть проявление воли и сознания людей,
Но не любой воли, а прежде всего государственно выраженной воли классов, социальных групп, элит, большинства общества);
2) общеобязательность (в этом проявляется суверенитет государства, означающий, что выше власти, чем власть государства, в обществе быть не может и что все принимаемые нормы права распространяются на всех субъектов);
3) нормативность (означает, что право, прежде всего, состоит из норм, то есть общих правил поведения, регулирующих большое количество общественных отношений);
4) связь с государством (означает, что право во многом принимается, применяется и обеспечивается государственной властью);
5) формальная определенность (означает, что право имеет внешне выраженную письменную форму, что оно обязательно должно быть объективировано, воплощено во вне);
6) системность (означает, что право не механическая совокупность юридических норм, а внутренне согласованный, непротиворечивый, упорядоченный организм, где каждая элемент имеет свое место и играет свою роль).
При рассмотрении сущности права важно учитывать два аспекта:
1) то, что любое право есть, прежде всего, регулятор (формальная Сторона);
2) то, чьи интересы обслуживает данный регулятор (содержательная сторона).
Если при анализе сущности права останавливаться только на формальной стороне, тогда получится, что древнеримское и современное право Италии тождественны по своей сущности. Между тем это в корне не верно. Главное в сущности права — его содержательная сторона, другими словами то, чьи интересы прежде всего данный регулятор обеспечивает.
В этой связи можно выделить следующие подходы к сущности права:
— классовый, в рамках которого право определяется как система гарантированных государством юридических норм, выражающих возведенную в закон государственную волю экономически господствующего класса (здесь право используется в узких целях, как средство для обеспечения главным образом интересов господствующего класса);
— общесоциальный, в рамках которого право рассматривается как
выражение компромисса между классами, группами, различными социальными слоями общества (здесь право используется в более широких целях, как средство закрепления и реального обеспечения прав человека и гражданина, экономической свободы, демократии, политического плюрализма и т. п.).
Наряду с этими основными можно выделить и религиозный, и национальный, и расовый, и иные подходы к сущности права, в рамках которых соответственно религиозные, национальные и расовые интересы будут доминировать в законах и подзаконных актах, правовых обычаях и нормативных договорах.
Иначе говоря, сущность права многоаспектна. Она не сводится только к классовым и общесоциальным началам. Поэтому в сущности права в зависимости от исторических условий на первый план может выходить любое из вышеперечисленных начал.
Дата добавления: 2016-04-11; просмотров: 935;