Результаты творческой деятельности
История возникновения права на
Первоначально права авторов охранялись с помощью привилегий, предоставляемых монархами. Суть привилегии состояла в том, что лицу, испрашивающему ее, предоставлялось исключительное право на использование результата творческой деятельности в течение ограниченного срока. Большей частью срок этот составлял от 5 до 20 лет, отдельные привилегии действовали в течение всей жизни автора[1]. Нарушение исключительного права влекли штраф, арест, конфискацию незаконных копий, уничтожение продукции, произведенной без соответствующего разрешения, возмещение нанесенного ущерба.
Постепенно наметилась тенденция к выдаче патентов, закрепляющих приоритет авторов на технические новинки и на их исключительное использование. Первый в мире патент на изобретение был выдан в 1421 году городской управой Флоренции на имя Филиппе Брунеллески, который изобрел корабельный поворотный кран[2].
Исключительное право на использование изобретения впервые упомянуто в Венеции в Хартии от 19 марта 1474 года. Оно оговаривалось тремя условиями: во-первых, изобретение должно было быть оригинальным, во-вторых, новым и, в-третьих, иметь промышленный характер[3].
Первые патентный и авторский законы появились в Англии. При короле Якове Стюарте в 1623 году был принят «Статут о монополиях». Статут предоставил изобретателям исключительное право на использование технической новинки в течение 14 лет.
При королеве Анне в 1710 году был принят статут, получивший название «Статут королевы Анны», которым автору произведения предоставлялось исключительное право на его публикацию в течение 14 лет с момента создания с возможностью продления этого срока еще на 14 лет при жизни автора. Если книга к моменту появления закона уже была напечатана, то срок защиты права был равным 21 году[4]. Тиражирование произведения без согласия автора запрещалось. Устанавливался порядок регистрации опубликованных работ в Книжной палате и направление копий (до девяти экземпляров) в университеты и библиотеки. Вслед за Англией патентные и авторские законы были приняты во Франции, в Пруссии, Саксонии, Дании, Норвегии, а затем и в других странах Европы.
Защита прав авторов и изобретателей имела отличия в зависимости от того, к какой правовой семье относилось то или иное государство. Так, в государствах романо-германской правовой семьи (Италия, Франция, Германия, Бельгия и др.) охранялись как имущественные, так и личные неимущественные права авторов, поскольку считалось, что произведение, созданное автором, принадлежит только ему и неразрывно связано с его личностью. По этой причине авторско-правовая защита никоим образом не касалась юридических лиц.
В государствах англо-саксонской правовой семьи (Англия, США и др.) охранялись только имущественные права авторов. Создатель произведения мог передать по договору все свои права на него любому, в том числе и юридическому лицу, за обусловленное вознаграждение[5].
В 20 веке две системы защиты авторских прав сблизились. В США и Англии стали признаваться личные неимущественные права авторов, в странах континентальной Европы – права юридических лиц, финансировавших творческую деятельность.
Первый патентный закон в России относится к правлению Александра 1. 17 июля 1812 года был издан Манифест «О привилегиях на разные изобретения и открытия в художествах и ремеслах». Слова «привилегия» и «патент» в Манифесте использовались как равнозначные[6]. В последующем (1833, 1896 г.г.) принимались более совершенные и полные патентные законы. В 1864 году впервые объектом патентной охраны стали промышленные образцы. Отношения, связанные с ними, были урегулированы Положением о праве собственности на фабричные рисунки и модели.
Первое юридическое оформление защиты авторских прав в России относится к 1828 году. В цензурный устав была включена специальная глава, которая называлась «О сочинителях и издателях книг». В более поздних законодательных актах второй половины 19 века было признано право на музыкальную и художественную собственность. Срок защиты авторских прав устанавливался в 50 лет.
В 1911 году издается закон, получивший название «Положение об авторском праве».
В советский период за авторами признавались права на созданные ими произведения, а после их смерти на переход авторских прав к наследникам. Об этом говорилось уже в декретах, принятых в декабре 1917 и ноябре 1918 года[7]. В них, в частности указывалось, что авторские права, возникшие до Октябрьской революции, сохраняется за их авторами. Что касается сочинений русских классиков, то они объявлялись достоянием государства и выводились из сферы деятельности частных издательств. Народный комиссариат просвещения мог признать достоянием государства и любое другое произведение, особенно в тех случаях, когда оно принадлежало умершему автору.
30 января 1925 года были введены в действие Основы авторского права, которые после их пересмотра в 1928 году действовали вплоть до 1961 года. Достаточно подробно авторские права регламентировались также Основами гражданского законодательства Союза ССР и союзных республик 1961 года и Гражданским кодексом РСФСР 1964 года.
Что касается патентных прав, то Декретом от 30 июня 1919 года отменялись «все законы и положения о привилегиях на изобретения», изданные до опубликования декрета. Государство провозгласило свое право отчуждать любое изобретение, которое сочтет полезным для себя. Вводилась новая форма правовой охраны изобретений – авторское свидетельство, которое выдавалось лицам, переуступившим свои исключительные права на изобретения государству. Последнее брало на себя заботу о внедрении изобретения, разрешая любой организации беспрепятственно и безвозмездно использовать его.
С переходом к новой экономической политике патентная система охраны изобретений на короткое время была восстановлена, но затем снова отброшена. Приоритет был вновь отдан авторским свидетельствам. Возможность получения патента хотя и сохранялась, однако воспользоваться правами, вытекающими из него, в условиях господства плановой экономики изобретатель не мог.
Такое положение сохранялось вплоть до присоединения Советского Союза к Парижской конвенции по охране промышленной собственности (1965 г.), Конвенции, учреждающей Всемирную организацию интеллектуальной собственности (ВОИС) (1968 г.), Всемирной (Женевской) конвенции об авторском праве (1973 г.) Это потребовало приведения действующего авторского и патентного законодательства в соответствие с требованиями международного права. Работа в этом направлении была завершена к началу 90-х годов. Новая редакция Основ гражданского законодательства Союза ССР и союзных республик содержала полностью обновленный раздел «Авторское право» (1991 г.) Тогда же, в 1991 году, были приняты Законы «Об изобретениях в СССР» и «О промышленных образцах».
После распада Советского Союза и взятым курсом Российской Федерацией на построение в стране основ рыночной экономики потребовалось дальнейшее приведение законодательства об авторском и патентном праве в соответствие с новыми реалиями жизни. К важнейшим актам, принятым в постсоветский период, относятся: Патентный закон от 23 сентября 1992 года, Закон «О правовой охране программ для ЭВМ и баз данных» от 23 сентября 1992 года, Закон «Об авторском праве и смежных правах» от 9 июля 1993 года, Закон «О селекционных достижениях» от 6 августа 1993 года, Гражданский кодекс от 30 ноября 1994 года, Закон «О правовой охране топологий интегральных микросхем» от 9 июля 2002 года.
В 1993 году Российская Федерация подписала Соглашение о сотрудничестве стран СНГ в области охраны авторских и смежных прав и в 1994 году Евразийскую патентная конвенция. В 1995 году Россия присоединилась к Бернской конвенции об охране литературных и художественных произведений и к Конвенции об охране интересов производителей фонограмм.
Принятие части четвертой Гражданского кодекса (ГК) Российской Федерации ознаменовало собой завершение первой в новейшей истории нашей страны кодификации гражданского законодательства. Часть четвертая ГК (2006 г.) целиком посвящена отношениям, складывающимся в связи с созданием и использованием многообразных результатов интеллектуальной деятельности и средств индивидуализации. Все это позволяет говорить о том, что к настоящему времени в нашей стране в целом создана нормативно-правовая база охраны прав авторов и изобретателей, соответствующая современным мировым стандартам.
Дата добавления: 2016-04-11; просмотров: 647;