Лекция 2.1 Причины экологического кризиса

Современный экологический кризис – следствие научно-технической революции

Непосредственным «виновником» экологического кризиса считается научно-техническая революция. Революция эта стала результатом «брачного союза» между наукой и техникой. Имеются три составляющих научно-технической деятельности: 1) цели науки и техники; 2) организация науки и техники; 3) методология науки и техники.

Развитие науки и техники во многом определялось целями, которые были поставлены перед ними, и ценностями, которые лежали в их основе. Именно эти ценности и породили экологический кризис. Выявляется цепочка причин экологического кризиса: религия благословляет рост народонаселения, что порождает рост производства, которое обеспечивается развитием науки и техники, а ими, в свою очередь, обуславливается культура, идеология, образ жизни.

Современный экологический кризис с точки зрения «глубинной экологии»

Л. Уайт (1990) – основатель «глубинной экологии» – считает: «…чтобы понять причины экологического кризиса, нужно обратиться к вещам фундаментальным, ибо если мы ограничимся неглубокими и недальновидными решениями, мы будем получать лишь новые и новые ответные удары природы со все более усугубляющимися последствиями, которые сведут на нет успешность таких решений» (с. 191); он полагает также, что экологические отношения человека глубоко обусловлены его верованиями относительно своей природы и судьбы, то есть религией. Он считает, что наука на Западе развивалась в рамках естественной теологии, и ее основная цель была понять божественный разум путем открытия принципов функционирования его творений. Так, например, Исаак Ньютон считал себя скорее теологом, чем ученым.

С точки зрения «глубинной экологии», влияние христианства на отношение общества к природе было отрицательным, поскольку утверждалось, что Бог санкционировал господство человека над Землею и всеми живыми существами. Это привело к отказу от присущего язычеству обожествления природы. Сторонники «глубинной экологии» подчеркивают, что дохристианские философы воспринимали мир как творческий закон, которому они должны подчиняться, как судьбе, а христианство, по их мнению, проповедует «эгоизм», поскольку в Библии сказано: «Все предано Мне Отцом Моим» (от Матфея, 11, 27); и «все возможно верующему» (от Марка, 9, 23). По мнению Л. Уайта, христианские догмы создают основу для безудержной эксплуатации природы человеком, и хотя само христианство не обладает верховной властью, христианское миропонимание глубоко укоренилось в западной цивилизации.

Почему многие нехристианские цивилизации смогли избежать экологической катастрофы? Что их спасло? Ответ может быть таков: смирение человека перед стихийными силами природы и анимизм – вера в духов, которые всем и управляют. Сторонники «глубинной экологии» считают, что выход из экологического кризиса может быть найден в религиозном обновлении или в возрождении дохристианских представлений. Л. Уайт подчеркивает, что даже если ввести в дело больше науки и больше техники, это не выведет из нынешнего экологического кризиса до тех пор, пока мы не найдем новую религию или не переосмыслим старую. С другой стороны, считается самоочевидным, что буддизм, в том числе дзен-буддизм, едва ли укоренится на европейской почве.

Мировые религии о взаимоотношении Человека и Природы

Иудаизм и Ислам. В Библии (Ветхий завет) и в Коране содержатся ясные указания на особую роль Человека на Земле.

Библия о роли людей на Земле: «И благословил их Бог и сказал им Бог: Плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю, и обладайте ею, и владычествуйте над рыбами морскими (и над зверями), и над птицами небесными, (и над всяким скотом, и над всею землей)» (Бытие, 1, 28).

Коран о роли человека на Земле: «Поклоняйтесь нашему Господу… который землю сделал для вас ковром, а небо зданием, и низвел с неба воду и вывел его плоды пропитания для вас» (2, 19-20).

Христианство. Христианский взгляд на мир. Христианский взгляд на отношения человека к природе состоит в том, что Бог создал человека по своему образу и подобию, и в физическом мире нет ничего, что имело бы какую-либо иную цель, кроме обслуживания человека.

Христианство и наука. Вопрос этот – один из наиболее сложных. В средние века религия подавляла науку. Наука в основном должна была служить иллюстрацией и доказательством теологических истин. Лауреат Нобелевской премии Джон Бернал считал, что именно по этой причине вплоть до ХVII века наука продолжала интересоваться главным образом небом.

Начиная с эпохи Возрождения, в европейской науке ясно прослеживаются христианские истоки – это стремление к открытию вечных законов природы. Великий русский философ, лауреат Нобелевской премии Николай Бердяев писал о христианских истоках современной науки следующее: человек не мог научно познавать природу и технически овладеть ею, пока природа представлялась ему населенной демонами и духами, от которых зависела его жизнь. В этом он видел причину ограниченного развития естествознания и техники в древнем мире. Христианство, по мнению Н. Бердяева (1989), освободило человека от «пандемонизма», от подавленности демоническими стихийными силами и этим духовно подготовило возможность развития естественных наук и техники, овладения природой и подчинения ее человеку.

Вот что пишет в своей книге «Ветка сакуры» (1971) бывший советский посол в Японии В. Овчинников: «Исконная японская религия синто (то есть «путь богов») утверждает, что все в мире одушевлено, стало быть наделено святостью: огнедышащая гора; лотос, цветущий в болотной трясине; радуга после грозы… Аматерасу как цветок жизни служит главою этих восьми миллионов божеств. В сущности, синто – это обожествление природы, рожденное восхищением ею. Японцы поклонялись предметам и явлениям окружающего мира не из страха перед грозными стихийными силами, а из чувства благодарности природе за то, что, несмотря на внезапные вспышки гнева, она чаще бывает ласковой и щедрой» (с. 20).

Даосизм проповедует: пусть природа идет своим путем, не нарушаемым дерзким и неуместным человеческим вмешательством. Китайское общество поощряло наблюдательное отношение к природе. Человек старался проникнуть в естественный мир и использовать содержащиеся в природе источники энергии, сводя до минимума свое вмешательство в природные механизмы. Это называлось «действие на расстоянии» – «у вэй».

Вот что пишет известный исследователь Дж. Нидам (1966): «Использование принципа «у вэй» (отсутствие вмешательства) оставляет вещи в покое, позволяет природе идти своим путем, извлекать пользу из природы вещей без их применения, дает знание о том, как обойтись без вмешательства. Термин «у вэй» – великий лозунг и неписаное правило даосизма всех столетий».

Буддизм учит о единстве Вселенной – все в одном, один во всем. Идея целостности многообразного природного мира – фундамент философии древних индийцев. Буддизм продолжает линию мифологической всесвязности и сопричастности. Нравственная составляющая становится главенствующей, она накладывает принципиальные ограничения на природо-преобразовательную деятельность человека.

Древние культы природы и восточные дотехнологические типы организации общества обеспечивали гармонию между человеком и природой. Для преодоления экологического кризиса сторонники «глубинной экологии» предлагают вернуться к «индийской мудрости» и к «религиозному единству с природой».

Восточное и западное противостояние. О нем говорили и великий поэт Р. Киплинг, и великий ученый Д. Медоуз. Различия между восточной и западной цивилизациями очень велики и в них надо разобраться, поскольку они по-разному определяют место человека в мире.

Восточная цивилизация основана на том, что человек – один из биологических видов, он подчиняется законам природы. Вместе с тем, человек наиболее конкурентно способный вид, и он разрушает природу, не понимает ее. Технический прогресс и экономический рост порождают проблемы, но сами их решить не могут.

Западная цивилизация утверждает особое положение человека во Вселенной: человек – вершина природы, человечество – уникальный мозг, человек не только может, но и должен эксплуатировать Землю.

Освальд Шпенглер в своей знаменитой работе «Закат Европы» очень резко критикует западную цивилизацию: «Вместо мира – город, одна точка, в которой сосредотачивается вся жизнь обширных стран, в то время как все остальное увядает; вместо богатого формами, сросшегося с землей народа – новый кочевник, паразит, житель большого города, человек, абсолютно лишенный традиций, растворяющийся в бесформенной массе человек фактов, без религии, интеллигентный, бесплодный, исполненный глубокого отвращения к крестьянству».

Шпенглер (1923) считал, что «энергия культурного человека устремлена вовнутрь, энергия цивилизованного – на внешнее», что «тенденция к расширению – это рок, нечто демоническое и чудовищное, охватывающее позднего человека мировых городов, заставляющее его служить себе независимо от того, хочет он этого или нет. Жизнь – это осуществление возможностей, а для «мозгового человека» остается одна только возможность распространения». Он считал также, что одна из причин экологического кризиса – переход культуры в ее завершающую стадию – цивилизацию, а вторая причина – особенность самой западной культуры. Душа западной культуры фаустовская – чистое беспредельное пространство. Апполоновская душа античной культуры – «чувственно наличное тело» – идеальный тип протяженности. «Душевной статике апполоновского бытия… противостоит душевная динамика фаустовской деятельности жизни» (Шпенглер, там же, с. 316). Фаустовская культура – культура воли, в апполоновской этого нет. «Фаустовская культура была в высшей степени завоевательной, она преодолела все географически-материальные границы: в конце концов она превратила всю поверхность в одну колониальную область» (Шпенглер, с. 353).

По Шпенглеру, природа, как мы ее понимаем, есть функция отдельной культуры: «История учит, что «наука» есть поздний и преходящий феномен. Продолжительность немногих столетий, в течение которых иссякают ее возможности… Нет чистого естествознания, нет даже единого естествознания, которое можно было бы назвать общечеловеческим» (Шпенглер, там же, с. 406). «Законы природы суть такие формы духа, в которых сумма отдельных случаев соединяется в единство высшего порядка» (Шпенглер, там же, с. 418). «Дух зрелой культуры – догмат силы, идентичной с пространством и расстоянием, догмат бесконечного действия на расстоянии, догмат деяния» (Шпенглер, там же, с. 447). Призыв Ж-Ж. Руссо «назад к природе», по Шпенглеру – это отказ от культуры в эпоху цивилизации.

Философия Шпенглера – идейная основа для того, кто видит причины экологического кризиса в особенностях западной культуры. Однако многие исследователи и философы придерживаются оптимистического взгляда на науку.

Наука в ее современном понимании возникла в Новое время. Освобождавшееся от религиозных догм человечество поставило своей задачей «стать хозяевами и господами природы» (Р. Декарт), и здесь-то понадобилась наука как инструмент познания сил природы с целью противодействия им и использования их (афоризм Ф. Бэкона: «Знание – сила»). Одним из образцов науки, определившим ее путь на несколько столетий вперед, стала классическая механика И. Ньютона. Слово «механика» происходит от греческого – «средство, уловка». Ученые пытались уловить природу в сеть математических формул и экспериментов и подчинить ее человеческим потребностям, будь то в качестве предмета потребления или в качестве средства производства.

Современный человек распространил свое влияние с отдельных процессов, происходящих в природе, на их совокупности, определяющие целостное функционирование природной среды. Наука должна оценить новую ситуацию и отреагировать на нее.

Основой структуры научного познания является анализ предмета исследования, т.е. выделение абстрактных элементарных объектов и последующий синтез из этих абстрактных элементов единого целого в форме теоретической системы. Ситуация в области исследования экологической проблемы в практическом плане ставит под сомнение правомерность абсолютизации процесса искусственной изоляции и анализа, и многие ученые именно эти черты науки считают ответственными за экологические трудности.

Аналитический метод – модификация известного лозунга «разделяй и властвуй». Он отвечает стремлению человека практически овладеть предметным миром. Человек подчиняет себе мир через его познание, но это познание, а стало быть и овладение предметным миром не могут быть абсолютными, так как предпосылкой познания предмета выступает его идеальное разрушение, идеализация (Гегель, 1975, с. 158). Наука ранее «разрушала мир идеально», но ныне она начинает вносить свой вклад в реальное разрушение мира.

Один из корней экологического кризиса – чрезмерный аналитизм научного мышления, который в стремлении все дальше проникнуть в глубь вещей таит в себе опасность отхода от реальных явлений, от целостного взгляда на природу. Искусственная изоляция какого-либо фрагмента реальности дает возможность его углубленного изучения, однако при этом не учитываются связи этого фрагмента со средой, что влечет за собой негативные последствия. Они проявляются, когда результаты исследования вовлекаются в практику природо-преобразовательной деятельности.

Аналитическая устремленность науки должна уравновешиваться синтетическим подходом. Повышение в современной науке значения таких синтетических дисциплин, как экология, говорит о том, что намечаются положительные сдвиги в нужном направлении. Корни экологических трудностей связаны и с разрывом между науками, что определяется как внутренней спецификой науки, так и влиянием общественных потребностей. Неравномерное развитие науки является одной из причин того, что противоречия между возможностью человека внести изменения в природную среду и пониманием последствий этого изменения становятся более острыми.

Для Дальнего Востока России социально-экологические последствия «европейского» типа освоения территории рассмотрел Г.И. Сухомиров. Он особо подчеркивал, что когда в ХVII–XIX веках русские пришли и начали осваивать Дальний Восток, они были приятно поражены богатством края рыбой, пушным и копытным зверем, а также пернатой дичью.

Здесь переселенцы встретились со 130–150 тысячами коренных жителей, ныне называемых коренными малочисленными народами Российской Федерации или народами Севера*, которые были расселены на этой огромной территории и занимались охотой, рыболовством, морским промыслом, оленеводством, сбором ягод, орехов, лесных овощей и других объектов дикой живой природы суши и прибрежных вод и морей.

Несмотря на их малочисленность, у различных народов Севера (их было около 20) сформировалась уникальная, по-своему высокая национальная культура. Важнейшей ее составной частью было доведенное до совершенства взаимоотношение с окружающей природой. Их хозяйство по существу было экологически чистым, безотходным, т.е. с современной точки зрения наиболее разумным. Шкуры, кости – все использовалось в хозяйстве. Бережное отношение к любым природным ресурсам (рис. 3) и самоограничение были характерны для всех народов Севера. В основе рачительного отношения к природным ресурсам было естественное право на собственность охотничьих, рыболовных и других угодий.

С заселением Дальнего Востока переселенцами постепенно начала разрушаться сложившаяся веками стройная система в пользовании угодьями. Они становились обезличенными, и, как следствие этого, развивался хищнический промысел, который привел к обеднению природных ресурсов. Этот процесс особенно усилился в конце ХIX – начале ХХ веков, чему способствовало активное проникновение на рос-сийский Дальний Восток японских, американских и других купцов и промышленников, которые грабили природные ресурсы сами непосредственно и путем торгово-заготовительной деятельности с местным населением.

Среди важнейших факторов повышения агрессивности среды по отношению к человеку следует прежде всего отметить загрязнение атмосферного воздуха и вод, а также возрастание патогенности болезнетворных организмов. Влияние этих факторов на здоровье человека подробно проанализировано В.А. Бухваловым и Л.В. Богдановой в книге «Введение в антропоэкологию».

Загрязнение воздуха. В последние годы отмечается увеличение загрязнения воздуха, связанное с расширением промышленных зон, с усиленной технизацией и моторизацией нашей жизни. Вредное воздействие веществ, попадающих в воздух, может усиливаться их взаимными реакциями между собой, особыми метеоусловиями. В районах, где отмечается высокая плотность населения и одновременно скопление заводов и фабрик, загрязнение воздуха нарастает особенно быстро. В дни, когда из-за погодных условий циркуляция воздуха ограничена, здесь возникает смог. Смог ¾ видимое простым глазом загрязнение атмосферы над жилыми или промышленными кварталами. Он образуется в результате накопления дымов от бытовых котельных, промышленных предприятий и выхполных газов автомобилей и двигателей различного рода.

Особую опасность для человека представляют выхлопные газы автомобилей, в которых содержатся окислы свинца. Даже сравнительно небольшая концентрация свинца в выхлопных газах может оказаться вредной для здоровья, так как металл из воздуха через легкие и желудочно-кишечный тракт проникает в организм быстрее, чем может выводиться из него. Последствия ¾ нарушение синтеза гемоглобина, мышечная слабость вплоть до паралича, нарушение структуры и функций печени и мозга.

Кислотообразующие осадки, в свою очередь, увеличивают агрессивность поверхностных вод (по данным морской лаборатории в Вудс-Холе, в средних широтах Северного полушария выпадает до 18 млн. т азота в год), в которых увеличивается содержа-ние фтора и металлов, в том числе стронция. В выбросах, стоках и твердых отходах промышленных городов содержатся тысячи тонн свинца, цинка, меди, хрома, никеля, кадмия, молибдена, ванадия и других металлов. Значительная часть загрязнений концентрируется в почве и проникает в грунтовые воды, откуда попадает в колодцы и водопровод. Загрязнение воздуха кислотообразующими выбросами вызывает респираторные заболевания, астматические явления, разрушает легочную ткань.

Загрязнение вод. Вода ¾ вещество, жизненно необходимое для человека, может стать для него чрезвычайно опасной. В жилых кварталах, где нет водопровода, воду часто запасают в больших баках и бассейнах. В этих сооружениях нередко заводятся бактерии, переносчики опасных болезней, в них могут случайно попасть хи-мические вещества, например удобрения. Но и там, где имеется центральное водоснабжение, не обходится без проблем. Зачастую качество воды настолько низкое, что ее употребление может стать причиной развития ряда заболеваний.

Основными факторами, вызывающими загрязнение питьевой воды, являются:

1) большое количество промышленных сбросов;

2) отравление воды веществами, загрязняющими воздух и вымываемыми из него дождевой водой, в итоге стекающей в водоемы;

3) просачивание в водоемы вредных веществ, употребляемых в сельском хозяйстве;

4) недостаточное развитие канализационной сети.

Воде, без которой невозможна никакая жизнь, в свою очередь, требуется жизнь. Безжизненная вода ¾ смерть для всех нас. В водоемах живут организмы, которым нужна определенная температура и определенный состав воды. Поступление сточных вод в водо-емы приводит к повышению их эвтрофированности (накоплению питательных веществ), что может полностью лишить воду кислорода. В результате гибнут живые организмы, качество воды резко ухудшается.

Бытовые стоки и отходы пищевой промышленности особенно вредны из-за того, что на окисление этих веществ в водоеме уходит очень много кислорода. Промышленные предприятия отравляют водоемы сточными водами, которые содержат большое количество ядов, в том числе тяжелые металлы, цианиды. В определенной степени водоем, принимающий стоки, может сам очищаться. Органические загрязнения захватываются бактериями и другими микроорганизмами. Фактор, лимитирующий разложение сточных вод, ¾ количество содержащегося кислорода.

Уже сейчас половину необходимой нам воды добывают через артезианские скважины из глубинных слоев земли. Однако и эта вода далека от идеальных требований, поскольку в ней содержится повышенное количество минеральных солей, не всегда полезных для организма. Вода же из рек, озер и водохранилищ нуждается во все более дорогостоящей очистке в специальных установках. В идеале вода должна быть прохладной, чистой, бесцветной, не иметь запаха и неприятного привкуса.








Дата добавления: 2016-04-11; просмотров: 2546;


Поиск по сайту:

При помощи поиска вы сможете найти нужную вам информацию.

Поделитесь с друзьями:

Если вам перенёс пользу информационный материал, или помог в учебе – поделитесь этим сайтом с друзьями и знакомыми.
helpiks.org - Хелпикс.Орг - 2014-2024 год. Материал сайта представляется для ознакомительного и учебного использования. | Поддержка
Генерация страницы за: 0.017 сек.