Структура организованных преступных сообществ, принципы организации.
Среди рассматриваемых транснациональных преступных организаций прежде всего выделяется итальянская мафия, обладающая одной из самых сложных тайных структур и характеризуемая классическими принципами собственного построения. Под итальянской мафией обычно понимается сицилийская мафия или «Коза ностра», неаполитанская «каморра», калабрийская «ндрангета», а также «Сакра корона унита» из Апулии, созданная «Коза нострой» для использования морского побережья этого региона с целью незаконного оборота наркотиков.
Из перечисленных организаций наиболее заметной, имеющей ярко выраженный транснациональный характер, является сицилийская мафия. Сохраняя многие из своих традиций, сицилийская мафия является вместе с тем динамичной и хорошо приспосабливающейся к новым условиям структурой. Это позволило ей выйти из местного национального уровня деятельности на уровень транснациональный. Хотя ее деятельность по-прежнему носит региональный характер, а ее оплотом по-прежнему является Южная Италия, «Коза ностра» приобретает все более отчетливые формы транснациональной корпорации.
Структура сицилийской мафии складывалась на протяжении веков. Луиджи Барцини описывает четыре уровня организации, которые составляют сицилийскую мафию.
Первый «семья» составляет ядро. На протяжении поколений каждый глава такой семьи завещал ее своему старшему сыну. Однако «семья» состояла не только из кровных родственников, но и формировалась на основе фиктивного родства и крестного отцовства.
Второй уровень представляет группа из нескольких семей, которые объединяются вместе в ассоциацию для поддержки друг друга в осуществлении своих целей. Такая ассоциация называется «коска» (cosca), одна из семей и ее глава признаются верховной. Типичная cosca редко состоит более чем из пятнадцати иди двадцати членов, в центре которой стоят четыре или пять кровных родственников. Эта ассоциация лишена какой-либо строгой (жесткой) организации: это просто "друзья друзей", которые являются ее членами и одновременно представляют собой «квалифицированных людей». Cosca устанавливает рабочие взаимоотношения с другими союзами, соблюдая территории и границы. Гибкость предохраняет cocsa от обюрокрачивания "необходимость постоянно расширять сферу деятельности сети социальных взаимосвязей усиливает неспособность создания стабильной организационной структуры". Мафиозо преуспевает, потому что в его распоряжении находится сеть взаимосвязей. В результате он способен действовать как посредник, предоставляя разнообразные услуги. В ответ он требует только привилегию на занятие своей деятельностью.
Третий уровень достигается, когда создается союз, объединяющий несколько подобных ассоциаций, называемый «consorterie», в котором одна cosca признается верховной, и ее руководитель является лидером такого союза - боссом боссов. "Это происходит спонтанно... когда боссы отдельных ассоциаций осознают, что один из них стал более могущественным, у него больше людей, больше друзей, больше денег, более высокопоставленные покровители». Последние на Сицилии образовывали «onerata societa» почетное общество, представляющее собой высший уровень организации мафии.
В целом эта структура представляет собой гибкую, разветвленную сеть мелких группировок, объединенных в единый союз. Современная структура сицилийской мафии стала еще более совершенной и в высших звеньях организации приобрела признаки корпоративной модели, хотя сетевая модель является базой для организации низовых ее звеньев. [192]
В настоящее время, например, 1500 членов, представляющих 67 семей действуют в одной только провинции Палермо. Каждая семья имеет главу, который выбирается из членов семьи. Управлять семьей всегда помогает советник. Ниже стоят «сержанты», каждый из которых возглавляет более мелкие объединения от 5 до 20 рядовых членов –«солдат». Объединение из трех семей возглавляет «полковник», который отвечает за их деятельность перед региональным комитетом, правительством «Коза ностры».
При соотношении такой структуры организации с ранее рассмотренными моделями, очевидно, что даже внутри отдельных звеньев сицилийская мафия построена с использованием принципов бюрократической модели. В то же время отдельные ее звенья, особенно на низшем уровне, увязаны между собой в гибкую сетевую структуру.
Применительно к американской организованной преступности, куда с потоком мигрантов переместились основные силы итальянской мафии, справедливым будет отметить, что «крестные отцы» итало-американской организованной преступности Аль Капоне, а в более поздние годы - Джон Готти, босс преступной семьи Гамбино, будучи выходцами из Неаполя, более склонялись к каморре в вопросах организации и деятельности своих семей.
Анализ описанной структуры итало-американской преступности таким образом также позволяет констатировать сочетание принципов корпоративной и сетевой моделей в структуре организации преступной деятельности. Подтверждение эта гипотеза находит в том, что смешение этих моделей в итало-американской организованной преступности до сих пор вызывает споры ее исследователей, которые в равной степени находят в ней черты как корпоративной, так и сетевой структур.
Китайские триады, история развития которых насчитывает тысячи лет, в последнее десятилетие значительно усилили свои ряды. Если в 1986 году было выявлено 197 тыс. преступных группировок с общим количеством 876 тыс. членов, то уже в 1994 году рост в отношении числа преступных групп составил 306% (на 154 тыс. группировок стало больше), а количество их членов увеличилось на 547 тыс., что составляет 403% по сравнению с базовым годом. До 1986 года существовало очень немного групп, хорошо организующих свою преступную деятельность. Однако с 1986 года прослеживается высокий рост числа сплоченных, высокоорганизованных формирований подпольного типа.
Традиционно модель организации триад представляет собой жестко централизованную иерархию с шестью основными позициями. Первую позицию занимает лидер “сан шу”, известный также как “лунг тао” (голова дракона) или “тай ло” (большой брат). В его подчинении находится четыре ранга руководителей, отвечающих за различные конкретные аспекты деятельности организации, и рядовые члены.
На второй позиции находятся руководители отдельных организаций, или целого их ряда, входящих в триаду, называемые “фу шан шу”, и специальный человек “синг фунг”, который руководит вербовкой новых членов. Третью позицию занимают инфорсеры, боевики - “хунг кван”, возглавляющие оперативно действующие группы триад. Существует специальная должность для осуществления взаимосвязи с другими преступными сообществами и организациями –“шо хай”, а также эксперт по административным и финансовым вопросам “пак тсе син”, находящиеся соответственно на пятой и четвертой позициях. В самом низу, на шестой позиции, находятся простые члены или солдаты – “сей коу джай”.
Иерархический авторитарный стиль организации подчеркивает следующий факт. Все должности в китайских триадах принято обозначать определенными цифрами. Лица, занимающие значительные позиции в этой преступной организации, обозначаются трехзначной цифрой, начинающейся с 4, что соответствует старинной китайской легенде о том, что мир окружают четыре моря. Так, лидер «сан шу», возглавляющий общество триад в отдельном городе или на географической территории, называется «489»; инфорсеры «хунг кван» - 426; «шо хай», ответственный за связи с другими преступными группами – 432; административный и финансовый эксперт – 415. Простые члены, не имеющие рангов, называются двузначным номером.
Руководящая верхушка является своеобразным “мозговым центром”, определяющим направление и характер деятельности триад. По сути последние представляют собой феодально-патронимические организации, главари которых обладают неограниченной верховной властью. Относительно крупные организации делятся на отдельные отряды, имеющие свои собственные наименования. Каждый из членов такого братства, в зависимости от возраста, принадлежит либо к большому, либо к малому отряду и подчиняется распоряжениям и приказам своего командира.
Модель организации российской мафии можно представить как иерархическую структуру, которая представляет собой своеобразную пирамиду, состоящую, по крайней мере, из трех основных уровней, вершиной которой является организационно - управленческое звено, вплотную к нему примыкает организационно - вспомогательное, и в основании лежит непосредственно - исполнительское.[193]
Организационно - управленческое звено представляет собой руководящее ядро, являющееся, как правило, коллегиальным органом, в котором управление осуществляется группой лиц, имеющих фактически равное положение. Оно включает в себя два блока функций: стратегическое и текущее управление. Стратегическое управление заключается в разработке общей стратегии преступной деятельности; общих тактических приемов и средств совершения преступлений; в концентрации средств преступной организации и контроле за их поступлением и расходованием; разработке общих мер противодействия социальному контролю.
Текущее управление состоит во внедрении конкретных приемов и методов преступной деятельности; руководстве конкретными ее видами; учете средств и поиске каналов их вложения; решении "кадровых" вопросов и т.п.
Организационно – вспомогательное звено обеспечивает безопасность и эффективное функционирование преступного сообщества. Это звено занимается разведкой и контрразведкой, установлением коррумпированных связей, с помощью которых поступает необходимая преступникам информация и реализуются меры по нейтрализации социального контроля (изъятие и уничтожение отдельных процессуальных документов или уголовных дел, получение сведений о потерпевших или свидетелях с целью оказания на них давления и др.). В функции этого звена входит и получение информации о выгодных и безопасных направлениях дальнейшей преступной деятельности, а также ее организация. В структуре этого уровня могут выделятся промежуточное руководящее ядро, группы для обеспечения безопасности и организации преступной деятельности.
Непосредственно – исполнительское звено готовит и совершает конкретные преступления. Его основные функции состоят в руководстве исполнительскими группами и совершением конкретных преступлений, в транспортировке, охране, реализации предметов добытых преступным путем, в организации деятельности посредников и связников и т.п.
Как правило, состав низовых сетевых звеньев очень разнообразен. Это связано, с одной стороны, с функциональными особенностями их преступной деятельности, а с другой – со спецификой их коммуникативных связей внутри таких групп, определяющих все разнообразие взаимоотношений между их членами, а также их структуру. [194]
В целом оценивая структуру российской организованной преступности, хочется еще раз подчеркнуть ее сложный характер, органичное сочетание классических организационных моделей деятельности, присущих ведущим мировым преступным синдикатам, привнесение в эти модели современных способов организации, позволяющих успешно уходить от социального контроля элитной группе лидеров и эффективно самовоспроизводить организованную преступность в целом.
Описанные здесь основные модели организации являются наиболее характерными для преступных сообществ, занимающихся транснациональной преступной деятельностью, поскольку сам характер такой деятельности предопределяет их более сложную структуру. Высокая степень приспосабливаемости к существующим в различных странах условиям осуществления преступной деятельности, а также к их изменению, связана со способностью совершенствования структуры организации. Чем выше такая способность, тем более защищенной и доходной является транснациональная преступная деятельность. Чем консервативнее и жестче структура преступных организаций, осуществляющих такую деятельность, тем более они подвержены социальному контролю и вытесняющему влиянию конкурентов с традиционно занимаемых рынков сбыта товаров и услуг.
Поэтому основные модели организации всех ведущих транснациональных преступных синдикатов в настоящее время совершенствуются, эффективно сочетая традиционные элементы структуры с современными принципами организации деятельности. Большинство из них имеют корпоративно-сетевой характер, который несомненно имеет свои национальные особенности, но вместе с тем является той основой, на которой строится организация и деятельность мировой транснациональной организованной преступности. [195]
Дата добавления: 2016-04-11; просмотров: 1808;