Раздел 7. Мировая политика и международные отношения. 6 страница

В политической науке международный политический порядок понимают, как определенную структуру, строй международных политических отношений, оформленный (или неоформленный) в системе соответствующих принципов и норм международного права, международных договоров и соглашений, а также как систему международных организаций, учреждений и других институтов.

Решение глобальных проблем невозможно без экологизации сознания человечества. Эта экологизация тесно связана с глубоким осознанием все большим числом землян того, что благополучие и дальнейшее продолжение рода людского не возможны без постоян­ной эксплуатации природных ресурсов нашего мира, которые пред­ставляют собой систему жизне обеспечивающих факторов существова­ния человечества. Поэтому разрушение природы гибельно для ци­вилизации. Важно установить такой планетарный тип мышления, который не допускает возможности мирового развития за счет дегра­дации окружающей среды. Экологические ценности при таком мышлении имеют приоритетное значение. В то же время природа рассматривается как единое целое, в котором все ее части, включая и человека, взаимосвязаны, где нет второстепенных малозначитель­ных элементов. Экологическое сознание будет способствовать ус­тановлению гармоничных отношений между обществом и природой.

Решить экологическую и другие глобальные проблемы в состоя­нии лишь человек, избавившийся в своем сознании от груза узкоэгоистических и индивидуалистических установок, воинствующего элитаризма, идеологии агрессии, психологии насилия. Он должен быть освобожден от ограниченности абстрактных сциентистских и технократических подходов, застоя мысли, свойственного местеч­ковому провинциализму, и от националистического ослепления.

Избавление человечества от угрозы со стороны планетарных проблем тесно связано с продвижением к большей социальной справедливости и подлинному равенству во всем мире. Без разреше­ния острых политических противоречий, как в от­дельных государствах, так и в мировом сообществе в целом не­возможно найти достойный ответ на глобальный вызов всему роду людскому.

 

3. Политические аспекты процесса глобализации современного мира. Политическая глобалистика при изучении процесса глобализации современного мира выделяет следующие основные направления осмысления указанного феномена развития международного сообщества:

§ Исследования политических аспектов глобальных проблем и глобализации в целом;

§ Политологический анализ отдельных планетарных проблем и их взаимосвязей как с системой международных отношений, так и с мировыми политическими процессами;

§ Изучение проявлений глобализации в конкретных регионах мирового сообщества и их влияния на развитие там политической ситуации;

§ Формирование теоретико-методологических основ политико-глобалистских исследований.

 

Термин глобализация был впервые употреблен в его современном значении Рональдом Робертсоном в 1983 году. Он выдвинул концепцию формирования глобального измерения человеческого сознания, позволяющем рассматривать политические и иные социальные процессы в глобальной системе координат. Данное глобализированное сознание коренным образом изменяла образ современного мирового сообщества.

Современная наука понимает под глобализацией одну из наиболее важных тенденций развития современного мира. Политическая глобалистика акцентирует внимание на глобализацию мировых политических институтов и процессов, на размывание границ между внутренней и внешней политикой, на интернационализацию политической культуры и политического поведения людей.

В более широком смысле под глобализацией понимают гомогенизацию и универсализацию мира. Важным проявление глобализации считается процесс «размывания» национальных границ.

Гомогенизацию и универсализацию мира связывают с созданием больших единых экономических пространств и с усилением политической взаимозависимости государств и регионов современного мира.

В политической глобалистике данный аспект глобализации связывают со следующими проектами:

§ глобальные реформы международных отношений;

§ стратегии всемирного развития;

§ планы создания наднациональных институтов.

 

Глобальные реформы международных отношений ориентированы на поиски путей и способов интеграции стран с переходной экономикой и развивающихся стран в мировое хозяйство и мировую политическую систему. Стратегии всемирного развития содержат разработки общего плана, нацелены на выделение главного принципа изменений в процессах планетарного масштаба с целью их стабилизации. Планы создания наднациональных институтов ориентированы на «сознательную и постепенную передачу власти от суверенных государств наднациональным политическим структурам и организациям как регионального, так и глобального масштаба».

Рассмотрим более подробно все три, указанных выше группы концепций мирового развития в условиях глобализации.

I. В проектах глобальных реформ международных: отношений весьма наглядно проявилась такая особенность, как выдвижение на первый план исследования проблем развивающихся стран. Эта характерная черта анализируемых концепций обусловлена в известной мере их политическим предназначением, которое заключается в теоретическом поиске путей" и способов интеграции многих развива­ющихся стран в мировое хозяйство и мировую политическую систему.

Проекты данных реформ предусматривают проведение "массированного перевода ресурсов", представляющего собой значительное усиление внешнего финансиро­вания развивающихся стран. В итоге данный план должен способствовать эффективному сочетанию западных /преимущественно частных/ финансовых ресурсов и валют­ных ресурсов стран ОПЕК, западных технологий и природных ресур­сов развивающихся стран. Для достижения данных целей рекомендуется провести в мировом сообщест­ве такие преобразования, как реформа международной валютной сис­темы, введение всемирных «автоматических контрибуций», обложение «глобальным налогом» международной торговли, создание "мирового фонда развития" и т.д.

Успешному протеканию этих реформ могли бы содействовать но­вые интернациональные институты, В частности, предлагалось соз­дать Секретариат третьего мира, который смог бы осуществлять ко­ординацию действий между развивающимися странами и обеспечить технические, аналитические, статистические и другие аспекты их участия в процессе "глобальных переговоров". Для финансирования кооперации между странами "Юга" рекомендовано создать "Банк третьего мира", в целях повышения выработки в указанном регионе энергии организовать новое энергетическое агенство и т.д.

Нардяу с глобальными реофрмами для преодоления общечелове­ческих затруднений, как справедливо отмечают многие исследователи, существует необходимость и соответствующих реформ на уровне от­дельных государств и обществ. К примеру, сотрудники института всемирного наблюдения в данной связи пишут: «Для социумов, столкнувшихся с многообразными самовоспроизводящимися стрессами, могут быть только два пути либо реформа демографической, энергетической и аграрной политики, либо риск полного распада".

2. Авторы «стратегий всемирного развития» стремятся разработать об­щий план, выделить главный принцип изменений в процессах плане­тарного масштаба с целью их стабилизации.

Одной из первых была создана стратегия выживания человечест­ва, базирующаяся на идее «органического роста». При этом её авто­ры - М.Месарович и Э.Пестель - исходили из того, что основной причиной современных затруднений является "недифференцированный, несбалансированный рост", проявляющейся в том, что каждая часть мира развивается без координации с другими частями, без учета пос­ледствий, которые это может вызвать.

Создатели данной концепции считают, что основной характерис­тикой современного состояния человечества является "кризисный синдром". Он должен послужить решающим стимулом для перехода к мировой системе, находившейся бы в состоянии "органического роста". В этом состоянии система развивалась бы как единый организм, где каждая его часть играет свою исключительную роль и пользуется той определенной долей общих благ, которые соответствуют данной роли и обеспечивают дальнейшее развитие данной части в интересах целого. Идея о необходимости создания стратегии всемирного выживания нашла достаточно много сторонников. Причем в различных проектах на первый план выдвигались и разные стратегические цели. В качестве таковых выступали; преобразование современной системы междуна­родных отношений, удовлетворение основных потребностей, сохране­ние окружающей среды и т.п.

Например, в одном из политико-глобалистких проектов предполагалось, что цель мирового развития состоит в достижении "единственной наилуч­шей организации мира", которая может быть охарактеризована поня­тием "синергия"» Греческое слово синергия означает сотрудничество. Теоретики политической глобалистики под "синергией" подразумевали "согласованную деятель­ность многих органов и взаимные усилия для достижения общей цели". Предложенный план мирового развития есть попытка найти замену широко распространенной в политической глобалистике конца прошлого века концепции «взаимозависимости». Концепция "взаимозависимости" основывает­ся на признании наличия общих интересов у многих государств, Эта общность интересов, по мнению сторонников данной теории, обус­лавливается следующими обстоятельствами: возникновением и обостре­нием глобальных проблем; переходом научно-технической революции на такой этап, когда целый ряд видов новейшей техники, которая соз­дается и контролируется наиболее индустриально развитыми государ­ствами, начинает приобретать жизненное значение для многих стран; возрастанием экономических взаимосвязей в современном мире и т.д. Между тем многие представители политической глобалистики полагают, что взаимозависимость как открывает государствам определенные возможности при решении обостря­ющихся планетарных проблем, так и накладывает на них известные обязательства. Взаимозависимость, считают они, нередко создает "асимметричные отношения" между государствами, т.е. отношения, при которых национальным интересам каких-то стран причиняется определенный ущерб.

В политической глобалистике получила распространение точка зрения, согласно которой доктрина "взаимозависимости", ос­нованная на принципе "каждый сам за себя", должна уступить место концепции "взаиморазвития", в основе которой лежит план "синергии миров", Состояние "взаиморазвития1" в мировой системе должно быть достигнуто на добровольной основе и означать гармоничное развитие "зоны богатых стран Севера" и "зоны бедных стран Юга".

Важное место в поисках путей разрешения мировых проблем занимают программы, направленные на защиты окружающей среды* Одной из наиболее известных среди них является "стратегия всемирного сохра­нения". Она разработана тремя международными организациями: "Между­народным союзом сохранения природы и природных ресурсов", Прог­раммой ООН по окружающей среде /ШЕП/ и "Всемирным фондом живой природы". Данная стратегия имеет три основные цели:

- поддержание необходшых экологических процессов и защита жизне обеспечивающих систем;

- сохранение генетического разнообразия;

- обеспечение того, чтобы использование ресурсов для поддержания жизни и экосистем, в которых они находятся, было устойчивым.

3. Планы создания наднациональных институтов власти подра­зумевают, что для решения глобальных проблем необходима передача власти от правительств суверенных государств к наднациональным ин­ститутам и организациям как регионального, так и глобального масш­таба. В отношении формирования самой глобальной системы институтов власти в мировом сообществе существует несколько точек зрения.

Приверженцы одной из них связывают перспективы мирового развития с международными организациями, способными оказывать решительное воздействие на кардинальные общечеловеческие вопросы и, в конечном счете, содействовать радикальному преобра­зованию современной цивилизации. Однако при таком подходе счита­ется нецелесообразным в обозримом будущем ближайших десятилетий придавать наднациональным институтам: характер всемирных органов власти.

В основе данной позиции лежит признание необходимости модер­низации ныне действующих международных организаций, и создания по их типу новых учреждений. Однако следует отметить, что не все специалисты в области политической глобалистики считают по­добные меры достаточными. Некоторые из них выдвигают более радикальные проекты преобразования наднациональных институтов и рекомендуют наделить эти организации реальной властью и предоставить им возможности оказывать существенное влияние на мировую политику, "На том наивысшем уровне, которым является уровень мировых проблем, -пишет Я.Тинберген, - основной движущей силой задуманных изменений должны стать международные институты. ...Если же институты наделены значительной властью, то, приводя в систему находящиеся в их распоряжении средства, они формируют политику". *
Сторонники большей централизации власти в человеческом со­
обществе выступают за создание всемирного парламента и всемирного
правительства. Они полагают, что обострение глобальных проблем и неспособность национальных государств и национальных правительств справится с ними ставят
на повестку дня вопрос о создании мирного правительства. Прежде
всего они четко противопоставляют и разделяют понятия "мировое
правительство" и "мировое государство". Первое, по их мнению, - это "грядущая реальность", второе - "утопия"

 

Правда, в отношении формирования самой глобальной системы институциональных механизмов управления мировым сообществом не существует единой точки зрения.

Политическая глобалистика показывает, что не существует единой формы глобализации. Например, выделяется несколько типов современной глобализации:

 

1. Широкая глобализация представляет мир, в котором обширный круг глобальных сетей интенсивно и с высокой скоростью воздействовал на все стороны социальной жизни от экономики до культуры. По мнению некоторых специалистов, глобальные империи конца XIX века подходили наиболее близко к этому типу.

2. Диффузная глобализация, описывает глобальные сети, которые объединяют высокую экстенсивность с высокой интенсивностью и высокой скоростью, но в которой главной влияющей силой является закон. При такой глобализации ведущие ее силы являются регулируемыми и управляемыми. Современная экономическая глобализация может быть описана такой моделью.

3. Экспансионистская глобализацияхарактеризуется высокой экстенсивностью глобальных взаимосвязей, объединенных с низкой интенсивностью, низкой скоростью, но значительной силой воздействия. Этому типу глобализации соответствовало начало современного периода западной империалистической экспансии, в которой Европейские империи приобрели владения глобального масштаба, для которых были характерны интенсивные межцивилизационные связи.

4. Тонкая глобализация характерна высокой экстенсивностью глобальных сетей, которой не соответствует подобного уровня интенсивность, скорость и сила остаются на низком уровне. Торговля шелком и предметами роскоши в Средние века между Европой и Китаем имеет параллели с этим типом глобализации.

Глобализация достаточно противоречиво и неоднозначно воспринимается в мировом общественном мнении. Противников рассматриваемого мирового процесса называют антиглобалистами. Основные требования антиглобалистов связаны с ликвидацией бедности в мире, обеспечением сохранения окружающей среды, соблюдением прав человека во всем мире.

Однако следует отметить, что приверженцы глобализации заявляют, что преследуют те же цели. Таким образом, речь идет прежде всего, во-первых, о различном понимании указанных целей, во-вторых, о расхождении в методах и способах решения актуальных глобальных проблем современности. Очевидно, что политическая глобалистика, основанная на объективных научных подходах, может сыграть значительную роль в сближении позиций сторонников и противников глобализации.

Движение антиглобалистов в последние годы привлекло к себе пристальное внимание всего международного сообщества, стало существенным фактором мировой политики. Единого, управляемого из общего центра и преследующего одни и те же цели всемирного антиглобалистского движения в настоящее время не существует. В межджународном сообществе действует ряд независимых и амостоятельных общественных организаций, созданных для противостояния негативным тенденциям и последствиям процесса глобализации. Рассмотрим более подробно некоторые наиболее заметные и активные из этих организциий на основе данных опубликованных Информационным агентством РОСБАЛТ.

В первую очередь, это «Международное движе­ние за демократический контроль над финан­совыми рынками и их институтами»(An international movement for democratic control of financial markets and their institutions), больше изве­стное как ATT AC.Основной лозунг ATT AC - «Кон­вергенция против неолиберализма». Движение было создано в ходе международной встречи в Париже 11-12 декабря 1998 года, организованной французс­кой ассоциацией АТТАС. На встрече присутствовали представители около 10 стран из Африки, Латинс­кой Америки, Азии и Европы. На сегодняшний день АТТАС организует различные политические акции, целью которых должно стать объединение ее орга­низаций в различных странах и всего мира в целом в борьбе против неолиберализма (расцениваемого как идеология глобализации). Кроме того, АТТАС стремится к созданию информационной сети, кото­рая также должна служить делу объединения. Для расширения информационной сети при организа­ции был создан научный совет, основной задачей которого является сбор и распространение инфор­мации о деятельности неолиберальных структур, организаций и т.п. и ее последствиях наряду с осве­щением взглядов и деятельности противников нео­либерализма.

После создания этого движения во Франции, во многих странах создались подобные организации, которые выступают против неолиберализма. В АТ­ТАС (по словам членов организации) нет иерархии и географического центра, это - сообщество неза­висимых самостоятельных организаций, объединен­ных общей идеей.

Еще одно движение против неолиберализма -«50-ти лет довольно!»(50 Years Is Enough!) - Сеть за Глобальную экономическую справедливость. Дви­жение было сформировано в США в 1994 году (дата 50-летней годовщины существования Всемирного банка и Международного валютного фонда). В на­стоящее время оно включает в себя около 200 аме­риканских общественных организаций, выступающих за полное реформирование Всемирного банка (ВБ) и Международного валютного фонда (МВФ), и сотрудничает со 185 организациями в 65 странах мира. Представители этого движения уделяют боль­шое внимание неолиберальным экономическим программам. Они обвиняют ВБ и МВФ в антиде­мократичности и коррумпированности, утверждая, что деятельность этих институтов ведет к усилению расслоения в мире и к ухудшению экологической обстановки.

Движение разработало ряд требований к управляющим ВБ и МВФ, среди которых:

- 100% списание всех декларируемых долгов без каких-либо требований;

- прекращение структурного регулирована и макроэкономических реформ (в основном в сфе­ре кредитования) и возмещение их последствий;

- возмещение «социального и экологической: опустошения» правительствам стран, которым бы; нанесен вред вследствие программ этих организаций; «

- прекращение помощи частному сектору (в особенности программам и организациям, преследующим корпоративную глобализацию).

Среди международных организаций, критикующих неолиберализм, можно выделить и так называемые «международные группы помощи» - например, Oxfam International (OI) или международная организация «Мировое видение» (World Vision). Эти группы формировались не для противостояния глобализации как таковой, а для решения проблем, eй сопутствующих.

Международная группа Oxfam (OI) -конфедерация автономных неправительственных организаций, объединившихся для борьбы с бедность* и несправедливостью во всем мире. Страны участники: Америка, Бельгия, Канада, Австралия, Великобритания, Гонконг, Испания, Ирландия, Нидерланды.

Oxfam Новой Зеландии, Квебека и Германии в настоящее время имеют статус наблюдателей Координирующий центр 01 располагается в Оксфорде. Кроме того, существует Офис Защиты 01 в Вашингтоне, работа которого нацелена на контроль за деятельностью ВБ, МВФ и ООН. Каждая из организаций Оксфама является самостоятельной, и центральный офис лишь координирует их деятельность Представители этих организаций проводят ежегодные встречи, на которых обсуждаются общие проблемы и перспективы на будущее. Организация проводит различные акции, направленные на борьбу с бедностью и несоблюдением гражданских прав, а также занимается просветительско-образовательной деятельностью.

«Мировое видение»— международная христианская организация, выступающая за повышение благосостояние всех людей, в особенности детей. Организация была основана в 1950 году для забот о сиротах в Азии. Позже «Мировое видение» стала расширять сферу своей деятельности и интересов, однако, в центре ее внимания по-прежнему дети, которые являются «лучшим индикатором социального здоровья общества».

Работая на шести континентах, «Мировое видение» является одной из самых крупных организаций христианской помощи в мире. На сегодняшний день «Мировое видение» функционирует как товарищество взаимозависимых национальных объектов, которые имеют свои собственные правления ил консультативные советы. В качестве основного координирующего органа выступает международное правление директоров. Однако в основном решения принимаются на уровне местных правлений, т.к. национальные директора одобряют больше чем 90%; всех проектов в пределах предварительно одобренных бюджетов. Национальные правления включают представителей бизнеса, церкви и социальных служб, несут ответственность за управление на национальном уровне.

В заключение можно сделать вывод о том, что сформировавшаяся в конце ХХ века политическая глобалистика представляет собой важное и динамично развивающееся направление современной политической науки. Если в начале рассматриваемое направление возникло как реакция на потребности политологического изучения причин возникновения и обострения глобальных проблем, то в наше время круг исследовательских задач политической глобалистики значительно расширился. В фокусе ее внимания оказался процесс глобализации современного мира и прежде всего политическая составляющая этого важнейшего феномена мирового развития начала XXI века.

 


* В научной литературе пишут о двух типах системных исследований: Первый восходит к позитивизму 19 века и в настоящее время может быть назван функционализмом, его главным теоретиком является Т.Парсонс. Второй тип, известный под названием системного анализа, обращает особое внимание на проблемы принятия решений и после Второй мировой войны использовал операционные исследования и математические методы. Некоторые авторы вделяют и третий тип системных исследований – марксистское понимание теории систем, ориентированное на создание альтернативной глобальной теории (Р.Чилкот). Для простоты, мы употребляем понятия системный анализ и структурный функционализм как тождественные.

* «Социальные системы, по Т. Парсонсу, - это системы, образуемые состояниями и процессами социального взаимодействия между субъектами… Все основные типы их структурных компонентов (ценности, нормы, коллективы, роли) являются по отношению друг к другу независимыми переменными».

* В рамках системной теории политическая система может быть определена и как совокупность отношений политической системы и окружающей среды через механизмы «входов» (внешних импульсов, переработанных политической системой) и «выходов» (обратная связь или реакция системы в форме политических действий).

* “Политический актор” - лицо или общественная группа, воздействующие на процесс принятия и осуществления решений в данной политической системе. В политике субъект действия (актер) как и в театре играет роль... Варианты поведения, когда ряд людей придерживается сходных убеждений в отношении того, как следует вести себя в той или иной ситуации, называют ролями. (Р.Даль) Роль - это “организованная часть ориентаций” актора, которая составляет и определяет его участие в процессе политического взаимодействия.

 

* Г.Алмонд и его последователи разделяли многие представления известного антрополога А.Радклифф-Брауна, в частности его понимание категории «функция». По Радклифф-Брауну это « вклад деятельности части в деятельность целого, частью которого она является … вклад, который она вносит в совокупную социальную жизнь, в функционирование всей совокупной социальной системы»

 

* Само понятие "тоталитарное государство" широко применяется уже в 20 - 30-е годы ХХ века сначала итальянскими, а затем и немецкими юристами, причем в положительном смысле. Тогда же появляется краткое и емкое определение тоталитаризма, принадлежащее Б.Муссолини: "Все в государстве, ничего вне государства и ничего против государства". Затем (в 30-е годы) начинает использоваться либеральными противниками фашизма для его негативной идентификации.

 

* Схематическая последовательность событий здесь такая: авторитарный режим проводит эффективную политику, обеспечивающую быстрый экономический рост; в обществе появляется «средний класс» - слой людей, образованных, сравнительно материально обеспеченных и независимых; «среднему классу» становится «тесно» в политических рамках авторитаризма и он принуждает властные структуры к демократизации. По такой схеме в последние десятилетия развивались Южная Корея, Тайвань и др.

* Однако, если для европейских стран характерен симбиоз либеральной модели демократии с активной ролью государства в качестве «социального арбитра» (так называемая германская модель), то в Соединенных Штатах как бы «законсервирована» классическая либеральная модель, правда претерпевшая определенные мутации во времена «нового курса» президента Ф.Д.Рузвельта и в годы построения «общества всеобщего благоденствия» (так называемая «атлантическая» модель).

* В свою очередь, немецкий политолог В.Меркель выделяет следующие пять критериев демократии: 1) честная система выборов; 2) политические свободы (мнения, информации, союзов); 3) соблюдение интересов государства во взаимоотношениях с негосударственными группами; 4) функционирующее разделение властей; 5) правовое государство, которое гарантировало бы всем гражданам равные права. В зависимости от того, какой из этих аспектов и насколько будет реализован, определяются различные типы режимов.

 

* Многие авторы отмечают недостаточность только нормативного видения демократии, так Ш.Авинери отмечает, что “плюрализм, толерантность и желание граждан участвовать в делах общества - также необходимые индикаторы готовности к демократии”.

 

* Еще К.П.Победоносцев писал: «Инстинкты национализма служат для нее (демократии) разъединяющим элементом: каждое племя из своей местности высылает представителей – не государственной и народной идеи, но представителей племенных инстинктов, племенного раздражения, племенной ненависти – и к господствующему племени, и к другим племенам, и к связующему все части государства учреждению».

* Социальный капитал может быть определен как набор ценностей и норм, разделяемых членами той или иной группы людей, который позволяет им сотрудничать друг с другом. И сводится он, по существу, к доверию, иными словами, к уверенности, что члены группы не прибегают к обману, вступая между собой в деловые отношения (Ф.Фукуяма).

* Политический институт в самом общем виде это: а) установленный порядок нормативного и стандартизированного поведения; б) сообщество индивидов, чье поведение регулируется нормами и ролями; в) функциональные органы управления и регулирования, обеспечивающие кодификацию социальных норм и контроль за их соблюдением, формулирующие общественные цели и потребности и организующие процесс их реализации (это, прежде всего, государственнные институты).

Отсюда, институализация это процесс развития и усвоения различными социальными образованиями требуемых норм и ролей, а также результат процесса, в рамках которого политическое действие начинает регулироваться и приобретать стабильные черты политической структуры.

 

* При этом в средневековой китайской политической философии (конфуцианстве) считалось, что мандат Небес не может быть реализован императором, лишенным добродетелей. Если обнаруживалось, что у императора нет харизмы, и он не может удовлетворительно управлять страной, тогда, как полагали, Бог переставал поддерживать его и заменял правящую династию другой.

* В большей части монархий согласно доктрине разделения законодательной власти между парламентом и монархом, последнему принадлежит право королевской санкции. Как правило, решение монарха должно быть контрассигновано правительством (Бельгия, Испания, Нидерланды, Норвегия, Япония), что теоретически исключает возможность отказа в одобрении законопроектов, поддержанных исполнительной властью. В Великобритании право королевской власти, отказать в промульгации законопроекта, не ограничено, и монарх может его осуществить безотносительно к воле правительства. Однако на практике это происходит редко. Так, в Великобритании отказ в королевской санкции в последний раз имел место в 1707 г.








Дата добавления: 2016-04-06; просмотров: 626;


Поиск по сайту:

При помощи поиска вы сможете найти нужную вам информацию.

Поделитесь с друзьями:

Если вам перенёс пользу информационный материал, или помог в учебе – поделитесь этим сайтом с друзьями и знакомыми.
helpiks.org - Хелпикс.Орг - 2014-2024 год. Материал сайта представляется для ознакомительного и учебного использования. | Поддержка
Генерация страницы за: 0.04 сек.