ГОСУДАРСТВО В ПОЛИТИЧЕСКОЙ СИСТЕМЕ ОБЩЕСТВА
Поскольку динамика общих и частных интересов как формирует специфическую ткань политических отношений, так и может служить причиной их разрушения, нужен специальный механизм, который бы эту динамику поддерживал, использовал различия для укрепления, а не для развала общества. Такой силой, скрепляющей общество, заведомо разделенное на классы, слои, этнические и культурные группы, и является государство. Выделим его наиболее существенные признаки.
Во-первых, это способность интеграции общества при наличии социальных различий, вызываемой ими борьбы интересов. Госу-
8-337
==209
Дарство действует прежде всего в сфере всеобщих интересов, проблем развития и существования социальной целостности. Если оно выходит из этой сферы, перестает быть представителем интересов социальной целостности, то перестает быть и государством, не выполняет и своей функции авторитетной регуляции социальных отношений. Считать, как это нередко делают, государство только инструментом господства одного класса над другим — значит, следуя по сути дела анархистской традиции, существенно искажать его природу, забывать неизбежную связь государства с интересами социальной целостности.
Во-вторых, государство — это орган власти, социального принуждения, активно использующий санкции — поощрения и наказания за соблюдение и нарушение установленных им норм, правил организации общественных отношений.
В-третьих, среди этих норм особое значение государство придает праву, обязательным и охраняемымим нормам — законам, наих основе осуществляется управление и интеграция общества, регламентация собственной деятельности государства.
В-четвертых, это публичный характер государственной власти, профессионализация управления общими делами, добровольная или принудительная передача государственным органам и их служащим полномочий на управление другими людьми.
В-пятых, государство действует в рамках специфического и четко ограниченного политического пространства. Оно имеет географические пределы: территорию, на которую распространяется его власть, и пределы человеческие: оно охватывает граждан — членов государства, имеющих по отношению к нему юридически закрепленные права и обязанности.
По форме правления, т. е. по способу организации верховной власти, государства могут быть республиками — иметь выборные органы власти и монархиями — иметь единовластного верховного главу, обычно передающего свои полномочия по наследству.
По форме государственного устройства — организации составных частей— государства бывают едиными (унитарными) образованиями с одной конституцией, системой законодательных и исполнительных органов или федеративными, представляющими объединение государственных образований, каждое из которых, отдавая часть своих полномочий союзным или федеральным структурам, сохраняет собственную конституцию, систему законодательных и исполнительных органов.
Важной характеристикой государства является политический режим — совокупность приемов, способов осуществления политической власти. Политические режимы могут быть: демократическими — когда признают и обеспечивают право на участие народа в решении государственных дел, уважают и охраняют права человека;
К оглавлению
==210
авторитарными — когда функции управления обществом сосредоточиваются в одном лице или узком социальном слое; тоталитарными — при отрицании или значительном ограничении прав и свобод личности, жестком контроле авторитарного государства над всеми сторонами жизни общества.
Если считать политику полем взаимодействия человека и государства, то необходимо иметь в виду два возможных варианта построения этих связей, постоянно, но отнюдь не равномерно распространяющихся в истории политической жизни. Первый тип связи выражается в подчинении личности государством, когда человек рассматривается как малая незначительная частичка, все параметры существования которой задаются ритмом и проблемами существования государственного механизма. Такой тип отношений человека и политической структуры образуется в рамках тоталитарных государственных систем, стремящихся к полному подчинению индивидуальной жизни потребностям политической системы.
Иной тип связи человека и государства воплощает идея правового государства, исходящая из возможности установления таких отношений между человеком и государством, когда: Во-первых, изменяется истолкование источника права, им становится не государство, а личность. Здесь признается, что не государство дает права индивиду, а он сам имеет совокупность изначальных, нерасторжимых с его существованием прав, и государство и политическая система должны строиться в соответствии с этими правами и дляих защиты.
Во-вторых, меняется представление о соотношении между государством и законом, от привычной формулы «закон есть инструмент государственной власти» осуществляется переход к принципу «государство есть инструмент закона». Согласно концепции правового государства, не всякая возведенная в закон классовая или иная воля есть право, а только такая, которая не противоречит и не нарушает права человека, а укрепляет и защищаетих.
В-третьих, эта концепция предполагает утверждение в обществе и его политической системе такого политического качества, как уважение к закону, исходящее из рассмотрения его как основного, доминирующего фактора упорядочения общественных отношений и имеющего своей основой прежде всего более высокий уровень законотворчества, служащего следствием и компетентности законодателей, и максимального учета последствий того или иного правового акта, и широкого предварительного обсуждения юридических и политических нововведений, и стабильности правовой системы.
Фундаментальная для современной политологии идея правового государства позволяет представить наиболее целесообразное сос-
==211
тояние политической системы, что предполагает отказ государства от претензий на регулирование всего многообразия социальных связей, от его тотальной ответственности за решение любой социальной проблемы.
Действительно, может ли государство, политическая организация брать на себя обязательство сделать каждого человека счастливым, здоровым и т. д. Оно может способствовать созданию комплекса условий, благ, реализация которых в жизненно значимые ценности — дело самого человека. Поэтому государство должно отказаться от мелочной (неправовой) регламентации поведения людей' (которая оказывается практически неизбежной при принятии теоретической посылки, что оно может сделать все для индивида) в пользу выработки у них ответственного отношения к своему предназначению, возможностям и ресурсам. Причем реальной базой такого отношения может быть только безусловно признаваемое обществом право индивида на распоряжение тем, что ему принадлежит. То есть идея правового государства говорит о том, что соединение общественного и частного, политического и личного интереса происходит не на путях самоотречения и абсолютизации одного и игнорирования другого, что неизбежно оборачивается ростом социальной напряженности, политическими конфликтами и взаимными претензиями, но на основе четкого представления о существующей иерархии социальных интересов, признании возможности существования самостоятельных, автономных механизмов их реализации.
Признание автономии государства и гражданского общества имеет большое значение для стабилизации как собственно политических, так и других социальных отношений. Такой автономии просто не может существовать, когда принципы организации гражданского общества рассматриваются как прямое отражение, копия принципов организации политического общества, государства. Возникает порочная, жесткая взаимозависимость, когда любые изменения в столь динамично изменяющейся отрасли человеческой деятельности, как политика, тут же отражаются в гораздо более сложной и по необходимости более устойчивой системе социальных отношений. Ни о какой стабильности жизненных ориентации, личных планов в такой системе связей говорить не приходится.
Дата добавления: 2016-04-06; просмотров: 686;