Политического поведения личности
Совокупность проявлений внешней и внутренней активности индивидуальных и групповых субъектов, их реакции на деятельность политической системы проявляются через политическое поведение. Современные объяснения политического поведения исходят из того, что содержание поведения определяется тремя формами проявления человеческой активности: инстинктами, навыками и разумными действиями.
Значительное число форм поведения имеет инстинктивный характер. Инстинкты – это врожденные модели поведения, определенные биологически и задающие направление поведению. В политической сфере проявляются все человеческие инстинкты – от агрессивности до жадности и от солидарности до самосохранения.
Инстинкт самосохранения толкает отдельных людей не только на борьбу за власть, но и вызывает нерациональные с точки зрения здравого смысла действия[8]. К инстинктивным видам поведения также относят жестокость, насилие, агрессию.
Люди, способные не только соперничать, но и сотрудничать друг с другом, демонстрируют такой вид инстинктивного поведения как солидарность[9]. Они идентифицируют себя с определенной группой (партией, организацией, нацией и т.п.) и объединяют усилия, направленные на достижение единых целей и интересов.
Следующая форма поведения – навыки – есть результат прижизненного научения. Навыки – это определенные умения, которые необходимы для выполнения своих ролей и функций участниками политического процесса; привычки, образующиеся у граждан в конкретной политической культуре; стереотипы как следствия повторения политических действий.
Политические умения повышают компетентность и означают, что человек знает, что он должен делать в той или иной политической роли и как добиться желаемого результата.
Граждане должны обладать определенным набором навыков, а государство должно создавать условия, необходимые для их приобретения. Будущие политические лидеры как правило вначале получают необходимый опыт работы в молодежных и иных организациях. В некоторых странах избранных депутатов обучают, для того чтобы повысить их политическую компетентность.
Третья форма поведения – разумные действия. Они характеризуют степень осознанности человеком тех или иных политических действий. Их отличие от инстинктов и навыков заключается в целенаправленности. Свое выражение разумные действия находят в программах, доктринах, концепциях конкретных акций, кампаний и т.п. Однако поведение никогда полностью не совпадает с обозначенными в доктринах ориентирами.
В реальности политическое поведение включает в себя все три формы – инстинкты, навыки, разумные действия. Но кроме них есть еще конкретные психологические элементы, позволяющие более глубоко познать механизмы политического поведения.
На поведение личности оказывают влияние самые разнообразные факторы:
1) Внешняя среда, которая посылает стимулы субъекту поведения.
Политическая система и ее отдельные институты к поведению человека предъявляют свои требования, которые зависят от конкретной ситуации. В одних случаях от личности ждут высокой активности (например, голосование на выборах), в других – ее активность не поощряется (забастовки, демонстрации и т.п.).
2) Потребности действующего индивида или группы.
В политике действуют обычные человеческие потребности – удовлетворение материальных нужд, безопасность, любовь, самореализация[10], самоактуализация[11]. Американский социолог Рональд Инглхарт (род. 1934) предложил их разделить на материалистические (потребности материальные – владение деньгами, домом, автомобилем, одеждой, достаточное питание и другие экономические достижения) и постматериалистические (потребности в любви, самореализации, самоактуализации и т.п.). Он утверждал, что в 60-х гг. ХХ в. молодежь в индустриально развитых странах, удовлетворив материальные потребности, почувствовала необходимость самовыражения вообще и в политике в частности.
3) Мотивы[12], которыми руководствуется субъект.
Мотивация способствует формулированию цели и программы деятельности и является побудительной силой поведения. Американские политологи Дэвид Макклелланд (1917 – 1998) и Джон Аткинсон (род. 1923) выделили три самых важных, по их мнению, мотива, которые определяют политическое поведение:
· Власть как некая ценность, к обладанию которой в той или иной степени стремятся все (речь идет о власти вообще).
Есть люди, у которых потребность во власти является доминирующей и они пытаются ее достичь во что бы то ни стало. Чрезмерное стремление к власти бывает обусловлено самыми разными обстоятельствами: низкой самооценкой, страхом пассивности, слабостью, опасением оказаться в подчинении, результатом развития агрессивных и деструктивных черт личности и т.п.
Мотив власти может дополняться мотивом контроля над людьми и ситуацией. По мере продвижения к социальной зрелости человек становится все более способным к контролю над собственным поведением. Это, в свою очередь, придает ему уверенность в себе, расширяет его возможности участвовать в различных сферах общественной жизни, в том числе и политике.
· Достижение как забота о самосовершенствовании, повышении мастерства, стремление добиться поставленных целей с максимальным эффектом. Данный мотив, по мнению Д. Макклелланда и Д. Аткинсона, определяет высокий уровень квалификации, установление повышенных стандартов работы, манипулирование, организацию физического и социального пространства, преодоление препятствий, соревнование, победу над кем-либо. Такая мотивация, как правило, определяет поведение лидера. Люди, которые стремятся к достижениям, чаще других испытывают и потребность во власти, которая им нужна для того, чтобы добиться поставленной цели.
· Аффилиация[13], направленная на установление товарищеских, теплых отношений человека с его окружением. Для личности, ориентированной на данный мотив, большее значение имеет эмоциональный комфорт, чем контроль над другими людьми, власть или успех. Для политика с такой мотивацией важно признание, одобрение со стороны других, дружественный климат и наличие команды единомышленников. Для рядового гражданина аффилиация определяет принадлежность к таким политическим группам, организациям, которые не только отстаивают его интересы, но и дают ощущение сплоченности и защищенности.
Кроме перечисленных факторов – внешняя среда, потребности и мотивы – на политическое поведение значительно влияют:
- установки, ценности, ориентации, убеждения и цели субъекта;
- личностные особенности ролей, стилей принятия решений, межличностных отношений, мышления (когнитивный стиль);
- собственно действия и поступки;
- обратная связь между поведением и условиями.
Политическое поведение личности проявляется в организованных и стихийных формах. Организованные формы связаны с участием в партиях, группах интересов, движениях и т.п., где есть четкая система распределения ролей, функций, иерархических отношений. Стихийные формы представлены незапланированными (или необдуманными, иррациональными) поступками – массовыми выступлениями, бунтами, восстаниями, митингами протеста и т.п.
Дата добавления: 2016-04-06; просмотров: 624;