Лекция 45. Музейная педагогика

Определение понятия. Музейная педагогика – интеграционнаянаучная дисциплина, которая исследует образовательные аспекты музейной коммуникации и методически обеспечивает культурно-образовательную деятельность музея. Музейная педагогика начала формироваться на рубеже XIX–XX вв., когда выделение работы с посетителями в особое направление сопровождалось ее теоретическим осмыслением. Современные исследования посвящаются специфике музейного образования, интеграции музея в систему образовательных институтов, музейной аудитории, модернизации культурно-образовательной деятельности в условиях распространения информационно-коммуникативных технологий, использованию новых образовательных технологий и форм, основанных на отношении к посетителю как активному участнику музейной коммуникации. Существует и другая точка зрения современных музейных педагогов (Б. А. Столяров), где музейная педагогика трактуется как отрасль педагогической науки и построенная на ее основе научно-практическая деятельность, ориентированная на передачу социокультурной информации в условиях музейной среды. В 1960–1990-е гг. определение музейной педагогики в зарубежной музеологии имело несколько вариантов: наука о воспитании средствами музея, а музейная дидактика – посредническая миссия музея (А. Кунтс, В. Хильгерс); посредническая деятельность, обеспечивающая связь между музеями, их коллекциями и посетителями – теория процесса коммуникации, реализация образовательных программ (А. Фогт); пограничная научная дисциплина на стыке музееведения и педагогических наук музеологии, исследующая образовательно-воспитательные цели общества применительно к специфическим формам музейной коммуникации (К. Патцвал, Й. Аве).

Исследование музейных форм и средств коммуникации – процесспередачи и осмысления информации, происходящей между музеем и обществом. Базовой формой музейной коммуникации является экспозиция, основывающаяся на подлиннике и интерпретирующая культурное и природное наследие. Понятие музейная коммуникация введено в научный оборот в 1968 г. канадским музеологом Д. Ф. Камероном и отражает потребность переосмысления музея как института социальной памяти, участвующего в постоянном диалоге с обществом. Согласно его трактовке, музейная коммуникация – это процесс общения посетителя с музейными экспонатами в невербальном пространстве на «музейном языке». Выразительность языка музея достигается посредством различных знаковых систем и иных механизмов, выработанных культурой (коллекции, исторические символы, изобразительное искусство, естественный и искусственные языки, язык современных технологий и др.) и необходимых для реализации социальных функций музея. В таком понимании музейное собрание уподобляется тезаурусу (словарю) языка, а правила экспонирования – коду, позволяющему конструировать смыслы. Подобно слову в экспозиции, отдельный музейный предмет приобретает значение в окружении других экспонатов, а экспозиция приобретает признаки текста. В музейном языке, как и в естественном, коммуникация осуществляется на основе двух главных действий – селекции и комбинирования, при этом существует иерархия знаковых конструкций, а значение знака зависит от его места в последовательности других знаков. Образовательные аспекты музейной коммуникации изучает музейная педагогика.

Предмет музейной педагогики. Цели и задачи. Отечественное определение термина музейная педагогика связано с немецкой традицией (А. Лихтварк, К. Фризен), которое трактует ее как научную дисциплину на стыке музееведения, педагогики и психологии. Ее предметом является культурно-образовательные аспекты музейной коммуникации; целью – изучение музейно-педагогического процесса как системно-организованного и четко направленного взаимодействия музейного педагога и учащихся, ориентированное на формирование в условиях музейной среды творчески развитой личности. Задачи музейной педагогики можно разделить на две области: изучение теории и методологии культурно-образовательной деятельности в музее (педагогический аспект музейной коммуникации) и практические разработки средств интеграции школьных предметов естественно-научного и гуманитарного профиля в музейную среду.

Изучение музейной аудитории с точки зрения восприятия музейной информации. Одной из важнейших характеристик форм культурно-образовательной деятельности музея является ее адресность, которая предполагает учет возраста, профессиональной принадлежности и интеллектуального уровня аудитории, уровня образования, места жительства. На практике музейная аудитория делится на следующие группы: дошкольники, младшие школьники, средний и старший школьный возраст, студенты, взрослые. Детям дошкольного возраста необходимо расширять и углублять восприятие окружающего мира, память, развивать мышление, которое имеет наглядно-образный характер, ведущим видом деятельности в этот период является игра, которая должна быть обязательной составляющей музейных программ. Дети младшего школьного возраста способны участвовать в глубоком и осмысленном познавательном процессе. Способны запоминать большое количество информации, ориентироваться в понятиях, видеть причины и закономерности. Работа музейных педагогов с детьми этой возрастной группы возможна в режиме диалога. Подростковый возраст характеризуется становлением нравственного сознания, самосознания, стремлением к самостоятельности, поиском своего «героя». Тематика и формы работы с детьми среднего школьного возраста более разнообразны, но возможно и применение традиционных форм работы с аудиторией. Студенческая аудитория – сложная социальная группа: по социальным параметрам, системе ценностей, психологии, профессиональной ориентации. Основываясь на аналитической, диалоговой деятельности, музей позволяет расширять кругозор, общую эрудицию, получать новые знания.

Музейно-педагогический подход в различных сферах музейной деятельности. Музейно-педагогический подход строится на категориях ценностного сознания, семиотике вещи и феноменологии пространства. В основе музейно-педагогического подхода лежат следующие принципы: интерактивности, основанной на деятельностном подходе; комплексности, основанной на использовании всех каналов восприятия (персептивном, чувственном, логико-аналитическом, психомоторном); программности (усвоение информации на специально-разработанных программах).

Разработка специальных программ, разных форм музейно-педагогической деятельности. Развитие музейно-образовательных деятельности связано с переосмыслением содержания традиционных форм работы со зрителем. Музейно-педагогические программы являются моделью реализации инновационной образовательной практики музея и включают два блока: школа в образовательном пространстве и музейная педагогика в школе. В основе музейных программ заложено формирование визуального мышления, интерпретации и оценки, осмысления, импровизации. Разработка программы определяется: целью создания и ее задачами, адресностью программы, содержанием программы, формами, средствами, методическими приемами, сроками реализации, результативностью.








Дата добавления: 2016-04-06; просмотров: 3940;


Поиск по сайту:

При помощи поиска вы сможете найти нужную вам информацию.

Поделитесь с друзьями:

Если вам перенёс пользу информационный материал, или помог в учебе – поделитесь этим сайтом с друзьями и знакомыми.
helpiks.org - Хелпикс.Орг - 2014-2024 год. Материал сайта представляется для ознакомительного и учебного использования. | Поддержка
Генерация страницы за: 0.004 сек.