Лекция 44. Организационно-массовая
Работа музеев
Цели, задачи и специфика организационно-массовой/культурно-образовательной работы в музее. Организационно-массовая работа – одно из основных направлений деятельности музея, посредством которого реализуется такая социальная функция музея, как образовательно-воспитательная.Образовательная деятельность музея – специфическая форма музейной активности, характеризующаяся педагогической направленностью на развитие, воспитание и обучение личности музейными средствами. Диалектика развития феномена музейной сферы подсказывает, что в самом термине музей уже заложена система знания и особого способа передачи знания. Музей актуализирует такой диалог личности с идеалами и вечными ценностями культуры, в котором человек найдет опору для саморазвития и самосовершенствования в быстро меняющихся условиях современного мира. Именно образовательная деятельность современного музея превращает его из резервуара культурного наследия в подлинную институцию культуры. Ценность музейной среды, в которой социокультурный опыт актуализируется благодаря возможности общения с подлинником, представляющим собой культурную целостность, – это и есть выполнение социальной функции музея. Во первой второй половине XX в. термин просветительная работа стал заменяться на научно-просветительную. Его содержательная сторона означала, что свою образовательно-воспитательную функцию музей осуществляет на основе научных исследований. После постановлений ЦК КПСС 1964, 1982 гг. акцент делался на воспитательную, идейно-воспитательную работу (формирование коммунистического мировоззрения, идеи интернационализма, патриотизма, нравственные качества личности, эстетическая пропаганда и др. В эпоху перестройки из музейной лексики исчезли термины пропаганда, массовая работа, идейное воспитание. Стала завоевывать позиции концепция образовательной роли музея. Понятие культурно-образовательная деятельность получило распространение в отечественном музееведении с начала 1990-х гг., т. е. образование рассматривалось в пространстве культуры. Теоретическую и методическую основу культурно-обраовательной деятельности составляет музейная педагогика.
Воспитательный и образовательный потенциал музеев. Большая часть исследователей европейской школы музеологии (К. Фризен, А. Кунтс, В. Хильгерс, А. Фогт, К. Птцвал, Й. Аве) и российской школы музееведения (Б. А. Столяров, М. Ю. Юхневич, Ю. У. Гуральчик, И. А. Колесников, Н. Г. Макарова, Е. Г. Ванслова) при рассмотрении теоретических проблем функционирования музеев используют разобщенное изучение музейного посетителя и музейно-предметной сферы (собственно музейного пространства и музейных коллекций), выделяя два понятия:
– образовательная и воспитательная деятельность, т. е. собственно педагогика;
– музейная среда.
Это вполне объяснимый процесс гносеологической логики. Можно согласиться с тем, что познание целого возможно при изучении структурных элементов в их исторической связи и развитии. Осмысление системного единства музея, цивилизации, образовательно-воспитательной деятельности человечества потребовало от общества слияния этих понятий, что привело к появлению нового термина музейная педагогика. Это позволило применить процесс осмысления специфики педагогики к музейной сфере деятельности, и наоборот. Один из первых теоретиков образовательной функции музеев на Американском континенте, последователь Дж. Рескина Д. Гудд видел цель музеев в обучении идеям через предметы. Представитель бостонской музейной школы Б. Гилман сравнивает понятия гуманизация и музей:
– гуманизация (как главная задача общества) достигает высшей степени, когда соединяются воедино образование как развитие понимания и культура как развитие чувствования;
– музей (как обязательная составляющая гуманизации) – «успевает, если дает просвещение, не успевает, если только забавляется, проваливается, если только ошеломляет».
В последние десятилетия XIX в. образовательная функция музеев была сформулирована руководителем Южно-Кенсингтонского музея Г. Колем: «Пока музеи и галереи не поставят перед собой образовательные цели, они представляют собой скучные и бесполезные учреждения».
Особую роль в осознании обществом социокультурной, философской составляющей музейного института сыграл русский мыслитель Н. Ф. Федоров, раскрывший космическую сущность, бесконечную глубинность музея:
«– Первая вещь, сохраненная на память об отцах, была началом музея, как сыновья любовь, благочестие, была началом премудрости. Музей и храм премудрости будут скрижалью, на коей начертается план, или проект, всеобщего воскрешения… Тогда обязательное посещение каждым этого святого места просвещения будет иметь смысл завершения, запечатления образования, замена кругосветного или всесветного путешествия… расширение мысли на целый мир, мысли, обнимающей прошедшее и отдаленное…
– Нынешний музей – это как бы книга, поясняемая демонстрациями физических кабинетов и химических лабораторий, зоологических и ботанических садов и т. д. Книга же эта есть сама история, за книгою стоит сам написавший ее, т. е. род человеческий
– Музей – храм равен музею-собору. Это собирание научное, соединенное с нравственностью. Музей не может ограничивать отбор по нравственности сего дня, отвергая нравственные характеристики прошлого. Музей есть первая научно-художественная попытка собирания и воспитания в единстве. Музей будет действовать душеобразовательно, делая всех и каждого существом музеобразным».
Все же наибольшее значение приобретает просвещенческий характер музейной деятельности, который подчинял, в какой-то мере, культурологические составляющие (комплектование, хранение, изучение). Музеи теряют функциональную самостоятельность, подчиняются образовательным функциям. Это коснулось и краеведческих (музеи местного края) музеев, которые изначально (в последние десятилетия XIX в.) при своем формировании не включались напрямую в образовательный процесс, исходя из особенностей (отсутствия полноты) своих коллекций. Но с 1923 г. музеям местного края предлагалось стремиться через экспонаты давать всестороннюю характеристику края, его прошлое и настоящее, а в основу школьной работы по программам Государственного ученого мовета включались краеведческие программы, которым и подчинялась деятельность музеев.
Цель отечественного музейного дела к началу 1930-х гг. была определена как иллюстративно-образовательная: помощь школе в расширении знаний учащихся, полученных на уроках. Культурологический характер музейного коллекционирования, к сожалению, ушел на второй план. Акцентность пропагандистской направленности сферы культуры и образования привела к односторонности подхода – экскурсии в музей носили лишь к информационно-ознакомительный характер и принижали музейную действительность. Такой подход не смог до конца изъять из музейно-образовательного процесса его социокультурной составляющей, исходя из специфики самого музейного предмета.
Теоретическое осмысление этого в российской педагогической и музейной деятельности вновь продолжилось только в конце XX в. Предложенный западной школой термин музейная педагогика прочно вошел в теорию и практику музеологии и музееведения. Получила новое осмысление и функциональная составляющая музея и музейной деятельности, т.е. выработка единых подходов в музейной и образовательной сферах деятельности складывается посредством исследования этих объектов как социокультурных феноменов:
– через накопление и сохранение социальной информации;
– познание и передача знаний, традиций, представлений, эмоций.
Речь идет о единстве следующих аспектов музейной и образовательной (учебной) сфер деятельности:
· познавательном аспекте практического и теоретического знания, в основе которого лежит информация о предмете и сам реальный предмет. Познавательный аспект в музейном пространстве можно разделить на две составляющие: информирование (получение сведение о музее, его коллекциях или через музей и его коллекции) и образование (усвоение знаний в процессе музейной коммуникации на основе знакомства или изучения музейных предметов). Отличительные черты претворения в жизнь познавательного аспекта музейной деятельности в неформальности и добровольности. Музей способен максимально реализовать способности и удовлетворить интересы, которые стимулируются экспрессивностью, разнообразием подлинных музейных предметов;
· творческом аспекте, направленном на создание качественно нового, более высокого интеллектуального уровня предмета (деятельности), которое состоит из наблюдения прошлого, познания существа проблемы, создания и проверки идеи «озарения», реализация этой идеи. Творчество – это высшая ступень постижения музейной информации. Формы реализации творческого аспекта могут фиксироваться (претворяться) как в рамках музея (студии, творческие лаборатории, фестивали, викторины, исторические игры и т. п.), так и за пределами музейных стен, но на основе информационной экспрессивности музейного начала;
· коммуникативном аспекте, который актуализируется через диалог личности с идеалами и вечными ценностями культуры. Музейный предмет не только в рамках субъект–объектных отношений (посетитель – музейный предмет), но и в рамках субъект–объект–субъектных отношений (посетитель – музейный предмет – посетитель) включен в коммуникационную сферу общества. Формы коммуникации в рамках музея представляются через встречи, экскурсии, лекции, театрально-концертные, студийные формы. Но коммуникация может происходит и между музейным предметом и посетителем: метод «молчаливой экскурсии», предложенный А. В. Бакушинским в начале XX в.
Эти базовые функции расшифровывают сущность педагогического и культурологического подходов в деятельности музея как социокультурного института. Культурологический подход включает: эвристическую сущность, связанную с овладением знаниями и умениями, ориентацией в ценностях; трансляционную сущность, подчиненную передаче подрастающему поколению ценностей культуры с помощью сложных знаковых систем; аксиологическую сущность, проявляющуюся в создании системы ценностей и выработке норм ориентации в них; регулятивную сущность, поддерживаемую обществом норму поведения. Педагогический подход включает: образовательную сущность как присвоение личностью цивилизационных ценностей в форме знаний и умений (познавательный, творческий аспекты, процесс социализации); управленческую сущность как условие развития и реализации образовательной политики в процессе интеграционных процессов в научной сфере; или как условие расширения образовательного пространства личности при включении в него ценностей философского, социологического, культурологического, психологического знания; широкую научную базу в виде связей с другими науками, раскрывающими различные стороны человеческого бытия.
Взаимообусловленность и взаимодополняемость педагогического и культурологического подхода в сфере музейной деятельности обусловлена потребностями общества в формировании личности целеустремленной, самостоятельной, ориентированной на общечеловеческие ценности.
Основные принципы и подходы музейной коммуникации. Понятие музейная коммуникация введен в научный оборот в 1968 г. канадским музеологом Дунканом Ф. Камероном. Музейная коммуникация – это процесс общения посетителя с музейными экспонатами, представляющими собой «реальные вещи». Существенный вклад в разработку понятия внести Ю. Ромедер, В. Глузинский, Д. Портер, Р. Стронг, М. Б. Гнедовский: в создании музейной экспозиции должны участвовать не только экспозиционеры, но и художники-дизайнеры, экскурсоводы /музейные педагоги, музейные социологи и психологи, что позволит обеспечить обратную связь: музейный предмет–посетитель / посетитель–музейный предмет. Коммуникационный подход рассматривает посетителя в качестве полноправного участника процесса коммуникации, собеседника и партнера, а не пассивного получателя знаний. Принципиально новым считается подход немецкого музееведа Ю. Ромедера: музейный предмет является лишь знаком некоторого общественно-исторического содержания, т. е. экспозиция – знаковая система, а экспонаты – это знаковые компоненты. Роль музейной коммуникации – преодоление культурно-исторической дистанции, где сотрудник музея является посредником. Для устранения коммуникационных нарушений (разговор на разных языках – музейный и обыденный, формирование единого взгляда на актуальность проблемы и др.) необходимы социологические и психологические исследования в рамках «музей и посетитель».
Формы музейной коммуникации – способы/типы реализации культурно-образовательной деятельности музея. Эти формы обладают как устойчивостью, так и подвижностью. К базовым формам относятся экскурсия, лекция, консультации. К современным (инновационным) формам – научные чтения (конференции, сессии, заседания), клубную работу (кружок, студия), конкурсы (олимпиады, викторины), концерты (литературные вечера, театрализованные представления), музейный праздник, историческая игра, историческая реконструкция. Их синтез и соединения с формами, заимствованными из других практик (педагогики, драматического искусства, психологии, народного творчества), становятся основой для появления новых форм (экскурсия-урок, театрализованная экскурсия, арттерапевтическое занятие, экскурсия-игра и др.), что способствует расширению музейной аудитории и стимулирует интеграцию в музейное сообщество. Реализация форм музейной коммуникации невозможна без музейной экспозиции/выставки – основногосредства музейной коммуникации. В ее пространстве реализуются методы и формируются маршруты показа памятника. Многообразие экспозиционных средств определяет особую знаковую систему: вербальный язык (слово, текст), язык дизайна (экспонат, оборудование, пространство, свет и цвет), язык графических построений (шрифт, схемы, планы), язык аудиовизуальных средств (фото-,кино- и звуковоспроизводящей аппаратуры), язык театра (театрализация экспозиции), язык обучающих манипуляций (ролевые игры, мастер-классы).
Организационная деятельность музеев. Организация посещения музеев. Ведущим отделом, занимающимся работой с посетителями в музее является организационный отдел, сотрудники которого отвечают:
· за координацию и расширение сотрудничества со школами с целью разработки и осуществления на базе музея программ, основанных на содержании музейных коллекций и соответствующих учебному плану;
· взаимодействие со школами, общественными группами и другими потенциальными посетителями с целью организации передвижных выставок, выездных экскурсий и лекций-демонстраций;
· участие в проектировании выставок и других программ, адресованных публике с целью увеличения их образовательной ценности;
· достижение показателей посещаемости и доходности;
· подготовку публикаций и информационных продуктов для образовательных учреждений;
· подготовку рекламных материалов по всем аспектам образовательной программы музея;
· разработку и осуществление программ для взрослых, связанных с коллекциями музея;
· разработку программ подготовки добровольных педагогов-экскурсоводов;
· планирование, проектирование программ с использованием всех технических средств;
· изучение и расширение возможностей применения современных информационных технологий по работе с посетителем музея.
Общедоступность музеев является одной из конституционных ценностей. И обеспечиваться она может по-разному. Во-первых, созданием электронной базы данных, интернет-каталога музеев Российской Федерации. Во-вторых, изданием печатных каталогов. В-третьих, интенсификацией выставочной деятельности и посещаемости постоянных экспозиций и выставок «в живую». На начало XXI в. данные Союза музеев об «интенсификации» посещаемости довольно впечатляющи: музеи за год посещает половина населения страны – более 77 млн человек. Исходя из статистики видно, что повышения посещаемости музеев не наблюдается даже при расширении выставочной работы и появлении вариативных форм экспозиционной деятельности музеев. Первой причиной признается смещение в обществе шкалы ценностей, предпочтение музеям других центров досуга, более интересных и понятных, падение уровня общей культуры, слабая работа прессы. Современные музейщики ставят проблему здоровой конкуренции с другими досуговыми центрами, борьбы за современного, привередливого и «продвинутого» зрителя. Директор «Ясной Поляны» Владимир Толстой отметил, что в Британии за 2003 г. посещаемость музеев превысила посещаемость футбольных матчей. Возможно, считает В. Толстой, все дело не в среднестатистическом посетителе, а в конкретном музее, цель которого сформировать свой собственный, уникальный образ, свою среду общения, т. е. речь идет о музее как о полноценном, талантливо срежиссированном спектакле – с машинерией, мизансценами и драматургическими ходами (завязкой, кульминацией, развязкой). Во всем мире такая форма коммуникации со зрителем очень даже приветствуется, т.е. должен меняться музейный продукт/музейные услуги. Это напрямую связано и с разработкой новых форм организационной работы музея по привлечению посетителя: реклама (прямая, скрытая, адресная), сотрудничество с турфирмами по включению музеев в сферу культурного туризма, работа со СМИ, привлечение информационных технологий. Это особенно важно для музеев региональных, провинциальных, не включенных в сферу российских экскурсионных центров. Сюда относят и проблемы ценовой политики, изучения потенциального посетителя и др., т. е. спектр проблем по организационной деятельности музея входит в синкретическое объединение музейной педагогики и музейного маркетинга. Для решения этих задач используются социологические исследования в музее. Социология музейная – область знания, изучающая закономерности развития музея как социального института, его взаимоотношения с обществом. Музейная социология возникла в конце XIX – начале XXв. в результате массового распространения общедоступных музеев. Социологические исследования в музее направлены на изучение его аудитории с целью реализации миссии музея в социуме. В социологических исследованиях используются разнообразные и многоуровневые методики в зависимости от целей и задач исследований, среди которых наиболее распространены: пилотажное исследования, мониторинг, наблюдение, опрос (анкетирование, интервьюирование).
Популяризация музея. Информация и реклама музея. Музей и СМИ.
Главной составляющей музейной коммуникации является информация, которая должна быть доведена до публики для выполнения социокультурной функции музея. Музейная реклама – это реклама не отдельных товаров или услуг, а имиджевая реклама самого музея. Грамотно продуманная реклама формирует долговременный имидж музея. Рекламная деятельность музея – это процесс подготовки и распространения целевых сообщений, которые все вместе и каждое в отдельности предназначены привлекать посетителей и спонсоров. Реклама в музее является одним из самых действенных средств формирования и стимулирования спроса на музейную «продукцию»: стимул для посещения музея, формирование мнения общественности о музее. Зачастую используются традиционные рекламоносители: выносные щиты с информацией о работе музея, музейные каталоги, брошюры с фотографиями музейных раритетов, видеофильмы, сувенирная продукция, интервьюирование сотрудников и руководителей музея, циклы документальных статей, передач и др. Для этого музей обязан привлекать представителей СМИ на презентации всех музейных программ, для знакомства с музейными фондами, интересными работами в рамках музея.
Привлечение внебюджетных средств для массовой работы музеев. В современных условиях активизация рекламной деятельности музея направлена и на привлечение дополнительных средств финансирования для дальнейшего развития музея: доходы от посещаемости (продажа билетов), реализация фильмов с музейной тематикой; косвенная – привлечение внешних ресурсов – спонсоров, грантов и др., сдача помещений в аренду, организация магазинов, рекреационно-игровых зон на территории музея и др. Сегодня эта часть деятельность музея становится наиболее значимой, в связи с изменение законодательства о статусности музеев и их финансировании со стороны государства.
Дата добавления: 2016-04-06; просмотров: 3456;