Музейного строительства

 

В XX в. идеология тоталитарного общества проникла и в музейное дело, музеи превратились в «политико-просветительные комбинаты» (Ш. Плагенборг, Т. Юренева). Главной задачей стал не показ памятников истории и культуры, не научно-просветительная деятельность, а пропаганда партийной идеологии. Серьезно деформировались все виды музейной работы: сужалась тематики комплектования, сворачивались научные исследования и др. Только после войны, во второй половине XX столетия появляются концептуальные новации в музейном мире. На страницах музееведческих изданий постоянно ведутся дискуссии о социальной роли музея, в том числе о сохранении научного статуса музея при расширении популяризаторской роли музеев; о влиянии музея на развитие общества и окружающую среду; об освобождении музеев от черт элитарности, о рождении более доступных для восприятия способов подачи материала; о разработке нетрадиционных программ культурно-образовательной деятельности; образовательных программах, рассчитанных на детей и взрослую аудиторию.

Одним из результатов поиска стало появление в последней трети XX в. культурных центров. Музейные коллекции и экспозиции занимают здесь не главное место. Акцент делается на объединение изолированных областей знаний, отдельных наук и мира искусства. Один из первых центров такого типа – Национальный центр искусства и культуры имени Жоржа Помпиду в Париже или Центр Бобур – по названию пустыря, расположенного рядом с центром в 1977 г.. В центре Бобур присутствует все, что создает общепринятое представление о культуре и средствах приобщения к ней: пластические искусства, книги, музыка, кино, театр, аудиовизуальные программы, экскурсии, лекции; имеются художественные экспозиции, библиотека, концертные и театральные площадки, залы для встреч писателей, поэтов, актеров; детская студия и Центр промышленного творчества (градостроительство, архитектура, промышленный дизайн, дизайн окружающего пространства). Цель центра – осознания того, что весь жизненный уклад является частью человеческой цивилизации. Другим известным центром стал Город науки и техники Ла Виллет, открытый как центр коммуникации в 1986 г. В его составе планетарий и «Жеода», где демонстрируются аудиовизуальные программы.

С середины XIX в. усиливается тенденция по расширению сети специализированных музеев, отражающих историю развития техники (музеи почты, космонавтики, печати, транспорта, промышленности и др.): Морской музей в Клайпеде, Музей кораблей викингов в Англии, автомобильные музеи в Цюрихе, Стокгольме, Карамуло, Мюнхенский музей естествознания и техники, Политехнический музей в Москве и др. Задача этих музеев заключалась в иллюстрации технических процессов и демонстрации хорошего дизайна. Первоначально экспозиции были адресованы профессиональным работникам. Но играли и просветительскую роль, используя не только специальную, но и общедоступную информацию. Одним из примеров является Политехнический музей в Москве, основанный на материалах политехнической выставки 1872 г. Для коллекции музея было выстроено здание на Лубянской площади – строительство велось в 1877-1907 гг. Здесь проводились экскурсии, лекции, демострировались опыты, эксперименты. Два научно-технических музея было открыто в Петербурге: Музей прикладных знаний, организованный Русским техническим обществом, и музей связи им. А. С. Попова (в основе – телеграфные экспозиции политехнической выставки).

В XX в. получил распространение другой тип специализированного музея – детский музей. Его появление связано с пониманием того, что мысль ребенка подчиняется собственной логической схеме, отличной от взрослого восприятия. Отсчет истории развития детских музеев начинают с 1872 г., когда принцем Уэльским в Лондоне был открыт Музей детства. Он специализировался на собирании разного рода раритетов, в особенности костюмов, игрушек и игр разных народов. Но родиной детский музеев является Северная Америка (1899 г. – Бруклинский музей с экспериментальными площадками по работе с детьми). Сегодня в США насчитывается 300 детских музеев. В Европе детские музеи активно стали создаваться с 1970-х гг. (Город науки Ла-Виллет, Центр Бобур, «Музеон» в Гааге, Детский музей в Эдинбурге, Детский музей в музейном квартале Вены, Детский музей в г. Ноябрьске, «В мире сказок» Смоленского музея-заповедника, Детский исторический музей в Санкт-Петербурге, музей декоративно-прикладного искусства в Москве, Детский музей Челябинского областного краеведческого музея). Вся экспозиционная и образовательная программа детских музеев строится с учетом возрастных особенностей и использует разработанные музейными педагогами программы с применением методики игры, творчества, общения.

В начале XX в. все большую силу получает тенденция к сохранению in situ исторического окружения – архитектурных памятников и ансамблей, фрагментов культурно-исторической среды. Это приводит к расширению идеи скансенов и появлению нового типа музейного учреждения, получившего название экомузей. Термин предложен музеологом Югом де Варин в 1971 г. Родиной этого феномена стала Франция, где в 1967 г. были созданы региональные природные парки – Мон д’Арре, Уэсан, Гранд-Ланд, Кмамрг, Нижняя Сена. Идею скансенов в новом измерении разрабатывает на французской земле Ж. А. Ривьер. Особенностью экомузея является широкая просветительная деятельность, направленная на расширение знаний о взаимодействии человека и его природного окружения. В 1980 г. в канадской провинции Квебек был открыт музей и региональный центр интерпретации От-Бос. В начале 1980-х гг. первые экомузеи появились в Португалии. В 1980 г. Ж. А. Ривьер дал следующее определение экомузея: экомузей планируется, создается и используется совместно с населенеим и местными органами власти. Это лаборатория изучения прошлого и настоящего местного населения и среды, это заповедник, сохраняющий местную природу и культурное наследие. Экомузей вовлекает местных жителей в свою деятельность по изучению и охране наследия, дает осознание своего будущего.

В 1960–1970-е гг. в Латинской Америке получила развитие концепция «интегрированного музея» (музеи общин), т. е. играющего ведущую роль в познании человеком окружающей природной и социальной среды во всех ее проявлениях. Идеи интегрированного музея и экомузея, основанного на широком участии населения в их работе, способствовали формированию теоретического направления новая музеология. В 1983 г. на Генеральной конференции ИКОМ в Лондоне были определены основные принципы этого направления: перейти от идентификации, консервации и просвещения к широким программам по участию музеев в жизни общества и интегрированию музея в окружающую среду.








Дата добавления: 2016-04-06; просмотров: 3077;


Поиск по сайту:

При помощи поиска вы сможете найти нужную вам информацию.

Поделитесь с друзьями:

Если вам перенёс пользу информационный материал, или помог в учебе – поделитесь этим сайтом с друзьями и знакомыми.
helpiks.org - Хелпикс.Орг - 2014-2024 год. Материал сайта представляется для ознакомительного и учебного использования. | Поддержка
Генерация страницы за: 0.004 сек.