Формирование просветительской миссии музея
Вторая половина XIX в. становится временем проведения всемирных выставок, устраиваемых странами-метрополиями. Выставки имели большой успех. Коллекции, остававшиеся после их закрытия, дали начало основанию новых типов музеев, в частности: музеев заморских территорий (колониальных), промышленного искусства, этнографических музеев под открытым небом. Наиболее результативными явились лондонские промышленные выставки (1851, 1867, 1871); парижские выставки (1867, 1876, 1878, 1889); российские выставки в Санкт-Петербурге (1870) и Москве (1872); американские выставки в Чикаго (1873) и Филадельфии (1876). Интересны были и выставки колониальных товаров в Антверпене (1869), Вене (1873 и Амстердаме (1883).
Новые виды музеев связаны с зарождением промышленного дизайна как особого искусства. Впервые такой музей возник в Великобритании (1852) после окончания Великой промышленной выставки 1851 г. Выставку посетило 3 млн человек. Доход – 186 000 фунтов стерлингов – использован на покупку земельного участка в Южном Кенсингтоне для организации музея. Для пополнения коллекции, закупки интересных экспонатов государство выделило еще 5000 фунтов стерлингов. Эти коллекции стали основой нового Музея Мануфактур (1852). Концепция нового музея озвучивалась как привитие хорошего вкуса всем классам общества. В 1857 г. он был преобразован в музей науки и техники (художественные и промышленные коллекции), а затем Музей науки (музей истории техники и музей патентов).
История музея в Южном Кенсингтоне отражала усложнявшуюся типологию музеев промышленного искусства, связанную со специализацией технического знания. Понятие «промышленное искусство» исчезает, и на территории Южно-Кенсингтонского музея появляются: музей естественной истории, музей декоративно-прикладного искусства (Музей Виктории и Альберта), музей зодчества, и другие узкоспециальные музеи.
Примером создания музеев науки и техники может служить и Музей прикладных знаний в Москве (Государственный политехнический музей). Инициатором его создания в 1870 г. стало Общество любителей естествознания, антропологии и этнографии при Московском университете, которое активно поддерживали московские промышленники и биржевики. Городская дума выделила для музея участок земли, а в основу коллекции легли материалы Политехнической выставки 1872 г., где были посетителям продемонстрированы 10 тыс. российских и 2 тыс. зарубежных экспонатов.
Не менее интересен и музей науки в Мюнхене – Немецкий музей (1903 г.). В 1911 г. город выделил для музея остров на р. Изар, финансирование велось городской казной, правительством Баварии, центральным правительством и немецкими промышленниками (окончательное открытие музея в новом здании на острове состоялось после войны в 1925 г.). Концепция заключалась в демонстрации достижений естественных наук и техники и влияния научно-технического прогресса на жизнь общества.
Выставки колониальных товаров давали представление о новых территориях и способствовали подготовке будущих управленцев этих территорий. Выставки знакомили с природой, ресурсами, бытом, нравами коренного населения. На этих выставках использовались новейшие достижения в технике экспозиционного искусства, показ сопровождался театрализованным представлением. Для павильонов таких выставок использовались традиционные постройки, привезенные из колоний. Экспонаты этих выставок послужили основой для организации ряда колониальных музеев (музеев заморских территорий). Музей Конго в Бельгии; Музей тропиков в Нидерландах; Музей колоний в Париже.
На рубеже XIX – XX вв. формируется отношение к музею, прежде всего, как к храму науки, где собраны памятники древности и другие предметы, представляющие интерес для исследователей и ученых, в соответствии с определенными принципами комплектования и методами экспонирования (редкость образцов и видовая полнота, систематизация коллекций). Это касалось как коллекций естественно-научного плана, так и художественных.
Формируются специализированные музеи, т. е. профильные музеи с определенной системой коллекций (естественно-научные, музеи техники, археологические [камень, бронза, железо] и др.). Материалы этнографических музеев систематизировались в основном по географическому принципу: по частям света, государствам, племенам. Внутри крупных разделов предметы объединялись по так называемым группам культурных явлений: жилища, орудия труда, одежда. Типологические ряды создавались по видам бытовых предметов, что позволяло, к примеру, показать эволюцию их форм. В музеях декоративно-прикладного искусства материал распределялся по отраслям материальной культуры (коллекционный показ предметов из дерева, керамики, тканей). В музеях изобразительного искусства систематический метод экспонирования получил название «академического ряда» – академическая история искусств, т. е. эстетическая ценность произведения, уходила на второй план, а на первый выдвигалось значение памятника как исторического источника (хронология, школы, территории): создавался жесткий маршрут, анфиладное расположение экспозиционных залов (собственно повторяющее дворцовые галереи). Историко-систематический принцип сочетался с историко-монографическим, что было недоступно непросвещенному посетителю, так как в этом случае не отделялись гениальные творения от работ среднего уровня.
Стремление к системному методу, тяготеющему к историко-документальному, а не эмоционально-эстетическому показу вело к требованию показа коллекций без лакун, что способствовало появлению слепков (копий) предметов, которые использовались равноправно с подлинниками. Первый музей слепков появился в 1827 г. в Бонне, а позднее такие музеи стали появляться в Риме, Праге, Мадриде, Мюнхене. В 1879 г. французский архитектор, историк и реставратор Виоле-ле-Дюк в Париже организовал Музей французских памятников, где экспонировались слепки с основных типов монументальной скульптуры минувших эпох. В России профессор Московского университета И. В. Цветаев в 1894 г. на I съезде русских художников и любителей художеств предложил создать учебный и публичный музей, экспонатами которого должны были стать слепки, макеты и живописные копии, позволяющие наглядно представить развитие искусства. В 1898 г. был создан комитет для устройства Музея изящных искусств (председатель великий князь Сергей Александрович). В 1912 г. Музей изящных искусств имени Александра III при Московском университете был открыт (здание на Волхонке).
Собственно, развитие музейного дела в XIX в. открыло двери музеев для широкой публики. Сначала музеи были рассчитаны на посетителей, имеющих с большой багаж знаний – ученых, интеллектуалов, знатоков. Но была поставлена задача привлечь широкую аудиторию, посетителей всех классов общества – идеи эпохи Просвещения получили свое развитие в конце XIX столетия. В концепции музеев стали включать просветительные функции, проводились образовательные лекции, экскурсии, разрабатывались образовательные экспозиции:
· этнографические: иллюстративный метод (бытовые комплексы «как жили люди»);
· антропологические: функциональный метод показа (назначение предметов);
· естественно-исторические и краеведческие: наглядный метод – предметность обучения по различным дисциплинам (школьные музеи).
· учебные: коллекционный метод – показ систематизированных коллекций по различным научным дисциплинам (музеи высших учебных заведений);
Не только расширялась тематика музеев, но и их росло количество, посещаемость, чему способствовало снижение входной платы и увеличение времени работы музеев.
Тяготение к сохранению национальной истории и национальных традиций приводит к образованию музеев нового типа – музеев под открытым небом (расширение тематики этнографических музеев). Музей становится неотъемлемой частью социокультурного пространства.
Дата добавления: 2016-04-06; просмотров: 2299;