В конце XVIII – начале XX вв.
К концу XVII – XVIII в. многие коллекции Европы становятся достаточно популярны среди специалистов и доступны для посещения. Но несмотря на множество музеев большая часть населения не испытывала в этом потребности. Вопрос привлечения общественного интереса к музею поднимался в кругах просвещенной аристократии и интеллигенции.
Наибольший интерес в этом отношении сыграл Британский музей в Лондоне. Торжественное открытие состоялось в 1759 г. Британский музей – музей национального масштаба. Его основателем был врач и натуралист, президент Лондонского королевского общества Х. Слоун, который собрал коллекцию в десятки тысяч экземпляров (книги, рукописи, гербарии, зоологические и минералогические образцы, произведения искусства, этнографии, инструментов). Эта коллекция была завещана королю. Музей носил публичный характер, но в первую очередь служил базой для работы ученых, писателей, художников. Вход был платным, на знакомство с музеем отводилось 3 часа, было организовано групповое экскурсионное обслуживания. Предметы располагались по определенной систематике.
В Италии ко времени расцвета публичных музеев увеличилось количество художников, которые считали необходимым посещать центры искусств. Появляется даже новое понятие «гран туры» (середина XVIII в.). В это время Мария Луиза Медичи передает галерею Уффици в собственность Тосканского государства с условием доступности собрания общественности. В 1734 г. в Риме открывается для публики Капитолийской музей, в основу коллекции которого легли собрания картин и скульптур Римского Папы Климента XII.
Дрезденская галерея стала принимать квалифицированную публику с 1765 г.; в 1777 г. доступ был открыт и в Мюнхенскую пинакотеку, но тоже для художников и дилетантов; в эти же годы был разрешен осмотр и картинной галереи Дюссельдорфа.
Новые общественные функции музейных собраний были сформулированы в предисловии к каталогу Венской императорской галереи Х. Мехелем: «…Служить, насколько возможно, источником обучения и визуальной историей искусства. Великие общественные собрания имеют своей целью скорее образование, чем наслаждение, что уподобляет ее богатой библиотеке». Уже в XIX в. складывается идея историко-тематического экспонирования собраний, уподобляя их демонстрации венского Музея истории искусств.
Во Франции первый публичный музей появился благодаря аббату Ж. Б. Буазо, который пожертвовал монастырю св. Винсента в Беазоне (1694) свое собрание книг, картин, монет и медалей при условии, что оно будет доступно всем, кто пожелает использовать его в процессе обучения. Так собственно и возник первый музей, созданный «во благо общества».
Публичный музей национального масс штаба был создан во Франции (музей Лувра) только столетие спустя во время революционных потрясений. Учредительное собрание объявило Лувр собственностью государства 26 июля 1791 г. Королевская резиденция, получившая статус музея, ставила новые задачи:
· распространение знаний, доступность для широкой аудитории;
· сопровождение картин пояснительными табличками;
· организация экскурсий и лекций;
· подготовка каталога собрания.
Функциями нового Лувра стали сохранение национального культурного достояния, донесение его до широкой публики. Лувр становится в начале XIX в. Центральным музеем искусств (1803–1814 гг. – Музей Наполеона). Комплектацией коллекций занимался барон Д. Виван-Денон, который сформировал галерею по тематическому принципу.
Наполеон проводил политику ограбления завоеванных стран и перевоза культурных ценностей во Францию. Поэтому деятельсность многих уже публичных музеев Европы продолжилась только после 1819 г., после реституции национальных ценностей. Процесс реституции привел и к определенным положительным результатам:
· произведения искусства возвращались не в монастыри или частные коллекции, а в коллекцию национальных и территориальных музеев или уже существующих публичных музеев;
· музей стал рассматриваться как учреждение общественной значимости и необходимый атрибут суверенного государства.
Культурные ценности, возвращенные французским правительством, легли в основу национальных музеев Европы, получивших статус публичных музеев к середине XIX в.: в Нюрнберге открыт Германский публичный музей (1852); Дрезденская картинная галерея открыта для посетителей каждый день; основанный на добровольные пожертвования в 1802 г. открывается для посетителей Венгерский национальный музей (1836-1848); Пражский Национальный музей (1818) концентрирует свое внимание на изучении культуры чехов и словаков; в Копенгагене открывается Национальный музей древностей (1819); во Франции открывается Музей национальных древностей в Сен-Жермене (1862).
Иногда появление публичных музеев было реакцией на завоевание французскими войсками национальных территорий. Примером может служить Голландия. В 1800 г. в Гааге (Батавская республика), через пять лет после завоевания французами, была открыта Национальная художественная галерея (закрыта по приказу Наполеона в 1806 г.). После долгих перепитий в 1817 г. в новом особняке в Амстердаме Вильгельм I открывает Рейхсмузеум или Государственный музей. Ныне это один из крупнейших художественных музеев мира.
В поисках национальной самобытности и в процессе определения национального самосознания в различных странах развивается интерес к искусству. Музеи национального искусства стали появляться во всех странах Европы: Национальный музей современного искусства (Париж, 1818); Новая пинакотека Мюнхена (1850-е гг.); Берлинская Национальная галерея (1850-е гг.); Национальная галерея британского искусства (галерея Тейт, 1897).
В ряде музеев история и культура нации представлялись в контексте истории мировой цивилизации, но со второй половины XIX в. все чаще стали создаваться музеи, делающие упор на национальной культуре, истории и искусстве или полностью посвященные.
В XIXв. продолжается дифференциация научного знания: от геологии отделяется минералогия, а от нее в свою очередь, превращаясь в самостоятельную научную дисциплину, палеонтология. Автономной отраслью знания становится этнография, выделившись из географии. Началось оформление специальных исторических дисциплин, где особое место занимает археология, археография; формируются востоковедение, египтология. Все это сказывается на составе музейных собраний. Ярким примером служила Петербургская кунсткамера. Перемены коснулись и датской Королевской кунсткамеры, основанной еще в 1650 г. Она стала специализироваться на коллекционировании медалей, художественных изделий, природных редкостей, здесь формируется Азиатский и Индийский кабинеты, кабинеты героев и др. Устанавливаются более тесные связи музеев с дифференцированным научным знанием. В XIX в. естественно-исторические и этнографические коллекции обособляются, появляются специализированные музеи. В 1880 г. коллекции Британского музея разделили. Естественно-научное собрание переехало в Южный Кенсингтон и получило название «Британский музей естественной истории»; этнографические коллекции этого музея стали самостоятельным учреждением.
В этот период формируются специализированные художественные музеи: в Берлине – Египетский музей археологического профиля (1823); в Ватикане - Этрусский музей. Разграничиваются музеи искусств (художественного профиля) и промышленные музеи.
К началу XX в. музейная сфера обогащается специализированными учреждениями новых типов и профилей: естественно-научные, художественные, исторические, сельскохозяйственные, архитектурные, музеи науки и техники.
Дата добавления: 2016-04-06; просмотров: 2801;