Политический идеал Сунь Ят-сена
В преддверии ХХ века в Китае назревала революция, возглавить которую в тех условиях могла лишь национальная буржуазия, ибо рабочий класс страны был очень слаб. К тому времени потерпели крах реформистские иллюзии буржуазии, оказались подорванными монархические традиции.
Неудачи реформистов заставили все патриотические силы: крестьяне, рабочие, интеллигенция, национальная буржуазия объединиться. Это объединение выдвинуло на авансцену истории выдающегося общественного деятеля и политического мыслителя Китая Сунь Ят-сена (1866 - 1925).
Сунь Ят-сен стал выразителем интересов крестьянской демократии Китая первой четверти ХХ века. Главные идеи мыслителя - ликвидация монархии и утверждения принципов республиканского строя, социальной справедливости, национального суверенитета и борьбы с империализмом. Свое воплощение они получали в разработанных им «трех народных принципах». Собственно государственно - правовые взгляды он изложил в учении «о конституции пяти властей», непосредственно примыкающем к этим «трем народным принципам» и ориентирующимся на них.
При формировании «трех народных принципов» Сунь Ят-сен исходил из представления об их универсальном характере. Поскольку вся история стран Европы и Америки есть история претворения в жизнь таких великих принципов, как национализм, народовластие и народное благоденствие, то эти же принципы могут быть осуществлены в Китае.
Принцип национализма(уничтожение маньчжурской монархической власти и воссоздание китайской национальной государственности) предполагал «положить предел захвату чужеземцами власти, принадлежащей нашей нации.... Причины национальной революции в том, что мы не желаем , чтобы маньчжуры уничтожили нашу государственность и управляли нами. Мы стремимся свергнуть их правительство и возродить наше национальное государство...».
Принцип народовластия –введение демократического конституционного режима и уничтожение императорской власти. Метод решения проблемы – революция как «дело народа», «мы должны осуществить революцию силами простого народа». В этом он усматривал залог ее успеха. Сунь Ят-сен считал, что политическая революция была бы для Китая обязательной даже и тогда, когда императорский трон занимал бы ханец (т. е. китаец), ибо старая прогнившая система управления подлежала полной замене республиканскими порядками. Принцип народовластия был дополнен предоставлением народу как косвенных, так и прямых прав участвовать в делах государства.
Принцип народного благоденствия Сунь Ят-сен связывал с проведением социально-экономических реформ: уравнение прав на землю и установление твердых прав на нее. Это ликвидировало бы монопольное право кучки богатых, предоставило всему населению свободу в области производства и поднять благосостояние народа..
Но уже съезд Гоминьдана 91924) принял «Манифест» (его автор Сунь Ят-сен), где «три народных принципа» содержали обновленную и наиболее радикальную редакцию, выражавших программу китайской буржуазно-демократической революции нового типа.
Принцип национализма теперь означал национальную независимость китайского государства и полное равенство (право на самоопределение и образование суверенной Китайской Республики - добровольного союза этих национальностей, недопустимость угнетения одной нацией другой) всех национальностей, населяющих Китай. Одновременно был провозглашен принцип мира как основная линия внешней политики китайского правительства.
Принцип народного благоденствия заключался в том, чтобы все люди были одинаково обеспечены средствами к существованию. Добиться этого надо ограничением капитала и уравнением прав на землю, «каждому пахарю свое поле». Сунь Ят-сен полагал, что революция будет завершена только тогда, когда крестьяне сами станут пользоваться плодами своего труда. Анализ «принципов» Сунь Ят-сена обнаруживает в них один из вариантов абстрактного, «идеального» государственного капитализма.
На теорию «трех народных принципов» опирается и учение «о конституции пяти властей»:в государстве, государственная власть должна была делиться на самостоятельные, независимые друг от друга власти: законодательную, исполнительную, судебную, экзаменационную и контрольную. Законодательная принадлежит парламенту, главой исполнительной власти является президент, судебную отправляют судьи. Две остальные власти образуют компетенцию должностных лиц экзаменационного и контрольного юаней (т. е. особых палат, входящих в состав правительства)».
Логика этого учения основывается на уяснении понимания Сунь Ят-сеном сущности государства. С его точки зрения, государство - сумма людей выступающих носителями морального духа, воплощениями определенных духовных качеств, а политика государства есть проявление духовной воли человеческого коллектива. Успех или поражение в политике обусловлены состоянием психики индивидов, «поэтому, закладывая основы нового государства, необходимо начинать с формирования духовной воли граждан». «Что значит создать государство нового типа? Это значит подчинить интересы государства интересам народа, превратить государство в одну семью. Каждый обязан избавиться от своекорыстия и себялюбия, объединить свои усилия с усилиями товарищей и совместно с ними вести борьбу за создание подлинной республики». Юридической базой такой республики призвана была стать «конституция пяти властей».
| ||||||
Дата добавления: 2016-04-06; просмотров: 1305;