Высокая классика. Учение Платона и становление философского идеализма. Аристотель – вершина философской мысли античности.

Этап высокой классики связан, прежде всего, с учениями Платона и Аристотеля.

Платон– ученик Сократа, положил начало классическому объективному идеализму. Строя свою философскую систему, он различал видимый мир вещей и невидимый, потусторонний мир идей (образцов, сущностей, предшествующих вещам). Причем именно второй он считал единственно истинным, а первый рассматривал только как мир «теней», т.e. плоских, чрезвычайно искаженных копий своих идеальных прообразов. Из такого понима­ния отношения между мышлением и материальным миром Платон выводил и свою трактовку процесса познания. Ис­ходя из признания бессмер­тия души, он объявляет ее единственной носительницей знания. До своего вселения в тело душа постоянно живет в мире идей, созерцая их, а за­тем, уже находясь в теле, всматриваясь в мир вещей, она начинает вспоминать мир идей и вырабатывать понятия о них.

Средством познания выступает у Платона диалектика, которую он понимает не только как искусство диалога, а, прежде всего, как рас­крытие противоречивости высших понятий: бытия, движения, тождества и др. Важнейшая заслуга Платона состоит в осознании решающей роли знания общего для познания частного. Его учение об объективности противоречий сыграло огромную роль в развитии диалектики.

Платоном было разработано также учение об идеальном государстве, осно­ванном на четком разграничении общественных функций (по аналогии со структурой человеческой души), сословных различий. Душа каждого че­ловека состоит, по Платону, из разумной, аффективной (эмоционально-волевой) и вожделеющей (чувственной) частей, одна из которых при этом превалирует над другими. В соответствии с этим люди оказываются более всего способны либо к мыслительной (философы), либо к волевой (стражи), либо к производственной (работники) дея­тельности и должны занимать соответствующее место в общественной (государственной) иерархии. Только тогда дос­тигается основная идея государства, представляющая собой общую для всех его граждан добродетель – справедливость. Таким образом, основная мысль Платона: не государство существует для людей, а люди для госу­дарства.

Ученик Платона Аристотель в своих трудах как бы подвел итог предшествующему философскому развитию. Он стремился преодолеть платоновский разрыв между миром вещей и миром идей, полагал материю несотворимой и неучтожимой. В то же время он считал ее инертной, содержащей все многообразие предметов только в возможности. Чтобы эту возможность реализовать, необходи­мо существование и некоего активного идеального начала. Таким на­чалом, по Аристотелю, выступает «форма». Именно она придает материи вид знакомых нам предметов. Весь мир, таким образом, представляет собой ряд «форм», расположенных в поряд­ке все большего со­вершенства. Завершает весь процесс формообразо­вания высшая форма – «форма всех форм», ко­торую Аристотель называ­ет Демиургом (Творцом). Аристотелевское учение о «форме форм» было в дальнейшем канонизировано теоретиками зарождающегося монотеизма (единобожия) и положено в фундамент религиозной фи­лософии – тео­логии.

Исключительная заслуга принадлежит Аристотелю в уяснении диа­лектики процесса познания, разработке учения о категориях, а также формальной логики, сохраняющей свое значение до нашего времени, ему принадле­жит от­крытие основных принципов и законов логического доказательства.

В своей социальной философии Аристотель подвергает критике платоновское учение об идеальном государ­стве и разрабатывает свое, в основе которого лежит анализ реальных форм государственного устройства (правления). В соответствии с тем, кто осуществляет власть (личность, немногие, или же большинство), а также с целями этой власти он выделяет три «неправильных» (тирания, олигархия, демократия) и три «правильных» (мо­нархия, ари­стократия, полития) формы правления. Лучшей он считает политию, представляющую собой власть «среднего класса» (умеренно обеспеченных людей), составляющего большинство и обеспечивающего стабиль­ность государства и общества. Участие в государственных делах он считал обязанность каждого свободного чело­века, называя его «животным политическим». При этом он считал вполне естественным существование рабства, называя рабов «говорящими инструментами».

 

5. Особенности и основные школы эллинистического этапа развития античной философской мысли.

В послеаристотелевскую (эллинистическую) эпоху сформировался еще ряд школ – эпикурейская, скепти­ческая, стоическая. Эпикурейцы(последователи Эпикура) в онтологии продолжали во мно­гом демокритовскую атомистическую традицию, хотя и внесли в нее ряд новшеств, в частности положение о возможности самопроиз­вольно отклонения атомов от своей траектории. Но особое место они уделяли философско-этическим проблемам, поскольку именно эти проблемы имели наибольшее практическое значение в жизни каждого чело­века. Они были сторонниками эвдемонизма(от гр. «эвдемония» - счастье) – учения о стремлении каждого человека к счастью, как основной цели его жизни, считая, что это предполагает получение не только духовных, но и телесных наслажде­ний, но при соблюдении необходимой их меры. Скептики(основатель этой школы Пиррон) счи­тали пред­метный мир непознаваемым и потому не разрабатывали учения о приро­де и не строили никакой позитивной теории позна­ния, а чаще всего выступали с критикой гносеологических принципов, разрабатываемых другими. Большое место отводили они, как и эпикурейцы» этическим вопросам. Стоики(по названию портика Стоя в Афинах, где была ос­нована эта школа) вслед за Аристотелем исходили из того, что су­ществует один един­ственный мир, за пределами которого – бесконечная пустота. Этот мир – живой и одухотворенный Космос, в ко­тором Бог (Логос) определяет все события и судьбы, превращая причины в цели. Тем самым однозначная причинно-следственная обусловлен­ность всех процессов превращается у них в телеологическую (от греч. «телео» – цель), установку, согласно которой все в мире имеет цель. Такая точка зрения особенно возобладала в позднем, римском стоицизме, представленном философом, поэтом и государственным деятелем Сенекой(4 г. до н.э. - 65 г. н.э.), императором-философом Марком Аврелием (121 - 180 г.г. н.э.) и др.

Когда эти философские школы начали сходить с философской арены, появляется неоплатонизм. О его осно­ватель древнегреческий философ Плотин (205 - 270 г.г.) и его последователи модернизи­ровали учение Платона. Согласно неоплатонизму, платоновский «мир идей» принимает вид верховной мировой категории «Единое», по­нимаемой как бестелесное и безличное начало, от которого зависит весь мировой процесс. Единое, как первоос­нова мира, выступает здесь, по сути, синонимом цельности этого мира. Неоплатонизм был последним философ­ским врагом зарождающегося хри­стианства, хотя само оно в своей философии много от него заимствовало.

 








Дата добавления: 2016-02-16; просмотров: 1472;


Поиск по сайту:

При помощи поиска вы сможете найти нужную вам информацию.

Поделитесь с друзьями:

Если вам перенёс пользу информационный материал, или помог в учебе – поделитесь этим сайтом с друзьями и знакомыми.
helpiks.org - Хелпикс.Орг - 2014-2024 год. Материал сайта представляется для ознакомительного и учебного использования. | Поддержка
Генерация страницы за: 0.006 сек.