Хронология и география
Как уже говорилось выше, хронологический период книги Бытия обнимает промежуток времени от сотворения мира до переселения евреев в Египет при патриархе Иакове. Самое первое событие библейской истории, о котором мы можем говорить с определенной точностью, – рождение Авраама, которое предположительно последовало в 2167 г. до Р.Х. Соответственно, призвание Авраама – 2092 г. до Р.Х.; переселение семьи Иакова в Египет – 1877 г до Р.Х.
События книги Бытия разворачивается в разных местах. Скорее всего, события первых 11 глав происходят в Междуречье, в одном из городов которого, Уре Халдейском, Господь и призывает Авраама. С 12 по 38 главу библейское повествование переносит нас в различные части Ханаана (Палестины). Последние 12 глав – события, произошедшие в Египте. Рис. 1.
Богословие
Говоря о богословии книги Бытия, необходимо выделить пять тем, которые являются основными и имеют для христианского вероучения принципиально важное значение.
А) Творение.Книга Бытия учит о едином всемогущем Боге, который создал всю вселенную. В отличие от языческих космогоний, которые говорят о существовании некоей вечной материи, из которой творится мир, Писание учит о творении из ничего. Бог творит как материю, так и само время, которое возникает «в начале» (Быт. 1:1). Венец творения – человек. Он наделен образом Божиим, что выделяет его из среды всего тварного мира, над которым человек поставлен царем. Это отличает библейский взгляд на человека от воззрений месопотамских мифов, согласно которым человек создан богами в качестве раба и для рабского труда. Душа человека бессмертна и не разрушается после смерти тела, но продолжает существовать в преисподней (евр. шеол) (см.: Быт. 37:35; 42:38; 44:29, 31).
Б) Зло и смерть.Согласно книге Бытия, Бог не является причиной зла. Все Его творение «очень хорошее» (Быт. 1:31). Причина искажения – воля самого человека, который поддался на искушения змея и нарушил заповедь Творца. Именно так в мир вошел грех. Как говорит об этом Писание: «земля растлилась пред лицем Божиим и наполнилась злодеяниями… ибо всякая плоть извратила путь свой на земле» (Быт. 6:11, 12). Результатом греха стала смерть, разлад между людьми, между человеком и природой, человеком и Богом.
В) Божественный промысл.Несмотря на то, что человек по своей воле отвернулся от Бога, Бог не оставляет человека и продолжает заботиться о нем и устраивать его жизнь. Эта Божественная забота проявляется в различных событиях, описанных в книге Бытия: Он разрешает неплодных (см.: Быт. 18:10; 21:1; 25:21; 30:33); изливает свои милости на угнетенных и презираемых (см. Быт. 29:31); хранит человека на протяжении всей его жизни (см.: Быт. 28:15; 32:11, 12; 35:3; 48:15, 16); устраивает его счастье и благополучие (см.: Быт. 26:24; 30:27); слышит молитву праведника (см.: Быт. 8:20, 21; 18:23-32; 20:17; 24:12; 25:21); наказывает грешников (Быт.: 4:9-15; 9:5, 6). Даже казни Божии есть не что иное, как милость Божия, так как пресекает распространение греха и зла.
Явным образом попечение Божие о человеке проявляется в судьбе ветхозаветных праведников, с которыми Господь заключает завет и о которых промышляет особым образом. Особенно же действие этого промысла заметно в судьбах ветхозаветных патриархов (Ноя, Авраама, Исаака, Иакова, Иосифа).
Бог заботится не только о человеке, но и всем Своем творении (см.: Быт. 1:14; 8:22; 9:9-17) – устраивает мир максимально целесообразно.
Г) Ожидание Мессии. Кульминацией божественной заботы о человеке является обетование о том, что он будет спасен от греха и смерти. Указание на подобные обетования можно видеть в т.н. «Протоевангелии» (см. Быт. 3:15), в словах, сказанных Богом Аврааму (см. Быт. 12:1-3), а также в пророчестве Иакова об Иуде (см. Быт. 49:10). Попечение Божие об Израиле – видимое начало исполнения этих обетований.
Д) Завет.Для того, чтобы приобщить человека к грядущему спасению, Господь устанавливает с ним завет. Задача этого союза – сообщить человеку надежду на грядущее спасение, а также возбудить в нем верностью Богу. Такой завет Бог устанавливает с Ноем, как родоначальником нового человечества (см. Быт. 9:1, 2), затем с Авраамом и его потомками (см. Быт. 12; 15; 17:20, 21; 26:2-5; 35:9-13). Важным условием хранения этого завета становится соблюдение заповеди Господней, которую должен оберегать всякий, вступивший в этот союз (см.: Быт. 9:3, 4; 17:1). Верность этим заповедям – основа для соблюдения Богом всех тех обетований, которые он дал человеку (см. Быт. 26:3-5). Видимым знаком этого завета становится обрезание.
Дата добавления: 2016-04-06; просмотров: 893;