Александрийский канон
В период после Вавилонского плена, евреи жили не только на территории Палестина и Междуречья. Большая еврейская диаспора еще со времен падения Южного царства существовала в Египте. Здесь был один из крупнейших очагов эллинистического мира, культурным центром которого с III в. до Р.Х. являлась Александрия. Во время правления Птолемея II Филадельфа здесь осуществляется перевод Священного Писания с еврейского на греческий язык – т.н. Септуагинта (перевод Семидесяти (LXX)).
Во многих дошедших до нас кодексах LXX, наряду с теми книгами, которые рассматривались в качестве канонических иудеями Палестины, содержатся книги, которые иудейская традиция называет неканоническими, «хиционим» (посторонние) или «генузим» (скрытые): Премудрость Соломона, Премудрость Иисуса сына Сирахова, Товит, Иудифь, 2 и 3 книги Ездры, 1, 2, 3 Маккавейские книги, Послание Иеремии, книга Варуха. Все они написаны около III-II вв. до Р.Х.
По мнению ученых-библеистов, александрийские иудеи не вносили неканонические книги в состав своих священных кодексов. Отношение к ним среди еврейской диаспоры Александрии было иное, нежели к 22 каноническим. Так, например, Иосиф Флавий, который пользовался переводом LXX, считает канонически-богодухновенными только 22 книги еврейского канона, хотя ему были известны и неканонические (например, Маккавейские, Товит, Иудифь). У Оригена мы находим свидетельство, согласно которому, иудеи Александрии предпочитали использовать не перевод на греческий Семидесяти, но Акилы, т.к. в нем были только канонические книги.
Согласно устоявшемуся в библейской науке мнению, неканонические книги стали соединяться с каноническими книгами греческого Ветхого Завета в одно собрание именно в христианских кодексах Священного Писания.
Христианский канон
В христианской традиции на данный момент ветхозаветный канон существует в трех своих разновидностях.
Так, на Востоке, где авторы были знакомы с еврейской традицией в большей степени, издревле было принято разделять книги на канонические и неканонические. Если книги канонические имеют высокий вероучительный авторитет и достоинство, то неканонические обладают авторитетом единственно нравственно-назидательного характера. Яркие свидетельства этого мы находим у Оригена в толковании на первый псалом, в 60-м правиле Лаодикийского собора (360 г.), в 39-м пасхальном послании свт. Афанасия Александрийского (365 г.), в 4-м огласительном поучении свт. Кирилла Иерусалимского, в сочинении прп. Иоанна Дамаскина «О православной вере», а также в «Катехизисе» свт. Филарета Московского.
Православный библейский канон имеет существенные структурные отличия от еврейского канона и состоит из следующих книг:
I. Канонические книги
1. Законоположительные: Бытие, Исход, Левит, Числа, Второзаконие;
2. Исторические: Иисуса Навина, Судьи, Руфи, 1 – 4 Царств, 1, 2 Паралипоменон, 1 Ездры, Неемии, Есфири;
3. Учительные: Иова, Псалтирь, Притчи Соломона, Екклесиаст, Песнь Песней;
4. Пророческие: Исаии, Иеремии, Иезекииля, Даниила, 12-ти малых пророков.
II. Неканонические книги
1. Исторические: 2 Ездры, Товита, Иудифи, 1, 2, 3 Маккавейские;
2. Учительные: премудрости Соломона, Премудрости Иисуса сына Сирахова;
3. Пророческие: Книга Варуха, Послание Иеремии, 3 Ездры.
Помимо этого, в ряде канонических книг присутствуют значимые с точки зрения текстологии, неканонические дополнения. Так, 2 Паралипоменон включает т.н. «молитву Манассии» (см. 2 Пар. 36:23), существенно дополнены книги Есфири (см.: 1:1; 3:13; 4:17, 5:1, 8:13; 10:3), пророка Даниила (13-я и 14-я главы), Иова (после 42:17), также в христианском каноне присутствует 151-й псалом.
На Западе же, где с книгами Ветхого Завета изначально были знакомы по тексту Септуагинты, а также выполненному с него древнелатинскому переводу, с первых веков укоренилось мнение о равном авторитете и достоинстве канонических и неканонических книг. Один из самых ранних свидетелей такого подхода является декрет папы Дамаса (374 г.) Большую роль в формировании подобного взгляд сыграл блж. Августин, который высказывает его в своем сочинении «О христианском учении». Также подобный канон был принят на Иппонийском (393 г.) и двух Карфагенских (397 г. и 419 г.) соборах, на которых блж. Августин председательствовал, а кроме этого в декретах папы Иннокентия I (405 г.) и Геласия (495 г.) Окончательно взгляд Западной церкви на ветхозаветный канон был сформулирован в постановлениях Тридентского собора (1545-1563 г.) На нем Католическая церковь предлагает учение об абсолютном равенстве канонических и неканонических книг. Позже на этой почве в западном богословии возникает учение о протоканонических и девтороканонических книгах Ветхого Завета. Это деление указывает не на различие авторитета, но лишь на разницу появления этих книг во времени и моменте их включения в Священный канон.
На Первом Ватиканском соборе (1870 г.) был окончательно определен состав ветхозаветного канона. Он был признан состоящим из 46 книг. Помимо 39 книг, которые признаны каноническими в Православной традиции, в него вошли Премудрость Соломона, Премудрость Иисуса сына Сирахова, Товит, Иудифь, Варух (в состав которого (6 глава) входит Послание Иеремии), 1 и 2 Маккавейские книги. 2 и 3 Ездры, а также 3 Маккавейская книги???
Иное отношение к вопросу богодухновенности и каноничности книг Ветхого Завета распространено в протестантских конфессиях. Здесь принято учение о каноническом достоинстве лишь 22 книг еврейского канона. Остальные книги считаются апокрифами[12] (т.е. подложными).
В православной традиции апокрифами считаются книги, возникшие в период со II в до Р.Х. по II по Р.Х. Это 4 Макавейская книга, книга Еноха, книга Юбилеев, Вознесение Моисея, Апокалипсис Варуха, Завет XII патриархов. В отличие от неканонических книг они по многим пунктам расходятся с догматическим, а также нравственным учением Церкви.
Все христианские конфессии согласны в том, что каноничными являются:
а) 50 книг, вошедшие в состав Септуагинты (-)
б) 22 книги Палестинского канона (+)
в) 46 книг канона Вульгаты (-)
Литература
1. Дагаев Н. История Ветхозаветного канона. СПб., 1898.
2. Добыкин Д.Г. Введение в Священное писание Ветхого Завета. СПб., 2013. С. 13 – 30.
3. Кашкин А. Священное Писание Ветхого Завета. Саратов, 2012. С. 31 – 51.
4. Мень А., прот. Исагогика. М., 2000. С. 26 – 31.
5. Юнгеров П.А. Введение в ВЗ. Кн. 1 (Отдел второй. История канона священных ветхозаветных книг). (см.: http://www.mpda.ru/data/569/629/1234/Vvedenie%20v%20Vethiy%20Zavet.pdf)
6. Введение в Ветхий Завет / Под ред. Мангано М. М., 2007. С. 11 – 24.
7. Библия. I. Общие сведения / Православная энциклопедия http://www.pravenc.ru/text/209479.html
Тест №1
1. Богодухновенность это свойство:
а) автора священного текста (-)
б) самого священного текста (-)
в) как автора, так и священного текста, который он создает (+)
г) экзегета (-)
2. Согласной вербальной теории:
а) автором священного текста является человек (-)
б) человек не принимает активного участия в процессе написания священных книг (+)
в) священный текст – результата свободного сотрудничества Бога и человека (-)
г) Бог сообщает человека начальный импульс, а затем устраняется и не участвует в процессе написания священных книг (-)
3. Когда начал формироваться канон Священных книг Ветхого Завета:
а) при Моисее (+)
б) при Аврааме (-)
в) при первосвященнике Ездре (-)
г) при пророке Самуиле (-)
4. Сколько книг входит в Палестинский канон?
а) 50 (-)
б) 38 (-)
в) 27 (-)
г) 22 (+)
5. Когда был «закрыт» еврейский канон священных книг?
а) при Маккавеях (-)
б) на Ямнийском соборе (-)
в) при первосвященнике Ездре (+)
г) при масоретах (-)
6. Какие из нижеперечисленных книги в Православной традиции считаются неканоническими?
а) Товита (+)
б) Руфи (-)
в) 2 Ездры (+)
г) премудрости Соломона (+)
д) Бытие (-)
е) Послание Иеремии (-)
7. Согласно Православной традиции, неканонические книги:
а) обладают авторитетом единственно нравственно-назидательного характера (+)
б) безупречны с точки зрения вероучения (-)
в) имеют в себе сомнительные места с точки зрения нравственного учения Церкви (-)
г) безупречны с точки зрения вероучения и нравственности (-)
[1] Лепорский П.И. Православная богословская энциклопедия. Том 2, столб. 729. Издание Петроград. Приложение к духовному журналу «Странник» за 1901 г.
[2] См.: http://azbyka.ru/otechnik/?Vasilij_Velikij/tolkovanie_na_knigu_proroka_Isaii=1
[3] Августин Иппонский, блж. О граде Божием, XVII, 6.
[4] Свт. Дионисий Великий (конец II в. по Р.Х.) – один из тех богословов, кто отказывается признать принадлежность Апокалипсиса перу апостола Иоанна.
[5] Евсевий Кесарийский (Памфил). Церковная история, VII, 25.
[6] Цит. по. Мень А., прот. Библиологический словарь. М., 2002. Т.1. С. 133.
[7] Православная мысль. Вып. VIII. Париж, 1951. С. 117.
[8] См.: http://ni-ka.com.ua/index.php?Lev=galat#gal11
[9] Православная мысль. Вып. VIII. Париж, 1951. С. 117.
[10] Лепорский П.И. Боговдохновенность // Православная богословская энциклопедия, или Богословский энциклопедический словарь. Под. Ред. А.П. Лопухина. Т.2. Пг., 1901. С. 742.
[11] Учение о богодухновенности Священного Писания мужей апостольских // Вера и разум, 1898, т. I, ч. 1. С. 286–302. 2. Учение о богодухновенности Священного Писания апологетов II века // Вера и разум, 1901, т. I, ч. 1. С. 559–580, 722–750; ч. 2. С. 25– 54. 3. Теория богодухновенности в александрийской школе // Вера и разум, 1906, т. I, ч. 1. С. 17–30, 70–94, 132–150. 4. Теория богодухновенности в александрийской школе. Теория Оригена // Вера и разум, 1907, №4. С. 443–465; №5. С. 583–600; №6. С. 764–774; №9. С. 330–348; №12. С. 765–788; №18. С. 711–736. 5. Учение святителя Иоанна Златоуста о богодухновенности Библии // Вера и разум, 1912, №3. С. 344–376; №4. С. 429–448; №5. С. 606–627; №7. С. 69–93; №8. С. 185–205; №9. С. 319–342; №10. С. 464–480; №11. С. 604 – 626; №12. С. 737–758. 6. Учение о богодухновенности Священного Писания в средние века // Вера и разум, 1897, т. I, ч. 2. С. 387–401, 461–487, 623–635, 675–732; 1899, т. I, ч. 1. С. 337–348. 7. Полурационалистические учения среди протестантов о богодухновенности Священного Писания (XVI–XVII в.) // Вера и разум, 1900, т. I, ч. 2. С. 421–442, 501–258. 8. Учение о богодухновенности Священного Писания со времени реформации (XVI в.) // Вера и разум, 1899, т. I, ч. 2. С. 227–248, 329– 350. 9. Вербальные теории богодухновенности Священного Писания среди западных богословов в XVII в. // Вера и разум, 1900, т. I, ч. 2. С. 135– 157, 219–242. 10.Теории богодухновенности и происхождения Священного Писания на Западе в XVIII и XIX вв. // Вера и разум, 1903, т. I, ч. 1. С. 173– 194, 301–323, 451–456, 508–540, 799–822. 11. Догматические определения о богодухновенности и употреблении Священного Писания в Римо-католической Церкви // Вера и разум, 1900, т. I, ч. 1. С. 439–458, 521–535.
[12] В правосл. понимании к А. в. относятся произведения религ. лит-ры, по содержанию следующие каноническим книгам ВЗ, использующие имя автора, освященного религ. традицией, но не включенные в канон Свящ. Писания ни христ. Церковью, ни иудейской синагогой. Большинство таких произведений возникли еще на иудейской почве в дохрист. и раннехрист. время и первоначально зафиксированы на древнеевр. и арам. языках.
В протестант. традиции эта группа текстов называется псевдоэпиграфами, т. е. ложнонадписанными, т. к. повествование в них ведется от лица того или иного авторитетного библейского персонажа, а не действительного автора (см. Псевдоэпиграфичность). А. же в протестант. традиции называются те книги (и дополнения к ним), к-рые в правосл. богословии относятся к т. н. неканоническим книгам ВЗ (признающимся полезными для духовно-назидательного чтения (ἀναγινωσκόμενα): 2 Езд, Тов, Иудифь, Прем, Сир, Посл Иер, Вар, 1-3 Макк, 3 Езд, добавления к книгам Дан и Есф), в католич.- второканоническими или «девтероканоническими». Они возникли еще в дохрист. эпоху и вошли в состав канона греч. Септуагинты, а затем лат. Вульгаты (см. ст. «Библия») (см. http://www.pravenc.ru/text/75608.html).
Дата добавления: 2016-04-06; просмотров: 2056;