8 страница. Нравы и обычаи древних персов излагаются в сочинениях удивляющихся им народов
Нравы и обычаи древних персов излагаются в сочинениях удивляющихся им народов. Соответственно могучему росту и физическому развитию персы обладали энергичной волей, закаленной в борьбе с суровым климатом и в опасностях кочевой жизни в горах и степях. Они приобрели там бодрость и серьезный взгляд на вещи, а также робость по отношению к мрачным, неприветливым сторонам существования, которая то и дело проявляется в их нравах, обычаях и религии, и которая могла бы стать роковой для всего их духовного развития, если бы в них не жило столь же сильное стремление к свету, мощи и к покорению зла.
Интеллектуальная одаренность древних персов состоит в ясном и трезвом рассудке; им чужда выспренняя фантазия индийцев. Их священные стихотворения обладают красотой, что в древности случается редко, и энергией. Даже богословские спекуляции являются скорее
практическим анализом управляющих бытием сил, чем углублением и созерцанием. Поэтому религиозные культы их, как бы они ни были •ценны в воспитании народа, носят неприятный оттенок со своими сухими гимнами и утомительными обрядами. Однако у персов отнюдь не было недостатка в силе воображения, они обладали фантазией, необходимой для великих дел и великих мыслей. Не случайно их взгляд на существование был необычайно широк: добро и зло, бог и человек, аемная и загробная жизнь, мистика и логика — они воспринимали все это в форме резкого противопоставления, но они умели сочетать эти представления в определенную, законченную картину мира.
В Ахеменидской державе царила атмосфера, способствующая развитию культуры, в том числе и науки, и такие великие ученые, как философ Гераклит из Эфеса, вавилонский астроном Кидинну и многие другие (в »ом числе и историк Геродот, часть жизни которого прошла в Галикарнас-пре), были подданными персидских царей. Такие произведения искусства, «как храм богини Дианы в Эфесе и Галикарнасский мавзолей, причислявшиеся древними к семи чудесам света, также были созданы подданными Ахеменидов. Продолжала существовать и развиваться древняя культура египтян, вавилонян, эламитов и других народов. <*;;- Общеизвестны достижения египетской и вавилонской медицины — йумификация, хирургия, стоматология, офтальмология, терапия и др. вместе с тем необходимо учитывать, что медицина в древности была неизбежно связана с магией, с различными суевериями, и люди считали, что болезнь вызывается злыми духами, проникшими в человечес-1Кйй организм. Чтобы вылечить болезни, врач стремился изгнать злого духа из тела больного молитвами и магическими заклинаниями. Часто врачи лепили из глины изображения злых духов и разбивали их, полагая, что от этого больной может выздороветь. ^: Сохранилось также много своеобразных рецептов для профилактику болезней — руководства для предотвращения или удаления зла. Иногда для этого предлагается приносить жертвы богам, стихийным силам природы, домашним духам и т.д., а также запрещается есть рыбу ^^определенные дни. Один из ритуальных текстов гласит: «Если кто-ямбудь увидит змею в первый день месяца нисанну или аяру, будь это жнем или ночью, [этот] человек умрет; если жизнь ему дорога, он должен нанести себе глубокую рану на голове [и] побрить щеки; в течение "врех месяцев его будет одолевать боль, но [затем] он выздоровеет». Можно сказать, что во врачебной деятельности переплетались суеверия и элементы научной медицины. ^ Органическую часть науки составляла философия, которая, однако, на древнем Востоке в отличие от античной Греции, не выделилась в самостоятельную, отдельную от религии отрасль знаний. Уже Гаты Эороастра содержат абстрактные философские воззрения, согласно ко-
торым борьба добра со злом и их противоборство заложены в человеке, и он должен нести ответственность за свои поступки. Гераклит, живший в конце VI в. до н.э., считал основным законом мироздания вечное движение (ему принадлежит знаменитое изречение: «все течет») и основой всех веществ — вечно живой огонь, который не был создан никем
из богов или людей.
Еще со школьной скамьи все знают о великих достижениях египетской и вавилонской математики, особенно в области решения геометрических задач по измерению площадей и в развитии арифметики в алгебраическом направлении. Время персидского владычества, особенно с последней четверти V в. до н.э. до завоевания страны войсками Александра Македонского, было самым творческим периодом вавилонской математической астрономии. В это время существовали астрономические школы в Уруке, Сиппаре, Вавилоне и Борсиппе. Из сообщений Плиния Старшего и Страбона известно имя великого вавилонского астронома Набуриманна, который, не имея телескопа, механических часов и современной математической техники, вычислил 24 века назад лунные фазы, солнечные и лунные затмения, что под силу только современным астрономам, вооруженным сложными оптическими приборами и компьютерами. Другой вавилонский астроном Кидинну, составитель многих астрономических текстов V—IV вв. до н.э., различал солнечный год от тропического и вычислил последний с ошибкой 7 мин 17 сек. Он же еще до Гиппарха открыл солнечную прецессию. Однако при всех своих успехах вавилонская астрономия была неразрывно связана с астрономией, пытавшейся предсказать будущее по звездам. Астрономические тексты, в частности, содержат указания о связях между звездами и теми или иными болезнями. К тому времени, когда настал конец персидскому владычеству в Вавилонии и других странах древнего Востока, местная наука в основном уже исчерпала возможности своего развития. Закостенелые формы древних традиций, многовековое господство религиозных представлений без каких-либо заметных изменений, отсутствие новых методов познания природы мешали развитию науки. Однако прежде чем древневосточная наука сошла со сцены истории, многие ее крупные достижения были заимствованы древними греками.
Расцвет культуры в Ахеменидской державе связан и с тем, что персы широко использовали культурные достижения многих древневосточных народов. Еще Геродот отметил, что «обычаи чужеземцев персы перенимают охотнее всякого другого народа. Они носят даже мидийское платье, находя его красивее туземного, а для войны облачаются в египетские панцири». Древнеперсидская религия впитала в себя ассиро-вавилонские влияния. Легенда о мироздании и мировой катастрофе напоминает вавилонский миф о сотворении мира и всемирном потопе. Бог огня вступает в бой с драконом Дахакой совершенно так же, как вавилонский бог
Мардук с чудовищем Тиамат. Персидского паря изображали в виде героя, поражающего фантастического зверя, подобно тому, как изображали древнешумерского царя и героя Гильгамеша, рассказ о подвигах кйторого получил столь широкое распространение во всей Передней Азии. Наконец, верховного бога Ахурамазду персы изображали в виде небесного царя, находящегося в крылатом солнечном диске, что живо напоминает аналогичное изображение верховного бога ассирийцев — Дшшура.
Много заимствовали древние персы и в искусстве соседних народов. Рельефы, покрывающие стены персидских дворцов, по своим сюжетам, отчасти по художественному стилю и по своей технике, очень близки к рельефам ассирийской и нововавилонской эпохи. Применение террас и лестниц, а также огромных статуй гениев — охранителей царского дворца в виде фантастических животных роднит архитектуру Персии с зодчеством народов древней Месопотамии. Наконец, очень Широкое использование колонн было заимствовано персами в Египте. ^ Заслугой персов является умение творчески перерабатывать все эти Поземные элементы в едином монументальном художественном стиле, кй*горый особенно четко выражен в развалинах царских дворцов, сохранившихся в Персеполе, и особенно в прекрасных рельефах, изображающих данников персидского царя. В древнеперсидской религии и искусство Персов можно обнаружить некоторые следы греческого влияния. Так, Йа фасаде древнеперсидской гробницы, называемой «Кормилица и княж-нй^, сохранились две протодорические колонны. С другой стороны, персы, несомненно, оказали некоторое влияние на развитие античной культуры. Очень характерен в этом отношении древнеперсидский религиозный дуализм, который объяснял влияние природы на жизнь людей извечной и постоянной борьбой бога света с богом мрака. Это религиозное учение оказало значительнее влияние на развитие греческой религиозной философии, в частности, на развитие позднегреческого гностицизма, и в некотором отношении легло в основу христианской религии. • На восточных границах Персия соприкасалась с индийскими племенами, в частности с племенем, населявшим индийскую область Гандха-ра. Известно, что персидские цари совершали военные походы в области северо-западной Индии и поэтому сталкивались с племенами, населявшими эти индийские области. При раскопках в Индии были обнаружены скульптуры, явно свидетельствующие о проникновении древнегреческого искусства в эти отдаленные восточные области. Таким образом, древняя Персия выступала мостом, соединявшим далекий восточный мир и страны Передней Азии с миром античной культуры.
Ахеменидская Персия была первой в истории мировой державой, провозгласившей вполне терпимое и доброжелательное отношение к культурным традициям десятков народов и племен. Оживленные этни-
ческие контакты способствовали постепенному возникновению, по существу, новой культуры, в которую свою лепту внесли все народы Ахеменидской державы. Позднее эта культура способствовала победе эллинизма, являвшегося, в частности, результатом синтеза культуры греков и восточных народов. Терпимое и доброжелательное отношение к культуре соседних и далеких народов являлось логическим результатом существования древнеперсидской империи, в которой языком государственной канцелярии был арамейский, в политическом отношении ведущая роль принадлежала персам, но в то же время продолжали существовать и развиваться древние культуры вавилонян, эламитов, египтян, иудеев и других народов. Она сумела обеспечить в течение значительного времени относительный мир на огромной территории, начиная от Египта и кончая Северо-Западной Индией, а также создать благоприятные условия для расцвета международной торговли и развития культурных контактов народов различных стран.
Социально-экономические и политические институты и культурные традиции, сложившиеся в ахеменидский период, сыграли большую роль в мировой истории и сохранились в течение многих столетий, обслуживая государства Александра Македонского, Селевкидов, Птоломеев, парфян, Сасанидов и т.д. Вавилонское право, достигшее зенита своего развития при Ахеменидах, продолжало существовать при Селевкидах и парфянских правителях и оказало определенное влияние на формирование римского права, успехи вавилонской астрономии, египетской медицины и греческой философии, первоначально возникшей и развивавшейся в подвластной персам Малой Азии, по праву считаются крупнейшими достижениями древних культур. Произведения искусства, созданные персидскими мастерами более 2000 лет назад, до сих пор поражают оригинальностью сюжетов и совершенством форм. В сфере художественной культуры древнего Ирана важную эстетическую роль играл свет, дворцовые залы персидских царей были залиты светом в отличие от полутемных древнеегипетских дворцов. «Больше света» — этот эстетический принцип, слившийся с этическим, сформулирован и «Вендидаде» — одной из поздних книг Авесты. Эстетические представления древних персов стали традицией для последующих поколений и вошли в фонд мировой культуры. Все это объясняет огромный интерес к культуре ахеменидского Ирана.
ЛИТЕРАТУРА
Авеста. Избранные гимны. Из Вендидата. М., 1993. Войс М. Зороастрийцы. Верования и обычаи. М., 1987. Васильев Л.С. История религий Востока. М., 1988. Дандадшев М.А., Луконин В.Г. Культура и экономика Древнего Ирана. М., 1980. История Древнего мира. Расцвет древних обществ. М., 1989. История эстетической мысли. М., 1985. Т.1 Сариапи()и В.И. Где родился Зороастр? // Будущее науки. М., 1989. Вын. 22.
Лекция 7
КУЛЬТУРА ИНДИИ
Яредысгория: культура Хараппы и культура «Ригведы». Государство: теория м практика политической жизни. Повседневная жизнь: касты, семья и .нравы. Религия: индуизм, джайнизм, буддизм и ислам. Философские 1цаниеппии индийской культуры и научные знания. Искусство Индии, его ц^токи и специфика. Вклад Индии в мировую культуру.
'"¥••
Индийская культура занимает одно из почетных мест в истории мировой культуры. Она отмечена грандиозными достижениями на протяжении более чем трехтысячелетнего развития. Наряду с долговечностью, ^й присуще творческое восприятие достоинств иноземных культур, не в' ущерб своим собственным фундаментальным ценностям. Преемственность индийской культуры в значительной степени основывается ^асоциальных институтах и на широком распространении общепринятого свода религиозных ценностей среди различных классов и общин южно-азиатского субконтинента. Кроме того, индийская культура складывалась на основе аграрной структуры общества, что и определило ее долговечность.
Первые центры культуры в Индии существовали уже в III и II тысячелетиях до н.э. — это Хараппа (ныне в западном Пакистане) и Мохенд-жо-Даро около р. Инд. Эта индийская культура, самым ярким компонентом которой была Хараппа, выросла на основе местных традиций Севера, городские центры индийской культуры поддерживали тесные контакты с Месопотамией, Центральной и Средней Азией, областями Юга Индии. Высокого уровня развития достигли ремесла, изобразительное искусство (памятники его и сегодня нас поражают своей изысканностью), появилась письменность, до сих пор не расшифрованная.
Наиболее яркая особенность этой культуры — ее чрезвычайный консерватизм. В Мохенджо-Даро было раскопано девять слоев построек. По мере того, как уровень земли поднимался из-за периодических наводнений, новые дома возводились почти точно на месте прежних. На протяжении, по крайней мере, тысячелетий расположение улиц города оставалось неизменным, наиболее впечатляющим достижением индской культуры является совершенная система водопровода и канализации, каковой не имела ни одна другая древняя культура, даже римская.
Письменность индских городов совершенно не изменялась на протяжении всей их истории. Несомненно, что индская культура поддерживала связь с Двуречьем, однако она не проявила склонность заимствовать технические достижения более развитой культуры. Ученые (А. Бэшем и др.) предполагают, что за время существования этой цивилизации форма правления в ней не менялась. Этот беспримерный консерватизм предполагает, по выражению С. Пиггота, скорее «неизменные традиции храма», чем «светское непостоянство двора». Действительно, культура Хараппы по своему характеру была, очевидно, подобна культурам Древнего Египта и Двуречья.
В целом эта культура не отличалась особенными художественными достижениями. Несомненно, она обладала литературой, религиозными эпическими поэмами, наподобие шумерских и вавилонских, но они навсегда для нас утрачены. Архитектура носила строго утилитарный характер, нигде при раскопках не найдено следов монументальной скульптуры и живописи. Однако высокого совершенства достигло искусство в области малых форм — гравюры на печатях, статуэтки. Насколько можно судить о религии доарийской эпохи по дошедшим до нас отрывочным сведениям, некоторые ее черты предвосхитили отдельные особенности позднейшего индуизма: аскетическая практика (йогическая поза Прото-Шивы) и сопряженный с ней круг представлений, практика изображений богов в «человеческом образе».
Во II тысячелетии до н.э. в Индию пришли племена индоариев, жрецы которых создали великое собрание гимнов — «Ригведу», теоретически до сих пор почитающуюся самым священным из многочисленных текстов индуизма. В эпоху, когда создавались древнейшие из веди-ческих гимнов, арии достигли уже преддверия цивилизации. Их военная техника находилась на более высоком уровне, чем у народов Ближнего Востока, их жреческие школы довели племенной ритуал до степени искусства, их поэтическое творчество принимало сложные формы и подчинялось строгим канонам, но. с другой стороны, арии не создали городской культуры. Это был народ воинственных скотоводов, организованных скорее в племена, чем в царства. Их культура была родственна той, которая описывается в «Беовульфе», в ранних исландских сагах,
в староирландском прозаическом эпосе; она несколько уступала культуре греков, отразившейся в «Илиаде». На протяжении эпохи «Ригве-ды» выкристаллизовались и в определенной мере сохранились до наших дней четыре сословия — жрецы (брахманы), воины (кшатрии), земледельцы (вайшьи), зависимые, слуги (шудры). Их санскритское наименование «варна» (неточно переводимое «каста», а буквально означающее «цвет») указывает на то, что произошли в результате контакта развитой сословной культуры с людьми чуждой культуры, имевшими кожу другого цвета (темного).
г Арии были буйным народом. Они соблюдали лишь немногие из табу поздней Индии и были весьма привержены к хмельным напиткам. Они очень любили музыку, играли на флейте, лютне и арфе под аккомпанемент цимбал и барабанов. У них была гептотоническая гамма, сходная с нашей мажорной, которая, как полагают, появилась в Шумере и впоследствии получила распространение среди индоевропейских народов. Арии увлекались азартными играми. В гимнах встречаются также напоминания о пении и танцах и об искусстве танцовщиц, возможно, профессиональном. Племенами правили вожди, которые носили титул «раджа» — слово, родственное латинскому «гех» («король»). Раджа был абсолютным монархом, так как правление племенем осуществлял частично внутренний совет немногих старейшин и более широкое собрание всех глав семей. Арии рассматривали царя прежде всего как военного вождя, он не считался божественным лицом и не исполнял религиозных функций. Царь-жрец, характерный для некоторых других культур, не имел параллели в древней Индии. В целом можно сказать, что и индская культура и культура эпохи «Ригведы» внесли свой вклад в формирование уникального характера индийской культуры.
Для понимания культуры Индии, особенно в древности, необходимо знать ту политическую систему, замечательную и в своей силе, и в своей слабости, которая была создана в эпоху Будды (вторая половина 1 тысячелетия до н.э.). Речь идет об империи Маурьев. Она имела высокоразвитую систему государственной администрации, управлявшей всей экономической жизнью империи, и весьма совершенную организацию секретной службы, сфера деятельности которой охватывала все сословия, начиная с высших министров и кончая городскими бедняками. Расцвета держава Маурьев достигла при царе Ашоке (середина III в. до н.э.). Важнейшим источником информации об этом времени являются многочисленные надписи Ашоки (так называемые эдикты), высеченные на камне по приказу царя. Эдикты Ашоки посвящены изложению благочестия государя и содержат наставления ко всем подданным подражать в этом своему владыке.
Эдикты эти частично напоминают указы ранних Ахеменидов, но по содержанию сильно отличаются, например, от больших надписей
7-1038
Дария 1, прославляющих царя, перечисляющих все его победы и подвластные ему народы и племена. Надписи Ашоки — официальные государственные эдикты и указания чиновникам и подданным. В них много личного и их первоначальный текст составлял, очевидно, сам император.
Из надписей явствует, что через восемь лет после восшествия на престол царь нравственно и духовно стал совершенно иным человеком и проводил новую политику.
Реформа в политике Ашоки, социально-нормативной формой которой служат его эдикты, имела особое значения для ускорения экономического развития отстававших прежде районов страны (главным образом Центральной и Южной Индии). Можно выделить три черты политики Маурьев. Прежде всего они стремились ограничить привилегии старинной аристократии, сосредоточить в своих руках финансовое управление и увеличить доходы государственной казны, сурово подавляя всяческое недовольство.
Другой отличительной чертой политики Маурьев (и многих других царей крупных древнеиндийских государств) было покровительство нетрадиционным религиям, главным образом буддизму. В своих надписях Ашока призывает население почитать не только наследственных жрецов-брахманов, но и бродячих проповедников новых учений. Сами эдикты являются проповедями, сложившимися под влиянием буддизма. Отсутствие экономического единства страны и рыхлость ее политического устройства (в отдельных местностях продолжали править местные династии или олигархии) способствовали особой роли религиозной идеологии — религиозная политика Ашоки составляет основное содержание его эдиктов.
Общеиндийский правитель настойчиво провозглашал и свое стремление к завоеванию всего мира «праведностью». С этой целью он рассылал во все страны специальные миссии, которые должны были проповедовать истинность учения Будды и рассказывать о благочестии Ашоки (их успех проявился в цивилизующей роли буддизма во многих странах Азии). Ашока, видимо, полагал, что, подавая пример праведного правления, сможет убедить соседей в достоинствах своей новой политики и таким путем добиться морального главенства над всем цивилизованным миром. Он никоим образом не отказывался от своих имперских устремлений, но видоизменил их в соответствии с этикой буддизма. Таким образом, основным содержанием реформ Ашоки было человеколюбие во внутреннем управлении и отказ от агрессивных войн.
Во внутренних делах новая политика сказалась в общем смягчении сурового правосудия. В надписях Ашоки говорится о «дхарме» как «праведности», но в правовой литературе она означает установленную божеством норму благочестивого поведения, варьирующуюся согласно
сословию и касте. Дошедшие до нас сочинения признают наравне с дхармой другие основы закона: договор, обычай и царский указ. Возлагаемая на царя обязанность охраны подданных относилась, прежде всего, к охране дхармы, и, как ее хранитель, царь считался ее воплощением. Начиная с Ашоки. цари время от времени принимали титул дхар-мараджи, который является также эпитетом Ямы, бога смерти и усопших. Как Яма, так и царь поддерживали дхарму, «священный закон», карая злодеев и вознаграждая праведных. Ашока заявлял, что все подданные — его дети, энергично поддерживал учение об ахимсе (непричинение вреда людям и животным), которое тогда быстро распространилось среди верующих всех сект. Он отменил судебные пытки, однако при всем своем гуманизме сохранил смертную казнь — она была отменена при позднейших индийских царях.
Миролюбивая политика Ашоки вскоре была забыта, цари снова обратились к завоевательным походам, которые древние авантюристы в области политической мысли объявляли нормальной деятельностью государства, и в целом история Индии после маурийского периода — это история междоусобной борьбы местных династий за господство; политическое единство Индии (но отнюдь не культурное!) было утеряно почти на две тысячи лет.
^ Индийскую культуру нельзя понять и без учета такого чисто индийского феномена, как сословно-кастовая система. Ведь индийское общество состоит из ряда каст, каждая из которых регламентирована четко сформулированными нормами социального поведения и межкастовых взаимоотношений. Скорее всего, первоначально касты были географически локализованы и связаны друг с другом иерархическими отношениями сословной системы. В древнеиндийском обществе выделялись четыре сословия — варны, каждое из которых состояло из нескольких каст. Отношения между сословиями и кастами в эпоху позднего индуизма определялись правилами эндогамии (считался законным только брак в пределах единой группы), сотрапезничества (пищу можно было принимать от членов той же или высшей группы и есть в присутствии таких же) и предписанного рода занятий (каждый человек обязан был добывать средства к существованию, как это принято для членов его группы, и не имел права заниматься ничем иным).
Каста — это результат тысячелетнего взаимодействия и развития расовых и других групп в единой системе культуры. В индийском обществе сформировалась очень сложная специальная структура, которая складывалась отчасти на основе преобразования племенных связей, отчасти же из профессиональных сообществ и которая разрасталась в силу приобщения новых этнических групп и возникновения новых профессий. В средние века эта система приобрела известную жесткость и каждая ее социальная группа стала кастой в современном смысле слова.
Лишь в последние 50 лет кастовая система обнаружила действительные признаки распада, тому причиной множество нововведений, не осуществимых для общества, разделенного непроницаемыми перегородками, распространение образования на западный манер, рост национального самосознания и усиленная деятельность правительства и национальных лидеров. Этот процесс еще далек от завершения, и пройдет много лет, прежде чем сотрутся последние черты кастовых предрассудков; но несомненно, что старый национальный порядок индуистской Индии канет в лету.
Заслуживает внимания и индийская семья, которая была и остается до сих пор большой семьей, т.е. братья, дядья, двоюродные братья и племянники тесно связаны друг с другом. Они живут все вместе под одной крышей или в соседних жилищах и часто сообща владеют недвижимым имуществом рода. Подобно европейской и семитской семье, индийская семья представляет собой патриархальную и партилиней-ную структуру.
Сплочению семьи в единое целое способствовал ритуал повиновения, ему следуют в Индии и по сей день, хотя он восходит к временам Вед. В настоящее время система большой семьи уже становится тягостной для молодого поколения, но когда-то она давала членам семьи чувство социальной уверенности. В случае беды можно было рассчитывать на помощь сородичей, и беспутный кузен либо праздный и никчемный дядюшка, проживающий в уголке семейного дома в сравнительном благополучии, хотя он ничего или почти ничего не прибавляет к семейному бюджету, были в древней Индии столь же характерными явлениями, как и в современной. В семье обычно баловали маленького ребенка, ему во всем потакали и позволяли такие вольности, которые до недавнего времени были недоступны европейским детям. В поэзии дети неизменно упоминаются в ласковых тонах, как избалованные любимчики родителей.
Когда ребенок становился молодым человеком, то после религиозного обучения он вступал в брак, так как женитьба и продолжение рода, если только он не принял обета безбрачия, считались его прямой обязанностью. Вступление в брак преследует три основные цели: исполнение религиозного долга путем домашних жертвоприношений, деторождение, которое обеспечивало счастливую потустороннюю жизнь отцу и его предкам, а также продолжение рода и сексуальное наслаждение. После завершения сложной брачной церемонии домохозяин мог посвятить себя трем жизненным целям: дхарма или обретение религиозных добродетелей путем неукоснительного следования предписаниям «священного закона»; обретение богатства частным путем и получение наслаждений.
Самым высоким из всех законных наслаждений считается половое. Вся индуистская литература, и религиозная, и светская, изобилует на-
меками сексуального смысла, половой символикой и откровенными эротическими описаниями. В средние века сам процесс космического творения изображался как брачный союз бога и богини, и фигуры тесно обнявшихся пар высекались на стенах храмов. Некоторые религиозные секты даже ввели в свой культ, как его неотъемлемую часть, ритуальное половое сношение, считавшееся средством спасения.
В Древней Индии существовал особый разряд женщин, которые не были связаны правилами и ограничениями, регламентировавшими поведение представительниц высших каст. Это были гетеры. Несомненно, многие бедные и дешевые проститутки кончали свои дни в нищете, либо, в лучшем случае, становились служанками или работницами. Однако более характерной является описанная в литературе фигура куртизанки — красивой, образованной, богатой, занимающей высокое положение и пользующейся не меньшей известностью и почетом, чем знаменитые Аспазия и Фрина в классической Греции. Существовала и храмовая проституция, при храмах содержались сотни проституток.
Удовольствия древнего индийца были неразрывно связаны с развлечениями различного рода. Он, как и его потомки в наши дни, был обычно человеком общительным, находившим удовольствие в беседе с друзьями, и добросердечным. Священные книги, настойчиво подчеркивавшие необходимость гостеприимства, способствовали укреплению общественных связей в ту эпоху и санкционировали их своим авторитетом.
Образованный человек мог писать стихи, участвовать в литературных собраниях в загородных садах или рощах, ради разнообразия сочетавшихся с петушиными боями и купанием, мог быть также художником. Развлечения древнеиндийского горожанина ни в коей мере не ограничивались творческими или интеллектуальными занятиями. Многочисленные праздники, в которых принимали участие как богатые, так и бедные, следовали один за другим на протяжении индуистского года и сопровождались разными увеселениями и процессиями. Наиболее широко отмечался праздник в честь Камы — бога любви. Были широко распространены азартные игры — во все времена и среди всех слоев населения, за исключением наиболее благочестивых людей. Одна из таких игр к первым векам нашей эры превратилась в шахматы. В Древней Индии были и профессионалы, занимавшиеся развлечением людей. Одни из них посвятили себя высоким искусствам — драме, музыке и танцам, другие бродили по городам и деревням и увеселяли простой люд. Мы читаем о музыкантах, сказителях, акробатах, жонглерах, фокусниках и заклинателях змей, которые были в то время не менее популярны, чем сейчас.
Характерной чертой культуры Индии является то, что в ней мы встречаемся со множеством взаимодействующих между собой рели-
^
гий. Среди них следует выделить следующие основные: брахманизм с его позднейшими формами — индуизм и джайнизм, буддизм и ислам. Именно брахманизм внес существенный вклад в разделение общества на касты, именно он акцентировал внимание на переселении душ. Потом в брахманизме выдвинулась неортодоксальная религия — джайнизм, сыгравшая немалую роль в истории Индии и ее культуры; исходя из мировоззренческого фундамента брахманизма, джайнизм, подобно зороастризму, сделал явственный акцент на этику, на социально-нравственные формы поведения человека.
Дата добавления: 2016-04-02; просмотров: 1550;