Техника как средство деятельности. 4 страница
Проблема взаимосвязи человека и техники в истории философии и культуры в известном смысле традиционная. При этом обычно высказывались не только восторженные мысли о технике, ее могуществе и тех перспективах которые она открывает людям в свое развитии, но и опасения, что техника может поработить человека. И чем большие успехи имела техника, тем эти опасения были все более громкими .Еще Аристотель, а затем Г. Уэллс и О. Шпенглер писали о том, что машины могут выйти из под контроля людей и сделать их своими рабами. Но особенно злободневной эта проблема стала в философии экзистенциализма, в центре которой - человек, его ценности и интересы.
Н. А. Бердяев в своей работе "Человек и машина" прямо писал, что "не будет преувеличением сказать, что вопрос о технике стал вопросом о судьбе человека и его культуры" (10, 147). Техника, писал он, есть средство деятельности человека. Между тем часто средства жизни подменяют цель. Творение восстает против своего творца - человека, не подчиняется ему. Машина хочет чтобы человек принял ее образ и подобие. Н. А. Бердяев верно подметил противоречивое воздействие техники на человека, которая с одной стороны несет с собой комфорт и облегчает труд человека, а с другой - уничтожает индивидуализацию, разрушает красоту старого мира, делает производство вещей анонимным. Если вначале человек был рабом природы, затем рабом государства, национального единства и классов, то теперь он становится рабом техники, в которую незаметно превращается и сам человек.
К. Ясперс также отмечает амбивалентное воздействие техники на человека и его деятельность. Техника сокращает затраты труда, пишет он, но вместе с тем усиливает его интенсивность. Величию творческого созидания в техническом мире противостоит зависимость творческого применения результатов этих творческих исканий . Теряется перспектива труда, его цель и смысл, человек становится как бы частью машины, техника заставляет человека до предела напрягать свои силы, он сам становится одним из видов сырья, подлежащего целенаправленной обработке. Человек уже не может освободиться от воздействия созданной им техники, "человек попал под ее власть, не заметив, что это произошло и как это произошло" ( 4,139). Судьба человека, утверждал К. Ясперс, зависит от того, подчинит ли он себе технику и последствия ее развития.
Подобными тревожными мыслями полна западная философия техники. Справедливости ради заметим, что в работах Н. А. Бердяева, К. Ясперса и других экзистенциалистов вовсе не утверждается бессилие человека перед демонией техники. Отмечая, что человек стал рабом машины, они утверждают необходимость освобождения человека от этого рабства, возможность этого освобождения посредством активной человеческой деятельности. Так, М.Хайдеггер, касаясь взаимоотношения человека и машины, указывая на опасность того, что человеческое существо поступает теперь прямо в руки существу техники, подчеркивает, что человек не бессилен перед техникой. Рассуждения западной философии техники о демонии техники над человеком с одной стороны отражают те негативные явления которые вызваны бурным техническим прогрессом (правда часто в явно преувеличенной форме), а с другой - служат предупреждением обществу о той потенциальной угрозе, которая таится в техническом прогрессе если он выйдет из под социального контроля. Каково же действительное взаимоотношение человека и техники с точки зрения философии техники?
Вполне очевидно, что человек вынужден создавать технику и пользоваться ею с целью дополнять, усиливать свои естественные органы искусственно созданными средствами,техникой. Это обстоятельство свидетельствует о том, что человек представляет собой крайне несовершенное орудие для выполнения технических функций. Его историческая роль в этом отношении - роль временного заменителя, которую он со временем уступает технике, оставляя за собой право определять ее развитие и функционирование для достижения определенных целей.
В технике материализуются идеи человека. Она - орудие человеческой деятельности. Поэтому хотя техника как бы восполняет "несовершенство" естественных органов человека, она имеет смысл лишь постольку, поскольку включена в человеческую деятельность, служит удовлетворению материальных и духовных потребностей людей. Только это обстоятельство заставляет технику быть не грудой камня, металла, пластмассы и пр., а находиться в движении, определенным образом функционировать. По словам известного обозревателя В.Цветова который многие годы провел в Японии крупная японская фирма "Мацусита дэнки" понимает, что "чем выше и ярче высоты научно-технического прогресса, тем важнее становится человек, без которого роботы, ЭВМ. станки с числовым программным управлением - не более чем замысловатая груда металла" (1 1 , 37).
По мере совершенствования техники человек имеет возможность более рационально ее использовать, т.е. в большей степени подчинять технику своему контролю. Создавая все более сложные технические устройства человек повышает эффективность их использования, КПД их работы и вместе с тем тратит все меньше энергии для приведения их в движение. По сути, речь идет об изменении содержания и характера труда когда орудия труда превращаются "из орудий человеческого организма в орудия механического аппарата" ( 12, 389). Так, если 100 лет назад из всей произведенной на Земле энергии на машины приходилось лишь 6%, а доля физического труда человека достигала 15%, то сейчас машины взяли на свои плечи основную тяжесть работы, на долю человека приходится лишь 1% тяжелого физического труда. Человек становится истинным повелителем не только естественной, но и искусственной, созданной им среды.
Техника в своем развитии и функционировании отражает реализованные в ней человеческие возможности, она как бы копирует историческое состояние человека т так же противоречива, как и сам человек. "Техника во все исторические моменты выражает людей и идею человечности данного времени" - пишет А.Худинг ( 1 , 399). С другой стороны, человек посредством общения, обмена трудом и его результатами всегда был продуктом своей деятельности и в первую - технической деятельности.
С точки зрения философии техники человек и машина представляют собой диалектическое единство. Действительно, человек и машина едины: человеческое существование, его деятельность невозможны без орудий этой деятельности, в частности машин. Но и машина имеет свой смысл поскольку она является средством деятельности человека и при помощи ее последний осуществляет цель своей деятельности. Вместе с тем, человек и машина противоположны: в машине идеи человека материализованы, приобрели форму объективной реальности существующей вне и независимо от сознания людей. Создавая машину человек свои собственные идеи и цели отделяет от себя.
Важно иметь в виду, что создавая и совершенствуя технику, передавая ей все болшее и большее количество своих функций, человек развивает самого себя и техника выступает таким образом не только как средство деятельности человека, но и как средство его развития. Отмечая, что распределение функций между человеком и техническими устройствами является важнейшей чертой человеческой деятельности, С.М.Шалютин подчеркивает, что "механизация нового класса функций выступает как важная сторона качественного преобразования самой деятельности человека"(19,103).
Философия техники не только вырабатывает методологию изучения системы "человек-машина", но и определяет всеобщие принципы связи человека с машиной. Содержание этих принципов сводится к принципам целевого единства, дополнения или компенсации и функционального моделирования. Принцип целевого единстваозначает, что в системе "человек-техника" техника осуществляет все функции, которые раньше выполнялись человеком и целевое назначение естественных органов человека и технических средств таким образом совпадают : те и другие являются орудиями преобразования природных предметов и сил в соответствии с потребностями людей. Принцип дополнения, компенсациизаключается в том, что техника по своему назначению является искусственным продолжением естественных органов человека, их дополнением. Машина компенсирует несовершенство естественных органов человека. Наконец, суть принципа функционального моделированияосновывается на двух первых и заключается в том, что техника репродуцирует естественные органы человека в природном материале согласно законам технического моделирования, машина конструируется не только по структурному подобию с человеком, но все в большей степени по функциональному подобию.
Действительно, если взглянуть на историю развития техники ,то мы обнаружим, что в период возникновения и на первых этапах развития человеческого общества связь техники с человеком проявлялась очень наглядно. Техника того периода строилась в основном по антропологическому принципу, т.е. в соответствии с физическими органами человека, что обеспечивало структурное подобие техники этим органам человека: молот был как бы продолжением руки, лопата - ноги и т.д. При этом ручные орудия труда не просто копировались под естественные органы человека, а создавались как их продолжение для усиления воздействия человека на предмет труда. Аналогично и в процессе дальнейшего развития на первых стадиях зарождения машин их пытались строить по аналогии с явлениями природы или ручными орудиями труда. И только с постепенным накоплением производственного опыта и знаний машина освобождается от структурного подобия органам человека. Эта "свобода" техники от человека и наоборот становится, естественно, еще большей с переходом к автоматизированному производству. Структурное подобие между человеком и техникой характерно для ручной техники, менее - для машинной и совсем не свойственна для автоматизированной, когда структурное подобие техники человеку сменяется функциональным,т.е.когда машина структурно не похожая на человека замещает человека в технологическом процессе выполняя его функции.
Касаясь нынешнего этапа развития техники П.В.Копнин справедливо писал, что"совершенно не обязательно, чтобы орудие труда по своей форме и физической природе было подобно тому естественному органу, который оно продолжает и усиливает. Паровоз и самолет ни по физической природе, ни по форме не тождественны ногам человека или лошади. Но по своей функции они подобны им... Не простое копирование и подрожание природе, а создание нового, не существующего в природе, но необходимого для общественной жизни - магистральный путь человеческого производства и познания" (1 3, 164).
Философия техники исследует не только всеобщие формы взаимосвязи человека и машины, но и исторические виды их реализации. Так, в условиях автоматизации, появления роботов и ЭВМ проблема "человек-машина" порождает эргономические и психологические проблемы, проблемы языка, адаптации и обучения людей. На различных этапах развития техники эти вопросы решались по разному. Если до автоматизации человек приспосабливался к технике, то теперь техника приспосабливается к человеку, происходит переориентация с технических вещественных факторов производства на его человеческие факторы. Следовательно, четырехзвенной системе машин соответствует новый тип связи человека с технической системой, позволяющей преодолеть технологическое подчинение работника предметным факторам производства, живого труда - овеществленному. Появляется возможность формирования нового уровня технологической свободы человека в производстве.
По мере развития автоматизированного производства и его возможностей изменяются взгляды на соотношение функций человека и машины. Первоначальный восторг людей от автоматизации порождает мнение о том. что в процессе развития автоматизации и ЭВМ постепенно, но довольно быстро, все трудовые функции человека замещаются техническими устройствами, человек уходит из производственного процесса, возникают "заводы без людей".
Когда улегся первый восторг от автоматизации, разделение функций человека и машины стало более очевидным, возникли более сложные проблемы их взаимоотношений отличающиеся большим разнообразием на различных этапах решения конкретной задачи. На этапе обнаружения проблемы и уяснения подлежащей решению задачи человеческий мозг работает боле эффективно чем машина и именно человек определяет проблемную ситуацию и основные пути и способы ее решения, хотя это не исключает возможности применения компьютера. На втором этапе производятся операции поиска и логической сортировки имеющейся информации, расчетные операции делающие информацию более точной с выделением той ее части, которая необходима для решения проблемы. Эту рутинную операцию более эффективно чем человек выполняет компьютер. На последнем этапе производится анализ отобранной информации, выработка и оценка альтернатив и выбор окончательного решения. Этот этап также как и первый предполагает в большой степени использование способностей человека нежели компьютера.
Рассматривая проблему соотношения функций человека и машины, Н.Винер в свое время отметил такие способности человека, которые определяют его преимущество перед машиной : творчество, способность оперировать с нечетко очерченными понятиями, интуицию и др. Наш мозг, утверждал "отец кибернетики", свободно воспринимает стихи, романы, картины, содержание которых любая ЭВМ должна была бы отбросить как нечто аномальное. Машины почти не способны к самопрограммированию, продолжал Н.Винер.Исходя из этих соображений он выдвинул новый для того времени принцип взаимосвязи человека и ЭВМ :"Отдайте же человеку - человеческое, а вычислительной машине - машинное. В этом и должна,по-видимому, заключаться разумная линия поведения при организации совместных действий людей и машин" ( 14 , 82-83). Такая установка оказалась весьма заманчивой : машина заменяет человека в сферах физического и рутинного умственного труда и оставляет за человеком все творческие акты. Таким образом, компьютеризация способствует творческому развитию личности, оптимизирует его деятельность, повышает эффективность этой деятельности.
Однако и этот принцип распределения функций между человеком и машиной не выдержал проверку временем в силу ряда обстоятельств. Оказалось, что задача распределения и согласования этих функций осложняется наличием многих не типовых, специализированных функций, которые должны быть реализованы в автоматизированных системах и ЭВМ человеком или машиной при отсутствии опыта реализации этих функций. Следовало учесть, что соотношение возможностей человека и машины быстро меняется в связи со стремительным развитием компьютерных систем.Не остаются неизменными и социально-экономические условия, которые непосредственно влияют на организацию совместной деятельности человека и машины. Наконец. принцип Н.Винера "человеку-человеческое, машине-машинное" акцентировал внимание на противопоставлении человека и машины. При этом автоматику, робототехнику, компьютеры рассматривались в их развитии, а умственные - логические и психологические возможности человека, имеющие не только биологический, но и социальный характер, в своем развитии остановившимися.
В действительности, эволюция человека в современных условиях не прекратилась. Эмбриональная смертность у человека достигает 40-50% что говорит действии законов естественного отбора. Происходит акселерация новых поколений, изменение генофонда в смежных поколениях, этнические изменения. На развитие человечества влияют космические факторы. В условиях научно-технической революции возникают негативные факторы как следствие неконтролируемого обществом стихийного отношения к природным силам. С изменением форм жизнедеятельности человека в трудовой процесс вовлекаются новые "пласты" его биологических и психических характеристик.
Все эти обстоятельства определили возникновение новой науки - экологии человека, которая сосредоточила свое внимание на трех группах проблем :
- мутагенное действие факторов окружающей среды ( радиации, химических веществ, лекарств, промышленных отходов) на человека.
- предупреждение генетически детерминированных болезней, проявляющихся под влиянием новых факторов.
- предупреждение профессиональных заболеваний у генетически предрасположенных лиц.
Эти проблемы решаются на основе взаимосвязи генетики и экологии человека - экогенетики. Современная наука исходит из того, что человек представляет собой диалектическое единство социальной и биологической сторон, которое на разных этапах человеческой жизни (детство, отрочество, юность, молодость, зрелость, пожилой возраст, старость) имеет свою специфику особую для каждого индивида. При этом эволюция биологических процессов не обязательно сопровождается падением творческих интеллектуальных возможностей личности, т.е. развитие личности возможно и на завершающем этапе жизни. Старение имеет различные типы - замедленный, средний и ускоренный; гармоничный, синхронный и интенсивный. Человеческий или функциональный возраст включает в себя биологический, психический, социальный и хронологический.
Уже краткий обзор свойств и качеств человека достаточен чтобы понять ошибочность оценки человека в системе "человек-техника" как существа раз и навсегда наделенными неизменными свойствами, существа остановившемся в своем развитии. Устранение этой методологической ошибки положил начало сам ее автор - Н.Винер, который показал значимость человеческих качеств личности, выступив против понимания человека как слепого исполнителя навязанных машиной функций. Это явилось отправным моментом разработки концепции эволюции системы "человек-машина" в некий интеллектуальный симбиоз, что повлекло к комплексному изучению человека в конкретных условиях его деятельности. Этим занимается эргономика.
Ныне человек и машина рассматриваются как сложное функционирующее целое, в котором ведущая роль принадлежит человеку. В этом плане разрабатываются методы учета человеческого фактора при создании техники и соответствующих условий труда. Обоснован принцип преимущественных возможностей человека и техники. Суть этого принципа состоит в том, что технические средства должны компенсировать недостатки человека, а система "человек-техника" с наибольшей полнотой должна реализовать все преимущества человека. Другими словами : в системе "человек-техника" человек должен делать то, что он делает лучше техники, а техника то, что она делает лучше человека. Таким образом, человек и техника пускают в ход свои друг перед другом преимущественные возможности и тем самым дополняют друг друга. Речь в данном случае идет не о замене человека машиной, а о реорганизации и оптимизации деятельности человека путем включения в нее машинных средств, об осознании того факта, что человек и машина имеют друг перед другом свои преимущества, выполнение которых следует оставить за ними в процессе системного проектирования.
Человек превосходит машину в обнаружении слабых сигналов, в восприятии образов, образовании индуктивных умозаключений, формировании понятий и выработке методов познания и преобразования реальности. Машина превосходит человека в быстроте ответа на сигнал, выполнении стереотипных действий, хранении информации в сжатой форме, скорости счета, способности одновременно выполнять ряд операций. Человек уменьшает количество операций, усложняя их, машина упрощает операции, увеличивая их количество. Задача организации взаимодействия человека и машины состоит в рациональном распределении и согласовании функций между ними при сохранении ответственности за человеком. Задача проектирования технических систем заменяется задачей создания человеко-машинных систем, где комплекс средств "гуманитарной автоматики" подстраивает параметры агрегатов для сохранения оператору оптимальной зоны "творческого потенциала". Можно констатировать, что современная интерпретация принципа преимущественных возможностей включает в себя обоснованную защиту приоритета человека.
Ярко выраженное практическое применение принцип преимущественных возможностей находит в системах автоматизированного проектирования. В работе конструктора содержатся как элементы творчества, так и элементы рутинной, "механической" работы, причем удельный вес этих видов работы на разных стадиях и уровнях проектирования различен. При проектировании, например, сложных электронных и механических систем на стадии выработки идеи и основных концепций будущего устройства доля рутинной работы невелика, на первый план выходит процесс творчества. Поэтому использование компьютеров на этом этапе ограничивается лишь отдельными операциями моделирования функциональных схем, проверкой алгоритмов и поиском необходимой для проектирования информации. При проектировании отдельных узлов, логических схем, конструкций устройств для которых характерно использование типовых конструкторских решений и схем, доля рутинных операций заметно возрастает. В этом случае компьютер может быть использован для подготовки некоторых документов проектирования, например, для трассировки печатных плат. В целом для всех видов проектирования характерно использование компьютеров как средства быстрого анализа и расчетной оценки вариантов проектных и конструкторских решений облегчающих процесс приближения к оптимальным решениям а также для получения выходной конструкторской документации.
В перспективе любые производственные функции человека в идеале могут мыслиться как допускающие замену машиной. Однако это не отменяет наличие функций человека как субъекта производства. Развитие автоматизации не устраняет человека, а напротив, делает более значимым его роль в производстве. Человек остается. Развитие автоматизации изменяет существующие сегодня функции человека. Но последний не освобождается от необходимости воспринимать и перерабатывать информацию, принимать решения, ориентироваться на события с малой степенью вероятности, идти на риск и на непрограммируемые поступки. "Во всех технических системах, - пишет Ф.Рапп, - в конечном счете человеческий мозг определяет цели" ( 1, 36). Будущие технические системы смогут решать любые проблемы, но они не смогут их ставить. Постановка проблем - это прерогатива человека.
Отдавая машине выполнение определенных операций, человек разгружает свой мозг от решения алгоритмических задач. Но этим он и вооружает свой мозг для решения более сложных задач. Появляются возможности для решения тех задач, которые не могли быть решены на предшествующих ступенях научно-технического прогресса. Следовательно, возникают новые функции человека, не могущие быть замещенными существующими техническими устройствами что стимулирует дальнейшее развитие техники. Передав блок этих функций технике завтрашнего дня человек создает другие познавательные возможности для решения которых он приобретает иные функции и т.д. Известный российский психолог А.Н.Леонтьев в связи с этим пишет : "Сегодня процессы, недоступные для машины, завтра могут быть формализованы и поручены машине. Но это завтра приносит человеческому мышлению и что-то новое : мышление делает шаг в своем развитии" ( 15 , 178). Подобные же мысли высказывает и К.Ясперс. Любая техническая реализация той или иной идеи имеет свои границы, утверждал он, поскольку остается такой вид труда, который способен выполнить только человек. Он не может быть заменен техникой. Важным фактом является то обстоятельство, что постоянно возникают новые виды труда. Нужно учесть и то, что машины нуждаются в ремонте, заготовке. "Таким образом, - заключает К.Ясперс, - труд просто оттесняется в другие области. Он изменяется, а не устраняется. Где-то остается исконный мучительный труд, заменить который не может никакая техника" ( 4, 125). Не следует также забывать, что человек действует как частица социального организма и поэтому машины не могут отнять у него это "человеческое". Напротив, по мере автоматизации роль человека возрастает. Надо ориентироваться не на вытеснение человека машиной, а на замену машиной тех человеческих функций, выполнение которых в силу определенных психобиологических качеств человека сдерживает реализацию его трудовых возможностей. Использование совокупного потенциала человека и машины обусловливает переход человечества на новую ступень интеллектуального и культурного развития.
Следовательно, в соотношении человека и машины обе эти стороны не являются равноправными партнерами. Ведущим партнером является человек, который придает социальный смысл и ценность автоматизации. Техницисты ратуют только за автоматизацию и компьютеризацию, беспредельное наращивание техники, а всякие другие процессы и интересы считают не заслуживающим никакого внимания. Подобным взглядам с немалой долей иронии возразил американский физик М. Ванштейн : "Это напоминает рассуждения специалиста в узкой области - по туалетам в железнодорожном вагоне. Дело его, конечно, важное и нужное, но вправе ли он считать всех остальных бездельниками ? А вдруг кто-нибудь сядет в поезд вовсе не с той целью, чтобы воспользоваться созданным им техническим шедевром!" ( Цит. по : 16, 140).
Дата добавления: 2016-04-02; просмотров: 803;