Идеи герменевтики и современная эпистемология
Одна из ведущих когнитивных практик - герменевтика, имеющая дело не только с текстами, но и с пониманием как неотъемлемым моментом бытия субъекта, при этом познающий человек предстает не как отражающий, но как интерпретирующий и самоинтерпретирующийся субъект. Оставаясь субъектом познания, он предстает теперь как задающий предметные смыслы, непрерывно понимающий, интерпретирующий, расшифровывающий глубинные смыслы, которые стоят за очевидными, поверхностными смыслами, буквальными значениями. Эта деятельность мышления оказывается не менее значимой, чем обычное накопление знаний, которое она существенно дополняет, поэтому интерпретация должна быть признана фундаментальным феноменом, исследована как способ бытия (онтологически), которое, по Хайдеггеру, существует понимая, а также как способ истолкования текстов, наконец, как общенаучный метод с фиксированными правилами перевода формальных символов и понятий на язык содержательного знания. Между истиной и образованием-становлением субъекта обнаруживается сущностная связь, предполагающая преобразование «Я»
как условие получения доступа к истине и смыслам и преобразование смыслов как следствие становления «Я».
Если познание имеет дело с текстами (соответственно контекстами и подтекстами), символами - языком (естественным и искусственным) в целом, то в современной теории познания, или эпистемологии, необходимо использовать опыт герменевтики, задача которой - понимание, интерпретация текстов, знаковых систем, символов. Поскольку в знании и познавательной деятельности существуют явные и неявные предпосылки, основания - вообще неявные компоненты различного типа, то необходимо в теории познания разработать способы введения таких фундаментальных процедур, как понимание, истолкование, интерпретация, что требует учета опыта герменевтики по их изучению и применению. Известно, что в познавательной деятельности и в формировании знания мы опираемся на смыслополагание или раскрытие уже существующих смыслов, на интерпретацию. Следовательно, мы неизбежно выходим на проблемное поле герменевтики, а субъект предстает как «человек интерпретирующий». Современная теория познания в своем развитии должна обратиться к дологическим, вообще внерефлексивным формам и компонентам, признать необходимость выявления их роли в любом познании. Опыт герменевтики по изучению пред-знания, пред-мнения, пред-рассудков в форме «нерационального априори», «жизненного мира», «повседневного знания», традиций и т. п. оказывается в этом случае наиболее значимым. Если всякое познание осуществляется в общении, диалоге, во взаимодействии «Я и Ты», «Я и Другой», то это, по моему убеждению, предполагает изучение взаимодействия познания и понимания, причем последнего не только как логико-методологической процедуры, но и как «проникновения в другое сознание с помощью внешнего обозначения» (П.Рикёр), поэтому опыт герменевтики оказывается незаменимым.
Традиционная теория познания, следовавшая в своем развитии и функционировании образцам и критериям наиболее развитых естественных наук, в первую очередь физики, по существу, не вводила время, темпоральность в свой понятийный аппарат и имела в виду только пространство-время как формы существования материи. Время, историчность, прошлое, настоящее, будущее были объектом изучения в конкретных областях познания, но гносеология отвлекалась от них. Данный уровень абстракции, в
частности отвлечение от историзма, рассматривался необходимым для теории познания, изучающей объективно истинное, всеобщее и необходимое знание. Соответственно, проблемы чувственного и логического познания, категорий субъекта и объекта, природы истины и другие ставились и решались в теории познания, как правило, без учета времени. Отвлекаясь от признаков, свойств, определяемых временем, стремились «очистить» познание от всех изменяющихся, релятивных моментов. Проблема «познание и время» рассматривалась за пределами собственно теории познания, преимущественно в истории науки, истории философии или в антропологических исследованиях. Изменение отношения к роли времени ставит перед эпистемологией задачу заново освоить это понятие в контексте новых представлений. Конкретный шаг в этом направлении - стремление учесть то, что уже было сделано, в частности, в сферах методологии гуманитарного знания и близкого к нему опыта герменевтики. Это станет новым этапом в развитии общей теории познания.
Главные факторы, породившие новые тенденции в понимании природы, структуры и функций познания, - это подход к знанию в единстве с порождающей его деятельностью субъекта, включение познания в социокультурный контекст и наиболее значимое - гносеологическое осмысление результатов, полученных такими новыми областями знания, как когнитивная психология, когнитивные науки в целом и исследования в области искусственного интеллекта. Однако освоение новых данных конкретных наук требует предварительного рассмотрения базовых положений, принципов и категорий современной неклассической эпистемологии, существенно изменившей их трактовку в классической теории познания.
ЛИТЕРАТУРА
Основная
Касавин И.Т. Миграция. Креативность. Текст. Проблемы неклассической теории познания. СПб., 1999.
Лекторский В.А. Субъект, объект, познание. М., 1980.
Лекторский В.А. Эпистемология классическая и неклассическая. М.. 2000.
Микешина Л.А. Философия познания. Полемические главы. М., 2002.
Микешина Л.А., Опенков М.И. Новые образы познания и реальности. М., 1997.
Никитин Е.П. Исторические судьбы гносеологии // Философские исследования. 1993.№ 1.
Новая философская энциклопедия. Т. I - IV. М., 2001.
Теория познания. В 4 т. М., 1991 - 1992.
Фоллмер Г. Эволюционная теория познания. М., 1998;
Эволюционная эпистемология и логика социальных наук. Карл Поппер и его критики /Отв. ред. В.Н.Садовский. М., 2000.
Дополнительная
Кураев В.И. Теория познания // Русская философия. Словарь. М., 1995. Мамардашвили М.К. Стрела познания. Набросок естественноисторической гносеологии. М., 1996.
Франк С.Л. Реальность и человек. М., 1997. Хайдеггер М. Бытие и время. М., 1997.
Вопросы для самопроверки
В чем заключаются особенности философского учения о познании в отличие от специального научного?
Как вы охарактеризуете общегносеологическую концепцию сенсуалистического типа?
В чем проявляется натурализм в теории познания и почему необходимо его преодоление?
В чем особенности антропологического подхода к познанию?
В чем проявляется культурно-историческая природа познавательной деятельности и как это может быть учтено в теории познания?
Какие идеи и понятия герменевтики значимы для развития познания?
В чем отличие локковской и гегелевской парадигм познания?
В чем состоит недостаточность концепции «теория познания как теория отражения»?
Каковы особенности марксистского понимания социально-исторической обусловленности познавательной деятельности?
Почему в учениях о познании отвлекались от фактора времени?
Дата добавления: 2016-04-02; просмотров: 1253;