Подходы к пониманию культуры.
«Культура» – один из самых неопределенных терминов в научной литературе. Он отличается многозначностью, размытостью очертаний и используется в различных смыслах. В научной литературе существует несколько сотен определений культуры, практически каждый автор дает свое собственное понимание культуры. Множественность определений свидетельствует о многообразии мира культуры. Точнее, существует огромное количество явлений и сфер в жизни, к которым это понятие применимо и применяется.
В обыденной жизни и в обыденном сознании (в мире повседневности) культура предстает как некий образец, на который должно равняться, своего рода стандарт поступков, внутренне присущий каждому человеку. Здесь культура трактуется как нечто, характеризующее свойство человека в сфере социального поведения, включающее в себя тактичность, уважение к другим людям, деликатность, умение себя вести. Она понимается как сознательно применяемая форма регуляции своих действий. Широко распространено отождествление культуры с образованностью. Зачастую термин «культура» сближается с оценочной характеристикой форм внешнего поведения человека, выступает как иное название для соблюдения норм этикета.
В теоретической мысли сущность культуры осмысливается как специфически человеческий образ жизни. Это нашло выражение в латинском слове cultura (возделывание, обработка, улучшение), противостоявшем слову natura (природа). В понятии «культура» нашла выражение идея культуры как сферы развития «человечности», «человеческой природы».
Теоретическая мысль исходит из того, что понятие культуры контекстуально. Под понятием «культура» могут подразумеваться:
- общечеловеческая культура;
- локальные культуры;
- этнические и национальные культуры
- субкультуры – культуры отдельных демографических или социальных групп;
- отдельные компоненты культуры (культура труда, быта, художественная, правовая и т.д.)
- исторические типы культуры, охватывающие целые периоды
- надэтнические культурные общности (христианская, исламская, европейская и т.д.).
Современная культурология, рассматривая культуру как социальное явление, понимает ее в единстве трех неразрывно связанных аспектов: способов социокультурной деятельности человека, результатов этой деятельности и степени развитости личности.
Социокультурная деятельность человека включает в себя экономическую, политическую, художественную, религиозную, научную, нравственную, правовую и др. сферы. Эти виды деятельности присущи всем культурам во все времена.
Результаты социокультурной деятельности (материальные и духовные) выступают как определенные достижения (ценности). Их значение как ценностей культуры определяется интересами, потребностями человека и общества.
Развитие человеческой личности происходит исключительно в результате социокультурной деятельности, в рамках той или иной культуры. Личность выступает одновременно объектом культурного воздействия (усваивает культуру) и субъектом культурного творчества (создает культуру). Иначе говоря, культура создает человека, а человек создает культуру.
Традиционно сложилось несколько исследовательских подходов к явлению культуры:
1) аксиологический – понимает культуру как мир ценностей, совокупность лучших творений человеческого духа. Недостатком его является размытость ценностных критериев, поскольку в разных культура и обществах – разные ценности.
2) антропологический – понимает культуру как специфически человеческое явление, раскрывающее в своих формах родовые свойства человека: разумность, духовность, способность к творческой деятельности.
3) деятельностный – понимает культуру как способ человеческой жизнедеятельности – индивидуальной и общественной. Отражает динамический характер культуры, но не раскрывает ее системности и сущности.
4) семиотический – рассматривает культуру через цели, средства, способы, смыслы и результаты человеческой деятельности, выраженные в артефактах культуры.
Функции культуры
Социальные функции культуры – это функции, которые культура выполняет по отношению к обществу. Основными функциями являются:
1. Нормативная – культура выступает как система норм, определяющих все сферы жизнедеятельности.
2. Информационная – культура как информационная система, отвечающая за сохранение социального опыта.
3. Адаптивная – культура обеспечивает приспособление человека к окружающей среде. Человек является «биологически недостаточным» животным, которое вынуждено для своего выживания создавать искусственную среду. Чем меньше зависимость человека от природы, тем больше его зависимость от культуры.
4. Коммуникативная – культура формирует средства человеческого общения, является условием и результатом общения людей.
5. Интегративная – культура объединяет народы, социальные группы, государство. Любая социальная общность скрепляется своей культурой.
6. Социализации – определяет процесс усвоения индивидом социального опыта, знаний, ценностей, норм.
Литература:
1. Кармин А.С., Новикова Е.С. Культурология. – СПб., 2005. - с. 12-33.
2. Культурология / под ред. Н.Г. Багдасарьян. – М., 1999. - с. 9 – 34
3. Культурологиия /Под ред Г. Драча. – Р-н/Д, 2000.
Дата добавления: 2016-02-16; просмотров: 1412;