Государственный строй в период абсолютизма
· «Звездная палата» - процесс носил инквизиционный характер: пытки, цензура печати;
· «Высокая палата» - непосредственное управление церковью, кроме того, цензура печати;
· Парламент – роль нулевая;
· Королевские секретари – решали наиболее важные дела.
В период расцвета абсолютизма, Англия – это мощная морская держава, первые колонии в Северной Америке, могущественная Ост-индская торговая компания. Это время подъема экономики и культуры. Он связан с Елизаветой Тюдор (1533-1603). Одновременно: огораживания, толпы нищих и бродяг.
Однако абсолютизм не носил завершенного характера: Во-первых, в Англии наряду с сильной королевской властью продолжал существовать парламент. Во-вторых, в Англии продолжало существовать местное самоуправление и отсутствовала централизация и бюрократизация государственного аппарата. Кроме того, в Англии не было крупной постоянной армии.
При Стюартах парламент был низведен до минимума, налоги брали часто и без парламентского согласия, расширились функции Высокой комиссии и Звездной палаты. Это не могло не вызвать противоборства. Оно обострилось во время войны с Испанией и Францией. В итоге война короны и парламента привела к революции.
2. Право. Средневековое право Англии отличалось запутанностью, сложностью и казуистичностью. Основным источником права был обычай. Издавались сборники обычаев с включением норм, законодательно утвержденных государственной властью. Короли издавали по каждому конкретному случаю приказы, на основании которых стороны могли обосновывать свои права. Нормы торговли и канонического права тоже необходимо отнести к источникам средневекового права Англии.
После нормандского завоевания старые англосаксонские обычаи, носившие местный, территориальный характер, продолжали действовать. Но в дальнейшем развитие английской правовой системы пошло по пути преодоления партикуляризма и создания «общего права» для всей страны. Особую роль в этом процессе сыграли разъездные королевские суды. При рассмотрении дел на местах разъездные королевские судьи руководствовались не только законодательными актами королей, но и местными обычаями и практикой местных судов. Они в процессе обобщения судебной практики вырабатывали общие нормы права. Так постепенно из практики разъездных королевских судов сложились единообразные нормы права, так называемое «общее право». Начиная с XIII века, в королевских судах стали составлять протоколы судебных заседаний («свитки тяжб»), которые потом сменили сборники судебных отчетов. Именно в это время зарождается основной принцип «общего права». Решение вышестоящего суда является обязательным при рассмотрении аналогичного дела этим же или нижестоящим судом. Этот принцип стал называться судебным прецедентом.
Начиная с XV века, в Англии формируется так называемое «право справедливости». В случае, если кто-либо не находил защиты своих нарушенных прав в судах «общего права», он обращался к королю за «милостью» разрешить его дело «по совести». С возрастанием таких дел был учрежден суд канцлера («суд справедливости»). Судопроизводство осуществлялось канцлером единолично и в письменной форме. Формально он не руководствовался никакими нормами права, а лишь внутренним убеждением, вместе с тем при вынесении решений использовались принципы канонического и римского права. «Право справедливости» дополняло общее право, восполняло его пробелы.
Источником английского феодального права являлись также статуты, законодательные акты центральной власти. Совокупность заключительных актов короля и актов, принятых совместно королем и парламентом, получила название статутного права.
«Общее право», регулирующее вопросы, связанные с феодальным свободным держанием, выделяло два вида свободных держателей: непосредственно от короля – баронии, которые предоставлялись «головным держателям» и свободные рыцарские держания от «головных держателей». И те и другие в равной мере были вассалами короля.
С точки зрения правомочий собственника выделялись следующие держания: держание, которым можно владеть и распоряжаться, и лишь при отсутствии наследников оно возвращалось сеньору; условные держания; «заповедные» держания – держания, которыми нельзя было распоряжаться и которые переходили по наследству обычно старшему сыну (принцип майората).
Действовал институт доверительной собственности, суть его заключалась в том, что одно лицо передает имущество другому с тем, чтобы получатель управлял имуществом и использовал его в интересах прежнего собственника. Возникновение этого института связано с особенностями феодального землевладения, к числу которых относятся ограничение круга наследников земли и ограничение продажи земли.
В средневековой Англии получило развитие обязательственное право. Еще в англосаксонские времена стали развиваться договорные отношения. Договор, как обязательственное соглашение двух и более сторон, в английском праве отличалось от понятия простого соглашения. Утверждалось, что договор – это соглашение, но не всякое соглашение – договор.
Брачно-семейное право в значительной мере определялось интересами охраны и защиты феодального землевладения. Заключение брака и отношения между супругами регулировались каноническим правом. Запрещалось двоеженство. Семья носила патриархальный характер. Правовой статус замужней женщины был крайне ограничен. Приданое, приносимое женой, поступало в распоряжение мужа. Он мог владеть и пользоваться недвижимым имуществом жены и после смерти жены, если у них были общие дети. В случае бездетности имущество жены после ее смерти возвращалось ее отцу или его наследникам. Жена не имела права заключать договоры, совершать сделки, выступать в суде без согласия мужа.
Англия не знала единой системы наследования. Наследование феодальных держателей происходило на основе майората. Остальное имущество отходило жене, детям и церкви.
Преступления классифицировались на три группы преступлений: тризн (измена), фелония (тяжкое уголовное преступление) и мисдиминор (проступки). Имело место и другая классификация, носившая процессуальный характер: преступления, которые преследовались по обвинительному акту и рассматривались в суде присяжных.
Раньше всего выработалось понятие «фелония» – убийство, поджог, изнасилование, разбой. Основным наказанием за фелонию была смертная казнь.
В XIV веке тризн стал разделяться на «великую измену» – покушение или убийство короля или членов его семьи, изнасилование королевы, дочери короля, жены сына короля, восстание против короля, подделка королевской печати, монеты, ввоз в страну фальшивых денег, убийство канцлера, казначея, королевского судьи. И «малую измену» - убийство слугой господина, женой мужа, мирянином или клириком прелата.
За измену предусматривалась смертная казнь с конфискацией имущества. Все остальные преступления относились к категории мисдиминор, наказание за них не сопровождалось смертной казнью.
Процесс носил открытый характер. В XIII-XIV вв. в Англии укрепляется суд присяжных, как при рассмотрении уголовных, так и гражданских дел.
ГЛАВА X. ГЕРМАНИЯ
1. Государство. Германия как единое государство возникла после распада империи Карла Великого. Первоначально появилось Тевтонское государство. В нем имелось несколько раннефеодальных образований, герцогств. Положение меняется к концу X в. Княжества сплачиваются, наблюдается усиление королевской власти.
Феодализм в Германии имел ряд особенностей. Община-марка здесь оказалась более устойчивой, чем у франков, процесс закрепощения крестьян затянулся. Товарно-денежные отношения не сразу разрушили натуральный характер производства. Сказалось неравномерное экономическое развитие германских земель.
Общественный строй. Все население состояло из трех основных групп: феодалы, горожане (бюргеры) и крестьяне. В первую входили светские и церковные князья – держатели имперских ленов, герцоги, маркграфы – непосредственные вассалы императора, имевшие земли в его домене, а также «свободные господа», бароны. Их вассалами были рыцари. К господствующему сословию принадлежало духовенство.
Города делились на три группы: имперские, княжеские и вольные. Наибольшую по тому времени автономию получили имперские города.
Крестьянство к XIII в. разделилось на две категории – свободное и несвободное. Часть лично свободных земледельцев за держание участков земли платила подати. Крестьяне делились на тех, кто обрабатывал землю феодалов, и холопов, служивших при дворе господ. Феодалы часто заставляли крестьян покупать себе волю. Большая же часть крестьян находилась в зависимом положении.
Медленные темпы развития феодальных отношений задержали формирование капиталистического уклада, появление единого общегерманского рынка. По этим же причинам преодоление раздробленности германских княжеств затянулось на столетие. Немецких королей больше занимали проблемы не внутренней, а внешней политики. Они стремились расширить территорию путем агрессии против соседних стран.
Оттон I, захватив Италию в 962 г. короновался императором и положил начало существованию «Священной Римской империи германской нации». Священной империя называлась потому, что во главе ее, кроме императора, стоял папа римский, первосвященник «святого апостольского престола». Первое время было трудно выяснить, кто из них обладал реальной властью. Называя империю Римской, создатели как бы подчеркивали ее преемственность от Западной римской империи и монархии Карла Великого. Они претендовали на положение властителей Европы. Захватнические притязания папы и императора не соответствовали реальным возможностям, хотя временами международное влияние империи было весьма значительным.
Во второй половине XII в. у монарха Германии появляется новый титул – главы «Священной римской империи». Цель титула – оградить императора от папских притязаний на верховный суверенитет. Если империя священна, то ее глава правит по божественному велению.
Слабость центральной власти – характерная особенность монархии в Германии. Даже в собственных владениях германские императоры должны были учитывать позицию папы, их положение зависело от высшей знати. Порой они вынуждены были заискивать даже перед своими вассалами.
Управление строилось на принципах дворцово-вотчинной системы. Власть на местах осуществляли графы. Со временем они присвоили себе наследственные права. Усиление власти герцогов, графов и епископов привело к децентрализации.
Для решения общеимперских вопросов изредка созывался рейхстаг (съезд). В нем заседали крупные князья (курфюрсты), графы, представители имперских городов, гроссмейстеры рыцарских орденов. Курфюрсты посылали в рейхстаг своих уполномоченных, которые по любому вопросу обязаны были сноситься со своими принципами.
|
Рейхстаг не являлся решающим органом власти. В некоторых княжествах существовали свои двух или трехпалатные ландтаги, в которые кроме дворянства, духовенства и горожан иногда допускались представители свободного крестьянства.
В начале XII в. князья получили право чеканить свою монету, взимать таможенные пошлины, собирать налоги, иметь свой суд, решения которого обжалованию не подлежали. Они могли строить крепости и даже издавать свои законы. Императоры не раз подтверждали государственно-правовую самостоятельность князей. Пользуясь этим, они взимали поборы с городов, в узкокорыстных интересах регламентировали работу рынков, цеховых организаций, стесняли деятельность купцов, запрещали городам иметь свои самоуправляющиеся коммуны, образовывать союзы городов. Все это явилось причиной того, что рост ремесленного производства, городов и торговли не привел к возникновению обще германских рыночных связей.
Крупные светские и духовные землевладельцы стали превращать свои владения в самостоятельные княжества. В зависимости от них оказались мелкие феодалы.
Без совета знати из высших и духовных магнатов император не мог решать сколько-нибудь важные вопросы. Германские императоры зависели и от папства, считались с ним и побаивались его. Политику ограничения императорской власти папы проводили, опираясь на помощь крупных германских магнатов. Германские князья, высшее духовенство, используя благоприятные моменты, стремились заполучить у пап и императоров новые привилегии. Долгое время при вступлении в должность епископу от главы империи вручались кольцо и посох – символы власти. По Вормскому конкордату 1122 г. это право императоры утратили. Восстанавливался канонический порядок замещения церковных должностей.
Вормский конкордат, заключенный между германским императором и папой предусматривал строгое разграничение актов духовной и светской инвеституры. Ранее такие же соглашения были подписаны папой с королями Франции и Англии.
Этот акт лишил императора возможности оказывать давление при замещении церковных должностей, фактически аннулировал зависимость духовенства от королевской власти. Конкордат стал вехой на пути от относительного единства империи к территориальной раздробленности. Германия пошла к политическому упадку, стала отставать в своем развитии от Франции и Англии. Князья подчинили население своей юрисдикции, создали замкнутые территориальные владения. Не встречая сопротивления императора, они сосредоточили в своих руках высшую судебную, административную власть. Сохранялась обязанность обряда папской коронации, что считалось официальным вступлением в права монарха. Малейшая нелояльность императора к князьям могла закончиться его низложением.
Только после длительной борьбы императору Карлу IV удалось несколько оттеснить папу от вмешательства в дела империи. Согласно Золотой булле 1356 г. папы были отстранены от участия в избрании императора. Ватикан от этого немного потерял, так как в избирательную коллегию помимо четырех курфюрстов-избирателей входили три высших епископа. Для избрания и низложения императора требовалось простое большинство голосов. Самое важное в этом документе – признание полной государственной самостоятельности курфюрстов. В своих владениях они стали обладать суверенной властью, получив право верховного суда, монетной и соляной регалии, право вести частные войны. Городам запрещалось создавать союзы против курфюрстов. Все это закрепило феодальную раздробленность.
В XVII в. в германских землях установился абсолютизм, который характеризовался тем, что сложился не в рамках империи, а носил княжеский характер и отличался при этом господством феодалов над буржуазным движением.
Его установление не привело к централизации. Не существовало единых общеимперских законов в области гражданского, уголовного и процессуального права, не было единой монеты.
2. Право. Начиная с XII в. в Германии не существовало «общегерманского права», а было право территориальных образований и городов. Основным источником права Германии, как и во Франции, был обычай. В XIII веке предпринимаются попытки записей этих обычаев. Наиболее известными из этих записей являются «Саксонское зерцало» и «Швабское зерцало».
«Саксонское зерцало» состояло из двух частей. Первая – земское право, регулирующее гражданские, уголовные, процессуальные и государственно-правовые отношения. По нему судилось в судах «графской юрисдикции» все свободное население. Правовой статус человека определялся его сословной принадлежностью. В этот период возникает доктрина «двух мечей»: духовный «лен» (власть) принадлежит папе римскому, а светский – императору. Вторая часть – ленное право. Монарх не мог свободно распоряжаться землями-ленами. Право на владение защищалось особыми исками. Отношение вассалитета регулировал обычай.
Особенностью Германии была преобладающая роль римского права, которое в 1495 году было признано основным источником права империи и рецепцировало в полном объеме. Одним из результатов этой рецепции стало создание кодексов уголовного, гражданского права.
Феодальные поземельные отношения в Германии, так же как и во Франции, регулировались сложной иерархией вассальных связей. Особенностью являлось то, что леном могли быть наделены сразу двое, один человек получал лен во владение, другой право «ожидания», т.е. права получения лена, если его владелец не оставит законного наследника.
В Германии существовали так же аллоды. Правом собственности на землю обладали не только князья и графы, но и часть свободного крестьянства.
Формы зависимого крестьянского держания в Германии были более разнообразные. Лично свободные крестьяне держали землю от феодалов на условиях оплаты в денежной или натуральной форме. Это владение могло быть либо пожизненным, либо наследственным.
Одновременно появляется такой институт собственности как собственность с обременением, когда владелец земли получает возможность свободно отчуждать землю, но всякий новый собственник обязан уплачивать часть дохода с земли первоначальному собственнику, стоящему в начале цепочки.
Влияние римского права сказалось и на обязательственном праве германии. Все заключенные договора должны были носить письменную форму.
Правом юридического лица были наделены городские «корпорации» – совокупности граждан как единого целого. Городское право отличалось особой суровостью в отношении должников.
Заключение брака и взаимоотношения между супругами регулировались каноническим правом. Имущественные отношения характеризовались общностью имущества, находившегося под управлением мужа. Покупка невесты, согласно древнегерманскому обычаю, была заменена уплатой отцу невесты определенной суммы, которая передавалась невесте после заключения брака. Муж должен был дать жене и так называемый «утренний дар», уже после брачной церемонии. Это составляло впоследствии вдовью долю. После смерти мужа жена получала свою «вдовью долю» и так называемую женскую долю – домашнюю утварь, предметы личного пользования и украшения.
При наследовании по ленному праву, лен переходил только к одному сыну, по земскому – право наследования имели все сыновья. Преимущество наследования имели дети мужского пола. Во многих землях дочери имели право только на проживание в родительском доме и получение приданого.
В период раннефеодальной монархии в Германии устанавливается так называемое «кулачное право», санкционирующее право на самозащиту потерпевшего, если этого не мог сделать суд. А фактически – произвол права «сильного».
С XI века начинаются попытки установления «земского мира» и ограничения «кулачного права». К нарушениям «земского мира» стали относить: неподчинение церковным властям, еретичество, месть за обиды, незаконный сбор пошлин, грабеж на большой дороге, фальшивомонетничество, мятеж против империи и т.д.
Первоначально не существовало систематизированного перечня преступных деяний, а все наказания можно было подразделить на: тяжкие - смертная казнь в различных формах; членовредительские и телесные; позорящие.
В 1532 г. было издано уголовное и уголовно-процессуальное уложение Карла V («Каролина»), утвержденная Аугсбургским и Регенсбургским рейхстагами, на основе которого образовалось немецкое уголовное право.
«Каролина» предусматривает довольно многочисленный круг преступлений: государственные (измена, мятеж, нарушение земского мира и др.); против религии (богохульство, колдовство и др.); против личности (убийство, отравление, двоебрачие, нарушение супружеской верности и др.); против собственности (кража, грабеж, поджог и т.д.); преступления против порядка отправления правосудия (лжесвидетельство, лжеприсяга); преступления против порядка торговли (обмер и обвес). Каролина выделяет также покушение на преступление, соучастие, неосторожность, необходимая оборона и т.д.
В основу системы показаний в Каролине положен принцип устрашения. Предусматривались: смертная казнь; членовредительские и телесные наказания; позорящие наказания; изгнание из страны; штраф как основное наказание и дополнительные, сопутствующие тюремным заключениям (терзание раскаленными щипцами, выставление у позорного столба, волочение к месту казни и прочие). Выделялись смягчающие и отягчающие вину обстоятельства. К исключающим вину относились отсутствие умысла, малолетний возраст (до 14 лет), исполнение служебного долга. К отягчающим относились характер причиненного вреда, преступления против особ высшего положения, повторное преступление (рецидив).
|
Процесс по Каролине делился на две стадии: предварительное расследование и судебное разбирательство.
Потерпевший или другой истец мог предъявить уголовный иск, а обвиняемый – оспорить и доказать его несостоятельность. Сторонам давалось право представлять документы и свидетельские показания, пользоваться услугами юристов. Если обвинение не подтверждалось, истец должен был «возместить ущерб, бесчестье и оплатить судебные издержки».
Обвинение было возможно и от лица государства судьей. В таких случаях следствие велось по инициативе суда, и не было ограничено сроками. Для получения признания применялась пытка. Свидетельские показания считались полными, если были даны не менее, чем двумя свидетелями.
|
Стадии дознания
«Каролина» не являлась «общегерманским» правом. За каждым территориальным образованием было сохранено ее особое уголовное право. «Каролина» предназначалась для восполнения пробелов в местных законах.
ГЛАВА XI. АРАБСКИЙ ХАЛИФАТ
1. Государство.В VII веке у арабских племен, центром расселения которых являлся Аравийский полуостров, началось разложение родоплеменного строя. Кочевники-бедуины делились на множество племен и родов. Племя сообща владело пастбищами, но стада уже принадлежали отдельным семьям. Из-за лучших пастбищ часто происходили столкновения между племенами. Ожесточенные схватки вызывал и обычай кровной мести: за убийство или оскорбление родича мстил весь род. Каждое племя поклонялось своим божествам, а это еще более усиливало рознь среди арабов.
Во главе племен стояли вожди. Они руководили воинами во время набегов, выбирали места для кочевья, судили родичей. Знатные бедуины владели большими стадами скота. На вождей и их близких родственников работали рабы из пленников: рыли в оазисах колодцы и каналы для орошения полей, в степях пасли стада. В каждом племени было много бедняков, вынужденных работать на своих богатых родичей.
В результате разложения первобытнообщинного строя, вожди племен (шейхи) и старейшины (саиды) захватили оазисы, основной скот. К началу VII века родовой строй у арабов пришел в упадок. Объедение арабов было ускорено борьбой с внешними врагами. В конце VI века Иран захватил южную часть Аравии, а позднее Византия укрепилась на севере полуострова. Знать стремилась объединить арабские племена, чтобы укрепить свою власть над бедняками и начать завоевания соседних стран.
Объединению арабов способствовала также новая религия – Ислам. Основатель ислама – житель Мекки Мухаммед (в Европе его называли Магомет), по преданию, рано остался сиротой. Он сопровождал в путешествиях торговые караваны, позднее стал купцом.
Мухаммед утверждал, что нет других богов, кроме всемогущего единого бога – аллаха, а себя называл «посланником бога» – его пророком. Он призывал арабов прекратить вражду и объединяться, приняв одну веру. Все, кто принимал новую религию, называли себя мусульманами, то есть «покорными богу».
Ислам предписывал верующим без рассуждения подчиняться властям, которые будто бы поставлены на землю богом. Коран оправдывает неравенство. В нем сказано: «не засматривайся очами твоими на те богатства, которыми мы наделяем некоторые семьи». Как бы тяжело ни жилось бедняку, он должен терпеть и молиться. Покорным ислам обещает сытую и веселую жизнь в раю. Тем самым ислам сдерживал социальный протест против правящих режимов, являлся его опорой.
В целом Мухаммед утверждал, что все арабы - одна народность (независимо от племени), глава арабов пророк – посланник бога на земле, условие вхождения в новую общность – признание новой религии и строе выполнение ее предписаний. Он преследовал цель: создание нового порядка, исключающего межплеменную рознь. Около 630 года большинство арабских племен приняло ислам и признало власть Мухаммеда. Сопротивление непокорных было подавлено посланными против них отрядами. Мекка превратилась в центр мусульманской религии, «священный город» мусульман.
Смерть Мухаммеда поставила вопрос о его преемниках на посту верховного главы мусульман. К этому времени его ближайшие родственники и сподвижники консолидировались в привилегированную группу. Из ее среды и стали выбирать новых вождей мусульман - халифов (или «заместителей» пророка).
При первых халифах многочисленные отряды арабов вышли за пределы Аравийского полуострова. Они двигались на верблюдах, лошадях и пешком. Главную силу их войска составляла стремительная, легкая конница.
Арабы лавиной обрушились на Византию и Иран. Эти страны были истощены длительной войной друг с другом. Население, страдавшее от военных действий и тяжелых налогов, не оказало арабам сильного сопротивления. Многие города сдавались завоевателям без боя. В короткий срок арабы захватили богатейшие византийские провинции – Сирию и Египет и завоевали огромное Иранское царство. Арабское войско несколько раз осаждало Константинополь, но взять его не смогло.
В начале VIII века арабы покорили Северную Африку. В 711 году они переправились через Гибралтарский пролив на Пиренейский полуостров, где находилось ослабевшее государство вестготов. За несколько лет арабы завоевали почти всю Испанию. Затем арабская конница перешла через Пиренеи и напала на королевство франков. Но в бою у города Пуатье в 732 году франки (Карл Мартел) нанесли арабам поражение и отбросили их на юг.
На востоке арабы встретили упорное сопротивление народов Закавказья и Средней Азии. Походы в эти страны долго не приносили успеха завоевателям. Но затем многие местные феодалы перешли на сторону арабов и помогли им в борьбе против своих народов. Продвигаясь дальше на восток, арабы проникли в Северо-Западную Индию.
Так в течение VII и первой половины VIII века образовалось огромное государство арабов – Арабский халифат. Владения халифата раскинулись от берегов Атлантического океана до границ Индии и Китая. Столицей государства стал Дамаск. Особенность: нет деления на привилегированные классы и сохранились сильные остатки первобытнообщинного строя.
Государственный строй Арабского Халифата был достаточно централизованным. Этому во многом способствовала концентрация в руках главы государства значительной части земельного фонда страны. Высшая власть: духовная (имамат) и светская (эмират) - находились в руках Халифа. Арабское государство приобрело формы централизованной теократической монархии. Власть халифа в принципе признавалась неограниченной. В действительности же, он должен был считаться с крупнейшими феодалами страны, которые нередко организовывали дворцовые перевороты, свергали неугодных им правителей. Центральными органами государственного управления являлись следующие ведомства (диваны):
- Диван-ал-Джунд, ведавший оснащением и вооружением войска;
- Диван-ал-Харадж, контролировавший деятельность центральных финансовых органов, занятых учетом налоговых и иных поступлений в казну.
- Диван-ал-Барид – управление дорог и почты, руководившее также строительством дорог, колодцев и т.д. Это ведомство осуществляло и тайное наблюдение за деятельностью и политическим настроением местных властей и населения.
Высшие чины ведомств назначались халифом и были непосредственно перед ним ответственны. Среди них первое место принадлежало визиру (или визирю). Опираясь на поддержку знати, визиры постепенно сосредоточили в своих руках управление.
Территория Халифата делилась на провинции, обычно создававшихся в границах покоренных государств или областей. Управляли ими, как правило, военные наместники – эмиры, ответственные только перед халифом. В их ведении находились вооруженные силы. Специальные отряды наемников, возглавляемые мутасибами, несли полицейскую службу. Эмирам подчинялся местный аппарат, административно-финансовое управление.
Огромный Арабский Халифат был непрочным государством. Восстания покоренных народов подтачивали его силы. Раскол Халифата на отдельные независимые государства стал вопросом времени. Во второй половине VIII века отпал Кордовский эмират в Испании. Затем наступила очередь Туниса и Марокко. В середине IX века отделился Египет. Халиф сохранил власть над частью Месопотамии и Аравии
2. Право. Одновременно с возникновением Халифата формировалось и его право – шариат ( шариа – с арабского – «надлежащий путь»). В первый период Халифата право и религия сливались воедино. Его основными источниками явились:
Коран – главная священная книга Ислама. Содержащиеся в нем предписания носят характер религиозно-моральных направляющих установок.
Сунна – сборники преданий (хадисов) о поступках и изречениях Мухаммеда, изложенных его сподвижниками. Содержат в значительной своей части предписания относительно семейно-наследственного и судебного права.
Иджма – решения, вынесенные авторитетными мусульманскими правоведами по вопросам, не затронутым в вышеназванных источниках и впоследствии получившие признание выдающихся правоведов-теологов.
Фетва – письменное заключение высших религиозных авторитетов по решениям светских властей относительно отдельных вопросов общественной жизни.
В последующее время, по мере распространения Ислама появились и другие источники права: указы и распоряжения халифов, местные обычаи, не противоречащие Исламу и некоторые др.
В системе мусульманского права правовые, религиозные и этические нормы не отделялись друг от друга, составляя все вместе единый комплекс. При этом шариат требует скорее уважения буквы, чем духа Закона, внешние обстоятельства имеют большее значение для рассматривающего дело судьи, нежели мотивы действия. Отсюда проистекают два различных следствия – правовой формализм, с одной стороны, и широкая свобода усмотрения – с другой.
В праве времен Халифата получили некоторое развитие и нормы, регулирующие отношения собственности. Подтверждая государственную собственность на землю, шариат предоставляет главе государства право наделять землей отдельных лиц, но только на праве владения и с обязательной уплаты подати. Землевладельцу разрешалось при этом сдавать землю непосредственному производителю – крестьянину. Со второй половины VIII в. появилось условное землевладение, родственное западноевропейскому бенефицию. Было положено начало формированию основных правовых земельных статусов. Это: Хиджаз – земли, где по преданию жил Мухаммед и для которых был установлен особый правовой режим; Вакуф – земли, переданные мечетям, мусульманским школам и другим организациям на религиозные и благотворительные цели, они освобождались от налогов и считались неотчуждаемыми; Мульк – земли, которые по характеру правомочий их обладателей, могут быть отождествлены с частнособственническими; Икта – временные пожалования земли, вместе с проживавшим на ней крестьянским населением, за службу.
Договорное право еще не сложилось в полном его объеме, но в подходе к решению ряда конкретных споров определялись некоторые важные принципы: запрещение обращать должников в рабство, осуждение ростовщичества.
Система обязательств мусульманского права отличается большой разработанностью. Обязательства из договоров распадаются на две группы. Решающим моментом, отграничивающим одну группу договоров от другой, являлось наличие или отсутствие обязанности передать вещь, являющуюся предметом сделки. К первой группе договоров, связанной с передачей вещи, относятся договоры мены, займа, найма имущества, купли-продажи. Ко второй группе относятся договоры товарищества, поклажи, поручения.
Своеобразие мусульманского права выражалось в праве, согласно которому риск случайной гибели вещи лежит на продавце, а также в сравнительно облегченном порядке расторжения договора.
Мусульманское право изначально исходило из того, что деятельность людей в конечном итоге определяется «божественным откровением», но это не исключает возможности человека самому выбирать и находить должную направленность своих поступков. Соответственно отказ от надлежащего поведения рассматривается не только как юридическое нарушение, но и религиозный грех, влекущий высшее возмездие. Действия каждого лица определяются как строго обязательные, желательные, разрешаемые, нежелательные, но ненаказуемые, запрещенные и строго наказуемые.
По сущности посягательства на них, а также характеру наказания все преступления сводились к трем видам.
Во-первых, преступления, направленные против основ религии и государства, за которые следуют точно определенные наказания – хадд. К ним относились, прежде всего, вероотступничество и богохульство, наказывавшиеся смертной казнью. Смертной казнью наказывались все выступления против государственной власти.
Во-вторых, преступления против отдельных лиц, за которые также назначены определенные санкции. Среди преступлений против отдельных лиц наибольшее внимание право уделяет умышленному убийству. Наказание могло быть альтернативным. Предлагалось родственникам убитого выбрать одно из трех: смертную казнь, прощение убийцы, принятие выкупа за кровь (дийа). Размеры выкупа обычно приравнивались к стоимости 100 верблюдов. Учитывалась субъективная сторона преступления. Лицо, совершившее неумышленное убийство, платило выкуп и несло религиозное искупление.
В-третьих, правонарушения, включая и преступления, наказание по которым строго не установлены. Право выбора наказания (тазир) представлено суду.
Первоначально Мухаммед, а затем и назначаемые им управители отдельных областей лично рассматривали судебные дела. Судебная власть стала считаться важнейшей прерогативой правителя любого ранга. Впоследствии право вершить суд делегировалось знатокам шариата, составивших вскоре влиятельную группу профессиональных судей – кадиев.
Основными чертами судопроизводства было: непрерывность судебного процесса, единоличное решение судебных споров, отсутствие принципиальных различий в процедуре рассмотрения гражданских и уголовных дел. Кроме судебных правомочий, кади осуществлял надзор за распределением наследства, установлением опеки и др.
* * *
В средние века наиболее распространенной формой государства стала монархия. Можно отметить несколько ее форм. Во-первых, раннефеодальная монархия (V-IХ вв.). Она характерна для периода становления феодальной собственности, когда формирующийся класс феодалов группируется около укрепившейся власти короля. В это время складываются первые относительно крупные феодальные государства.
Во-вторых, сеньориальная монархия (X-XIII вв.). В этот период наблюдается расцвет феодального способа производства и натурального хозяйства, что повлекло за собой феодальную раздробленность, сопровождающуюся переходом власти от короля к отдельным феодалам и организацию государственной власти на основе вассальных связей.
В-третьих, сословно-представительная монархия (XIV-XV вв.). Для этого периода характерен процесс централизации государства и возникновения сильной королевской власти, начало функционирования сословно представительных органов.
В-четвертых, абсолютная монархия (XVI-XVII вв). Она характеризуется сосредоточением всей полноты государственной власти, в том числе законодательных, исполнительных, судебных функций в руках короля; созданием профессиональной армии и бюрократического государственного аппарата, что обеспечивает ему прямое управление и контроль за страной.
С развитием феодальной государственности шел процесс становления феодального права. Можно выделить следующие характерные черты феодального права. Во-первых, основное место в феодальном праве занимают нормы, регулирующие поземельные отношения и нормы, обеспечивающие внеэкономическое принуждение. Во-вторых, феодальное право в значительной степени закрепило неравенство различных сословий. В-третьих, в феодальном праве не было деления на отрасли права. Существовало деление на ленное право, церковное право, городское право и т.д., что объясняется его сословным принципом. В-четвертых, огромное влияние на феодальное право оказали церковные нормы, нередко превращавшиеся сами в нормы права. В пятых, отсутствие единого права на всей территории государства и господство права, основанного на местных обычаях.
* * *
Развитие государства и права в средине века у народов мира происходило неравномерно. В то время как в странах Европы складывались единые централизованные государства и устанавливались монархии, происходило формирование кодифицированного права, во внеевропейском мире население за немногим исключением жило по-прежнему в условиях начальных форм феодальных общественных и государственных институтов. У многих народов сохранялся первобытнообщинный строй.
[1] Батыр К.И. Всеобщая история государства и права. - М., 1998. - С.180.
Дата добавления: 2016-04-02; просмотров: 903;