Приобретение права собственности. Право собственности может быть приобретено в силу юридических фактов, с которыми закон связывает его возникновение
Право собственности может быть приобретено в силу юридических фактов, с которыми закон связывает его возникновение. Эти юридические факты именуются основаниями или способами приобретения права собственности. Основания приобретения права собственности делят на первоначальные и производные.
Первоначальными считаются такие, при которых право собственности возникает либо на вещь, ранее никому не принадлежавшую, либо независимо от воли предшествующего собственника. Установление права собственности на вещь, объем правомочий и обязанностей собственника определяется в этих случаях предписаниями закона.
Производными считаются основания, при которых объем прав и обязанностей приобретателя собственности зависит от воли и права предшественника.
Рассмотрим сначала общие черты производных способов приобретения права собственности.
Приобретение права собственности имеет место здесь в силу договора, по праву наследования, либо в связи с реорганизацией или прекращением юридического лица. Наиболее распространенными договорами, реализующими переход права собственности, выступают купля-продажа, мена, дарение. Право собственности возникает во всех этих случаях в результате перехода его от одного лица к другому; такой переход именуют правопреемством. Правопреемство (преемство в праве) всегда предполагает, что право собственности преемника опирается на право, которое имел предшественник.
От перехода права собственности на вещь необходимо отличать передачу вещи. Таковой признается вручение вещи приобретателю. К передаче вещи кодекс приравнивает также сдачу вещи перевозчику для отправки ее приобретателю (п. 1 ст. 224 ГК РФ). Правовое значение акта передачи обусловлено зафиксированным в кодексе правилом, согласно которому право собственности у приобретателя вещи по договору возникает с момента ее передачи (п. 1 ст. 223 ГК РФ). Однако это правило диспозитивно: стороны могут предусмотреть в договоре иной момент перехода права собственности. Другими словами, передача вещи не обязательно совпадает во времени с переходом права собственности на нее. Нередки случаи, когда право собственности переходит на приобретателя ранее фактической передачи.
С другой стороны, передачей вещи может считаться не только ее фактическое вручение приобретателю, но и вручение вместо нее определенных документов, например коносамента при морской перевозке грузов. Коносамент и некоторые иные документы именуются товарораспорядительными, они позволяют передавать вещи, право на получение которых они подтверждают, не с момента фактического получения такой вещи, а с момента передачи самого документа.
К числу первоначальных способов приобретения права собственности кодекс относит:
находку;
изготовление новой вещи;
отделение плодов;
переработку;
сбор общедоступных вещей;
обнаружение клада;
приобретательную давность.
Находка. Находка - это обнаружение вещи, собственник которой неизвестен.
Находить можно вещи брошенные или потерянные. Разница состоит в том, что лишь утерянная вещь имеет хозяина. Понятие находки, закрепленное в ст. 227 ГК РФ, исходит из того, что она может иметь место лишь в отношении утерянной, а не бесхозяйной (заброшенной) вещи.
Находка относится к категории так назывемых юридических поступков, т.е. действий, не направленных на достижение данного результата (находчик не ставил целью обнаружения именно той вещи, которую он обнаружил, либо не задавался целью обнаружения вообще).
Кодекс 1994 г. установил новые, по сравнению с ГК 1964 г., правила касательно находки и приобретения на нее права собственности. Наличие хозяина у найденной вещи обязывает находчика принять меры по возвращению ее собственнику или лицу, ее потерявшему.
К числу этих мер кодекс относит:
немедленное уведомление о находке собственника или лица, потерявшего вещь, или любых иных известных нашедшему лиц, имеющих право получить найденную вещь;
возвращение вышеуказанным лицам найденной вещи. Хранение найденной вещи осуществляет находчик, если он не сдал ее на хранение в милицию, орган местного самоуправления или указанному ими лицу.
Ответственность находчика за утрату или повреждение найденной вещи ограничена пределами стоимости вещи, и наступает лишь в случае умысла или грубой неосторожности с его стороны. Если издержки на хранение вещи превышают ее стоимость либо если она представляет собой скоропортящийся продукт, он вправе продать ее (реализовать), сохранив при этом письменные доказательства суммы полученной выручки. Последняя подлежит возврату лицу, управомоченному на получение найденной вещи.
Однако при определенных условиях находчик может приобрести на нее право собственности. Это возможно в том случае, когда по истечении шести месяцев с момента заявления о находке в милицию или орган местного самоуправления осталось неустановленным лицо, управомоченное на получение вещи. При отказе находчика от права собственности на найденную вещь она поступает в муниципальную собственность.
Находка может повлечь для находчика определенные расходы, например, связанные с хранением вещи, ее реализацией, установлением лица, управомоченного на ее получение, и т.п. Если он, понеся эти расходы, возвратил вещь, то вправе требовать их возмещения от того, кому она была возвращена (в соответствующих случаях - от органа местного самоуправления).
Возмещению подлежат не любые фактические понесенные находчиком расходы, а лишь считающиеся необходимыми (п. 1 ст. 229). Указание на необходимые расходы сделано законодателем для того, чтобы исключить возмещение той их части, которая является излишней или чрезмерной.
Помимо возмещения расходов находчику полагается вознаграждение за находку. Право на получение такого вознаграждения возникает лишь у того, кто надлежащим образом заявил о находке. Находчик, не сделавший заявления или пытавшийся утаить найденное, права на вознаграждение не имеет. Размер вознаграждения может составлять, согласно ст. 229 ГК РФ, до 20% от стоимости вещи. Конкретный объем возмещения расходов, связанных с находкой, и размер вознаграждения за нее определяется по соглашению сторон, а при возникновении спора - судом.
Если вещь найдена в помещении или в транспорте, нашедший обязан сдать ее тому, кто представляет владельца помещения или транспортного средства. После сдачи вещи принявшее ее лицо приобретает права и несет обязанности, предусмотренные законом для того, кто находит вещь. В частности, оно обязано принять меры по обнаружению лица, утратившего вещь, а если это оказывается невозможным, - заявить о находке в милицию или в орган местного самоуправления.
Вопрос о том, распространяются ли правила о находке на лиц, для которых обнаружение потерянных вещей входит в их служебные обязанности, решен в кодексе положительно. Содержание п. 1 ст. 227 ГК РФ позволяет предположить, что именно такие лица имеются в виду, когда говорится о вещах, найденных в помещении или на транспорте, хотя прямо об их обязанности обнаруживать потерянные вещи здесь и не упоминается. Подчеркивается лишь, что с момента сдачи им найденной вещи они приобретают права и обязанности лица, нашедшего вещь.
К правилам о находке весьма близки положения кодекса о приобретении права собственности на безнадзорных животных (ст.ст. 230-232).
Кодекс имеет в виду лишь домашних животных, так как только они могут оказаться безнадзорными, и обязывает лицо, задержавшее безнадзорных или пригульных животных, заявить об их обнаружении с соблюдением порядка, аналогичного тому, что установлен для лиц, нашедших утерянную вещь. Аналогично регламентируется и вопрос о приобретении права собственности на таких животных.
В числе имеющихся отличий заслуживает упоминания обязанность воздерживаться от жестокого или ненадлежащего обращения с ними. Нарушение этой обязанности позволяет собственнику искать их возвращения даже по истечении шестимесячного срока, необходимого для приобретения права собственности. Более того, истребование животных, перешедших в установленном порядке в собственность задержавшего их лица, допускается и при отсутствии жестокого обращения с ними, если животное демонстрирует сохранение привязанности к явившемуся прежнему хозяину (п. 2 ст. 231).
Клад. В словаре В.И. Даля клад определяется как деньги, зарытые в землю. Такое же понятие давалось и в дореволюционном гражданском законодательстве России: "Клад (зарытое в земле сокровище) принадлежит владельцу земли" (ч.1 ст. 430 т. Х). Однако клад может находиться не только в земле, но и в других местах - в стене дома, за холстом картины и т.п.
Определение клада, содержавшееся в ГК РСФСР 1964 г., перешло без особых изменений в новый кодекс; оно не сводилось лишь к сокрытому в земле, а распространялось и на деньги, и на прочие ценные предметы, как зарытые в земле, так и скрытые другим способом.
Достоинство этого определения заключается не только в том, что оно охватывает любые способы упрятывания ценностей, но и в том, что оно подчеркивает особенности клада:
в отличие от находки кладом считается ценность, намеренно спрятанная, а не выбывшая из владения собственника помимо его воли;
клад - это имущество, собственник которого не может быть установлен (или в силу закона утратил на него право).
Однако, сохранив прежнее определение клада, ГК РФ принципиально изменил подход к установлению последствий его обнаружения. Вместо безусловной обязанности обнаружившего клад лица сдать его финансовым органам государства п. 1 ст. 233 указывает, что клад поступает в собственность: лица, которому принадлежит имущество, в пределах которого находился клад, и, в равной доли, лица, которое обнаружило клад.
Такое правило диспозитивно. По соглашению между названными лицами соотношение долей может быть изменено. В ГК РФ нашло отражение существовавшее в дореволюционном русском праве положение о недопустимости вести поиски клада на чужой земле: если раскопки или поиски ценностей велись без согласия собственника имущества, где был сокрыт клад, то он целиком подлежит передаче последнему (п. 1 ст. 233). (Положения ч. 1 т. Х Свода законов Российской империи применялись не на всей территории страны; для губерний Черниговской и Полтавской, например, действовали иные нормы, и обнаружение клада на чужой земле без согласия собственника не исключало признания за отыскавшим права на половину найденного, при условии, что обнаружение клада произошло случайно.)
В то же время в ГК РФ 1994 г. сохранено, в виде исключения, положение о поступлении клада в собственность государства. Оно действует применительно к обнаружению ценностей, относящихся к памятникам истории и культуры. При этом тому, кто обнаружил клад, и собственнику соответствующего имущества полагается 50% вознаграждение от стоимости клада, распределяемое между ними в равных долях, если иное соотношение они не установят по соглашению между собой.
.
Приобретательная давность. В число первоначальных способов приобретения права собственности входит также приобретательная давность. Применение этого способа тесно связано с институтом владения (ст. 234 ГК РФ).
Понятие приобретательной давности можно определить как способ приобретения права собственности на движимое или недвижимое имущество посредством открытого, добросовестного и непрерывного владения им как своим в течение установленного законом срока.
Срок такого владения для недвижимого имущества составляет 15 лет, для движимого - 5 лет. Действие положений ст. 324 ГК РФ распространяется на всякое владение, которое осуществляется к моменту введения в действие первой части ГК - 1 января 1995 г., в том числе такое, которое началось до этой даты, но продолжалось к моменту ее наступления, независимо от начала его осуществления.
В срок приобретательной давности, истечение которого позволяет лицу приобрести право собственности на имущество, включается также время, в течение которого данным имуществом открыто, добросовестно и непрерывно владел его предшественник, по отношению к которому лицо выступает правопреемником (п. З ст. 234 ГК РФ). Так, если у наследодателя к моменту его смерти четырнадцатый год находилось во владении какое-либо недвижимое имущество, то его наследнику достаточно продолжить такое же владение в течение одного года, чтобы приобрести на него право собственности по нормам о приобретательной давности.
В течение срока приобретательной давности не включается время, составляющее срок исковой давности для требований, которыми владение могло бы быть прекращено (т.е., для виндикационных требований).
Основное назначение института приобретательной давности во всех странах, где он применяется, состоит в стабилизации фактически сложившихся в течение достаточно продолжительного времени имущественных отношений. Законодатель при этом не исключает того, что следствием задавнивания может оказаться утрата собственником своего права в пользу несобственника. Однако интересы общей стабильности признаются и выше интересов частного лица, не осуществляющего владения и не заявляющего своих прав на него в течение продолжительного времени.
Действие норм о приобретательной давности ослабляется для недвижимых имуществ правилами об их обязательной государственной регистрации. При такой регистрации может быть проверено правовое основание сделок по поводу недвижимости.
Дата добавления: 2016-04-02; просмотров: 1006;