ИСКУССТВО 6-7 ВЕКОВ («ЮСТИНИАНОВСКИЙ ПЕРИОД»).
ИСКУССТВО ВИЗАНТИИ
Итак, в 4 веке Римская империя распалась на две самостоятельные части - Западную и Восточную.
Столицей Восточной части стал Константинополь. Это был город, основанный императором Константином на месте прежней колонии Византии.
Византия сумела устоять во всяческих бурях 5 века и сохранилась после падения Рима как «империя ромеев».
В 6 веке, при императоре Юстиниане, она занимала обширную территорию, даже была ненадолго отвоевана Италия. По сравнению со своими соседями, примитивными варварскими государствами, Византия была величественной и блестящей страной, со сложным аппаратом государственного управления и высокоразвитой дипломатией.
Переход от рабовладения к феодализму в Византии происходил постепенно, без резких катаклизмов.
Свой международный престиж Византия поддерживала не только военными мерами, но и дипломатическими хитростями – византийские дипломаты всячески лавировали, подкупали, действовали по принципу «разделяй и властвуй». Ну и, конечно, главным побеждающим аргументом было величие и импозантность.
Внушительный облик Константинополя, его могучий флот, великолепные архитектурные сооружения, ослепительно-пышный придворный церемониал и церковная служба – все это действовало неотразимо.
Был такой остготский король Атанарих, так вот, когда он посетил Константинополь, он сказал: «Без сомнения, император есть земной бог, и кто осмеливается на него подняться, сам будет виновен в пролитии собственной крови».
Поскольку варварские нашествия почти не затронули Византию (в отличие от Западной Европы), то в Византии сохранились античные формы быта и хозяйственного уклада, которые уже исчезли к тому времени на Западе.
В Византии развивались города с оживленной торговлей и ремеслами.
Также от Римской империи была унаследована форма централизованного государства.
Императорская власть опиралась на строгую иерархию чиновничества и на авторитет церкви.
Т.е. на заре Средневековья Византия оставалась единственной хранительницей эллинистических и римских культурных традиций.
Византийские города – Константинополь, Александрия, Антиохия, Эфес – по своему облику оставались еще эллинистическими городами. В Константинополь было привезено очень много античных статуй.
В 425 году там был основан университет, в него стекались знаменитые ученые из всех стран. Они собирали древние рукописи, изучали классиков. Именно византийские переписчики сохранили для нас произведения Гомера, Софокла, Эсхила.
Греческий язык оставался в Византии разговорным языком.
Античная традиция сильно проявлялась и в искусстве. Художники сохраняли привязанность к идеальному образу человека. В центре внимания византийского художника, как и в античности, стоял человек (в отлич. от зап. Средневековья). Только в Византии человек был воплощен в образе христианского бога и святых. Но в изображении сохранились правильные пропорции фигуры, точный рисунок. Хотя, конечно, в византийских произведениях не могли не отразиться и новые представления о мире и человеке, но не в такой степени, как на Западе.
Да и потом, позднеантичное искусство тоже отошло от своих классических греческих основ. Оно испытывало воздействие всяких восточных культов, элементов культуры Сирии, Египта, Ирана, разных мистических учений, и даже христианства.
Это наследие поздней античности Византия, в свою очередь, преобразовала, а кое-что внесли и варвары – их воздействие усилилось начиная уже с 4-5 века.
Т.о. в византийской художественной культуре слиты 2 начала: пышная такая зрелищность и утонченная мистика. Художественные образы византийские очень сложные и многогранные, т.к. византийские мастера осознавали уже сложность мира, в котором они жили – варварство, феодализм и т.д.
Поскольку божество в Византии представлялось не только в виде удаленного от мира творца, но и в образе Христа, который сохранял внешний облик человека, то византийское искусство, как и античное, много изображало человека. Но языческое искусство - оно так наивно обоготворяло человека, а византийское больше думает о его душе, пытается как бы возвысить его чувства, какие-то нравственные качества (естественно, религия-то христианская).
Для византийского искусства характерна такая особенная пассивная созерцательность – она как бы открывала путь к познанию бога и к гармонии. Поэтому в изобразительном искусстве Византии такие неподвижные, сосредоточенные образы.
Кроме этого, византийское искусство очень поэтическое – это от античности, точнее, от греков. И психологизм тоже от греков – византийцы научились замечательно раскрывать тончайшие оттенки человеческих чувств.
Поскольку византийский император совмещал светскую и религиозную власть, то искусство было обращено ко всем подданным и играло важную воспитательную роль – оно должно было воспитывать в духе покорности, наставлять в вере.
Лучшие произведения византийского искусства были созданы константинопольской школой, у которой был очень высокий уровень мастерства.
Многообразие направлений в искусстве исключалось, но оппозиционные к официальному искусству течения в местных школах продолжали существовать, иногда даже некоторые восточные школы оказывали воздействие на официальное искусство.
Периодизация византийского искусства может сильно отличаться у разных авторов.
Я вам предлагаю наиболее подробное деление на периоды, которое сделал В.Н. Лазарев в своей книге «История византийской живописи». Эта периодизация принята большинством исследователей.
Выглядит это вот таким образом:
ИСКУССТВО 4-5 ВЕКОВ. (т.е. совпадает с ранним христианством).
ИСКУССТВО 6-7 ВЕКОВ («ЮСТИНИАНОВСКИЙ ПЕРИОД»).
ИСКУССТВО ВРЕМЕНИ ИКОНОБОРЧЕСТВА (726-843 гг.).
Дата добавления: 2016-04-02; просмотров: 1622;