Всего же более убогих не забывайте, но по мере сил кормите их. Си- роту и вдову сами на суде по правде судите; не дайте их сильным в
Обиду.
Ни правого, ни виноватого не убивайте и не позволяйте убивать, хотя бы заслуживал смерти; не губите никакой христианской души.
Когда речь ведете о чем, не клянитесь Богом, не креститесь, нет в
этом никакой нужды. Если же придется вам крест целовать (давать клятву), то подумайте сначала хорошенько, можете ли сдержать клятву; а поклявшись, держитесь клятвы … .
Епископов, попов и игуменов почитайте, принимайте от них благо- словение. Любите их и по мере сил заботьтесь о них, чтобы они мо-
Лились о вас.
Более же всего не имейте гордости ни в сердце вашем, ни в уме: мы все смертны – сегодня живы, а завтра в гробу. Все, что дал нам Бог,
не наше, а поручено нам на короткое время … .
В дому своем не ленитесь, но за всем присматривайте сами… На войне не ленитесь, не надейтесь на воевод ваших, не предавайтесь ни питью, ни еде, ни спанью … .
Куда приедете, где остановитесь, напоите, накормите бедного. Бо-
лее всего чтите гостя, откуда ни пришел бы он, простой ли человек, или знатный, или посол … .
Что знаете полезного, не забывайте, а чего не знаете, тому учи-
тесь … ».
История педагогики в России: Хрестоматия
/ Сост. С.Ф. Егоров. - М., 1999. - С.34-38.
4. Согласны ли вы с утверждением, что Киевская Русь не уступала по уровню образованности Центральной и Западной Европе? Обоснуйте свое мнение.
5. Проанализируйте приведенную ниже выдержку из постановления
«Стоглавого собора» (1551 г.). Чем было вызвано решение о созда- нии в стране «училищ книжных»?
«Глава 35.О дьяцех, хотящих в дьяконы и в попы ставитися. О став- леникех хотящих в дьяконы и в попы ставитися, а грамоте мало уме- ют; и святителем их поставити – ино противно священным прави- лом, а не поставити – святыя церкви без пения будут, а православ- ные християне учнут без покаяния умирати. И святителем избирати по священным правилом … а грамоте бы умели, чтобы могли церковь божию здержати и детей своих духовных, православных кре- стьян, управити могли по священным правилом. Да о том их святи- тели истязуют с великим запрещением: почему мало умеют грамоте, и они ответ чинят: мы-деи у своих отцов учимся или от своих ма- стеров, а инде деи нам учитися негде; сколько отцы наши умеют и мастеры, по тому и нас учат, а отцы их и мастеры и сами потому же мало умеют, и силы в божественном писании не знают; а учитца им негде. А прежде сего в российском царствии на Москве, и в великом Новеграде, и по иным городом многие училища бывали, грамоте, и пи- сати, и пети, и чести гораздых много было …
Глава 36. О училищех книжных по всем градом. И мы о том по цар- скому совету соборне уложили: в царствующем граде Москве и по
Дата добавления: 2016-03-30; просмотров: 1643;