Способ обнажения оружия
Сначала вынимают шпагу в соответствии с приемами школы сценического боя, затем кладут левую руку на рукоять даги и, обнажая ее, меняют стойку вперед или назад в зависимости от дистанции или размещения актеров на сцене. Можно обнажить шпагу стоя на месте, не принимая положения боевой стойки, что очень удобно для произнесения реплик: сначала выхватывается из ножен шпага, а затем дага, ноги расставлены в стороны, лезвия обоих оружий направлены вперед.
Дага — подсобное оружие: ее использовали главным образом для защиты, поэтому обнажать ее имело смысл тогда, когда шпага была уже обнажена. В бою, в случае если шпага выбита из рук или сломалась, можно было перехватить дагу в правую руку и, используя ее как шпагу, продолжить бой.
Несмотря на то что дагу держали в левой руке, защиты, выполняемые ею, были точнее, чем защиты тяжелой шпагой. Движения нападения, наоборот, выгоднее было выполнять шпагой: она длиннее и могла ранить противника, находящегося довольно далеко. Шпага и колет, и рубит, что даге недоступно, так как дага — только колющее оружие. По координации движений этот вид боя достаточно труден и отличается большой скоростью.
Для этого вида борьбы типично одно из самых сложных видов перемещений в пространстве, поскольку техника защит оружием (точнее, отводы клинка противника) не была еще достаточно разработана. Если они и возникали в бою, то, скорее, чисто интуитивно. Только с середины XVII столетия техника защит и атак получила свое обоснование.
Упражнение № 181. Боевая стойка
Основная стойка — левая нога впереди. Она тождественна стойке в бою на мече со щитом. Положение это было привычным и потому удобным.
Построение: в одну шеренгу. Исходное положение: свободная стойка.
Техника исполнения. По команде «За шпагу — вынимай!» следует обнажить шпагу простым бытовым способом, не меняя положения ног, затем по команде «За дагу — вынимай!» надо обнажить дагу левой рукой, чуть согнув левую ногу. Получается положение полувыпада, создающего впечатление атаки. Это положение называется «стойка нападения». Противоположное положение — «стойка обороны»: правая нога согнута, а левая нога — прямая.
Методические указания. Стойка обороны и стойка нападения, в сочетании с перемещениями, создают эффектные сценические положения, в рисунке боя на шпаге с дагой. Тяжесть вооружения заставляла, главным образом, применять шаги, перемену стойки и уклонения. Гораздо реже употребляются различного рода прыжки. При обычной стойке тело держится вертикально, в стойке нападения наклоняется вперед, а в стойке обороны — назад.
Из положения стойки нападения удобнее выполнять повторные и вздвоенные атаки. Действовать можно, подтягивая вперед сзади стоящую ногу и повторяя выпад или делая выпад сзади стоящей ногой. Это легко выполняется, так как тяжесть тела находится на левой впереди стоящей ноге. Передвижения необходимо проработать также и из правосторонней стойки (рис. 107).
После изучения передвижений из правосторонней стойки необходимо тренировать передвижения, меняя стойку. Это приучает студентов к координации, что очень важно для освоения данной сложной техники фехтования.
Левая рука находится в таком же положении, как и правая, а именно: локоть согнут, подвернут под гарду даги, кисть держится ладонью внутрь, на высоте груди; острие даги — примерно на высоте шеи партнера. Рука вытягивается вперед настолько, чтобы концы клинков оказались на одном уровне и создавали одну линию.
Правая рука со шпагой находится в положении, очень близком к положению меча, но несколько больше вытянута вперед, с таким расчетом чтобы острие шпаги совпало с острием даги и чтобы оба оружия оказались против середины груди противника.
В боевой правосторонней стойке правая рука окажется ближе к партнеру, а так как шпага в два раза длиннее даги, то поневоле будет в соединении с противником — дага соединение потеряет. Правосторонняя стойка в бою — это промежуточное положение.
Упражнение № 182. Перемены стойки вперед и назад
Построение: парное. Исходное положение: левосторонняя боевая стойка.
Техника исполнения. По команде «Моя — стойку вперед, противник назад — перемени!» партнеры выполняют задание. Оба окажутся в положении правой стойки, даги отойдут назад, а шпаги будут в верхнем наружном или внутреннем соединении. В последующей перемене стойки шпаги разъединятся, и партнеры вернутся в левостороннюю стойку.
Методические указания. Надо менять команды перемен стойки для обоих партнеров — это необходимо для тренировки внимания и координации. Но следует знать, что это только упражнение, что в бою может возникнуть ситуация, когда один партнер будет в левой стойке, а другой — в правой.
Передвижения
Все виды передвижений типичны для этого вида боя, но очень важно тренировать перемещения вправо и влево, уделяя особенное внимание на перемены стойки.
Позиции
Шпаги сохраняют преимущественно шестую позицию, иногда вторую и пятую. Указанные позиции относятся к левосторонней
стойке. В правосторонней стойке шпага имеет все позиции, свойственные школе сценического боя. Даги принимают следующие позиции: вторую, третью, пятую и даже шестую.
Они находятся в полной аналогии со шпажными защитами, как если бы шпага была в левой руке. Положение позиций является конечным положением защит.
Соединения дагами
Вдагах, если их клинки соприкасаются, может быть только два соединения: третье и реже второе.
Дата добавления: 2016-02-16; просмотров: 827;