Семья и родство – вторичные социальные институты.
Брак, родство, семья
Родство – основа социальной связи индивида и группы, где начинает формироваться зачатки социальной структуры общества. Вначале простого, а затем сложного. Именно здесь человек впервые – онтогенетически и филогенетически – принимает на себя известные обязанности, получает определенные права, которые в совокупности называются статусом, а также приучается выполнять социальные роли.
Система родства – очень сложная, многоярусная и разветвленная социальная сеть, связывающая воедино родственников по крови и родственников по закону. Кровнородственные отношения связывают между собой всех людей, наследующих – полностью или частично – генетическую структуру, в частности мать и дочь, отца и сына, братьев и сестер. Родственные отношения по закону возникают благодаря тому, что два генетически разных человека, не имеющих общего предка, заключают между собой брачный договор по поводу создания семьи, рождения и воспитания детей. Муж и жена, приемные дети и социальные родители – яркие тому примеры.
Таким образом, семья и родство возникают на основе и после заключения брака. В связи с чем мы имеем право заключить:
Брак – первичный социальный институт
Семья и родство – вторичные социальные институты.
Их можно называть также производными институтами, поскольку семья и родство выступают следствием, а брак – причиной. При этом совершенно неважно, как оформляется или заключается брак: по устной ли договоренности (самих брачующихся либо их родителей), на основе государственной записи в официальных документах, гражданский или официальный брак, имел ли он церковное освещение или нет, и т.п. Важно то, что соединение мужчины и женщины произошло раньше соединения двух родственных кланов – мужа и жены. И раньше рождения их единокровных потомков.
Три фундаментальных института возникли очень рано и существуют на всех этапах исторического развития человеческого общества. Подчеркнем оба слова – человеческого общества. Как было установлено нами выше, на двух эволюционных фазах – стадо предлюдей и стадо людей – таких институтов в принятом здесь смысле слова еще не было. Хотя по времени этот период занимал очень большой отрезок.
Разумеется, какие-то биологические и социальные предпосылки возникли еще тогда. Но только предпосылки. Придется особо настаивать на данном положении, и вот почему. У социальных животных, а тем более несоциальных, семьи и родства не существует, хотя и там ученые обнаруживают брачные пары, существующие короткое или длительное время. Самка и самец сходятся вместе для производства потомства и вскармливания потомства. Неважно, разойдутся они после этого или останутся вместе для того, чтобы еще раз попытаться вывести молодь. Выражение «львиная семья» и подобные ему термины уместны только в переносном смысле, как научные метафоры, позволяющие провести сравнение человеческого общества и животного мира с целью лучше понять то и другое. Вскармливание не тождественно воспитанию, обучение навыкам полета или охоты не эквивалентно социализации, поскольку последняя обозначает длительный процесс усвоения социальных ролей и освоения культурных норм. Ничего подобного нет у животных. Как нет у них бабушек и дедушек, тетей и дядей, племянников и двоюродных сестер, а без них нет и родственной системы.
Антропологи интересуются системой родства, баком и семьей потому, что, сравнивая разные стадии эволюции, они могут обнаружить некие универсальные структуры и образцы поведения людей. Они позволяют себе составлять обширные каталоги форм и типов семейно-брачно-родственных институтов, встречающихся у разных народов и в разные исторические эпохи. Получается удивительно интересный материал – своего рода свадебный атлас мира.
Мы совершим небольшое путешествие, во-первых, вдоль оси исторического времени и заглянем в самые разные, тем более очень удаленные от нас, эпохи, во-вторых, прогуляемся вдоль широт и меридианов, заглянув в различные уголки планеты в поисках экзотических экземпляров.
Дата добавления: 2016-03-30; просмотров: 1916;