Культурология в системе наук

Пространство культуры

Гуманитарное знания охватывает искусство, литературу, музыку, танцы и другие формы творческого самовыражения. Традиционно они проходили под вывеской “изящных искусств”, знание которых были необходимы человеку для того, чтобы он считался “культурным”. Но антропология расширяет определение культурного, распространяя его дальше элитарного значения, присущего людям, имеющим университетское образование, хорошее воспитание и утонченные вкусы. Для антропологов культура не замыкается рамками элиты или другой социальной группы. Любой человек способен приобщиться к ней благодаря инкультурации- такому социальному процессу, через который человек изучает и передает культуру другим поколениям. Все творческие формы выражения, такими образом, представляют потенциальный интерес как продукты и документы культуры. Благодаря такому расширению трактовки культуры акценты в ее изучении смещаются с изящных искусств и элиты к народному искусству и творческому выражению масс.

 

Глава 1 Научный статус культурологии

Культурология не является монодисциплиной в том смысле, что ее содержание не покрывается какой-либо одной наукой. Но если культурология несводима к антропологии, философии или искусствоведению, то это вовсе не означает, что проблематика данных наук не входит в предметное поле культурологии. Напротив, все они, и не только они, активно питают ее своими методами, теоретическими и эмпирическими достижениями. Целесообразно подробнее остановится на антропологическом круге наук, а искусствознанию посвятить самостоятельные главы.

 

Культурология в системе наук

Культуру надо пониматься как сложносоставное явление, включающее тысячи элементов, черт, форм и разновидностей. Культура настолько сложный объект, что одной на­уке изучить его не по силам.

У культурологии, как и у любой другой науки, есть как бы ближние и дальние родственники. С одними она соприкасается чаще и больше перенимает от них, с другими это происходит от случаю к случаю. Так, физика и химия относятся к дальним родственникам, а археология и социология – к ближним.

Культурология больше всего перенимает именно у ближних родственников. Да иначе и быть не может. Археологи, раскапывая курганы, в изобилии предоставляют культурологам мертвые предметы культуры - отголоски старины. Описывая их своими средствами и на свой манер, культурология создает культурологическую теорию. Хотя археологи, обрабатывая добытый материал, создают собственную теорию, объясняющую их происхождение и функции. Объект один, а теоретических объяснений много. Такое допустимо в науке. Более того, это норма науки.

Социология, описывая не древнее, а современное общество, поставляет культурологии не меньше данных. Например, о том, какие слои общества или группы населения чаще или реже посещают театр, кино, дискотеки.

Культурологи с удовольствием пользуются эмпирическими данными социологии, но интерпретируют их по-своему: с точки зрения культуры. И социологи не выбрасывают добытое на свалку - они создают по поводу редкости или частоты посещения театра свою теорию. Но это уже будет чисто социологическая теория, ибо для нее главное - объяснить культурную деятельность различных групп населения с точки зрения не культуры, а социальной структуры общества. И здесь мы сталкиваемся с похожей ситуацией: объект один, а теорий много.

Обобщая сказанное, можно сделать вывод, который наверняка сослужит вам добрую службу, когда вы попытаетесь разобраться в специфике культурологии как системы знания, в отличии ее предмета и объекта от предметных областей других дисциплин.

 

Правило таково:

Большинство научных методов, приборов и тому подобное нейтральны по отношению к данной науке. Наблюдением как методом сбора информации пользуются психологи, социологи, экономисты, физики, культурологи и другие специалисты. То же самое можно сказать об эксперименте и опросе. Все они междисциплинарны и общенаучны.

 

Отсюда следует, что если культуролог вдруг применил анкетный опрос, то он вовсе не стал социологом. Ибо к социологии опрос имеет такое же отношение, как к культурологии или психологии. Впечатление о социологичности опроса складывается у людей потому, что социологи чаще и удачнее им пользуются. И всего лишь.

Специфичность науки определяется не методом и даже не объектом, а предметом исследования. Мы уже знаем, что объект может быть один, а теорий много. На человека как на объект изучения одинаково внимательно смотрят философы, психологи, социологи, антропологи, педагоги и другие специалисты. Но что они в нем видят? Каждый - свое. Так вот угол зрения определяется предметом исследования. Иначе говоря, предмет – это определенный аспект, сторона объекта, взятая данной наукой в качестве главной.

В человеке психолога интересует его душа, врача – тело, социолога –социальные роли. Философ и культуролог найдут в нем свой угол зрения. А как вы думаете, какой именно?

Объяснение и интерпретация эмпирических данных, добытых нейтральным методом с общего для всех наук объекта, создает специфическую для данной науки, не общую и не нейтральную, теорию.

Итак, измеряют три параметра (слагаемых) любой науки:

 

 

Использование конкретных объектов (людей, средства транспорта, предметов быта) не раскрывает специфики конкретной науки. Ни у одной науки нет монополии на тот объект, который она больше всего изучает. И еще: назвав объект, нельзя сказать, что он только или исключительно физический, социологический, антропологический и тому подобное.

Использование данного метода, будь то анкетирование, интервью, наблюдение, анализ документов, эксперимент, анализ статистики или теоретический анализ, не раскрывает специфики конкретной науки. Ни у одной науки нет монополии на перечисленные методы. Любая из них может пользоваться описанием и измерением. Даже философия, которая вечно витает в облаках. Все стремятся к точному измерению объекта, но делают это, выбирая наиболее доступный, приемлемый для каждой науки метод сбора данных.

А вот то, что видят и как понимают показания приборов ученые, каким они видят объект, измеренный или описанный при помощи выбранного метода, характеризует:

а) предмет исследования;

б) специфику науки.

Культурология сформировалась на пересечении различных наук, изучающих лишь различные аспекты, фрагменты того, что культурология изучает в единстве. Она, если можно так выразиться, мыслит крупными блоками. Она объясняет культуру не только во всем многообразии ее проявлений, но и как целостный феномен, способный развиваться самостоятельно, вне зависимости от политических, экономических или социальных факторов. Независимо, разумеется, до определенной степени.

Опираясь на достижения родственных ей дисциплин, культурология включена в общую систему научного знания и занимает в ней строго определенное место. В содру­жестве с другими, родственными ей, дисциплинами философией, психологией, искусствознанием, ан­тропологией, литературоведением, этнографией и другими науками она образует подсистему системы научного знания культурологическое знание, или знание о культуре.

 








Дата добавления: 2016-03-30; просмотров: 1321;


Поиск по сайту:

При помощи поиска вы сможете найти нужную вам информацию.

Поделитесь с друзьями:

Если вам перенёс пользу информационный материал, или помог в учебе – поделитесь этим сайтом с друзьями и знакомыми.
helpiks.org - Хелпикс.Орг - 2014-2024 год. Материал сайта представляется для ознакомительного и учебного использования. | Поддержка
Генерация страницы за: 0.007 сек.