Практическое занятие. 1. Эксперимент: "приватизация" принадлежащего преподавателю права на запрещение вредного использования свободы слова и действий студентов во время
1. Эксперимент: "приватизация" принадлежащего преподавателю права на запрещение вредного использования свободы слова и действий студентов во время занятий.
2. Обсуждение результатов эксперимента: природа возникающих при обмене трансакционных издержек.
3. Объяснение природы и величины трансакционных издержек на примере, знакомом студентам из повседневной жизни (приобретение товаров повседневного спроса, учебника и т.д.).
Разговор о теореме Коуза и трансакционных издержках лучше всего построить вокруг конкретных примеров. Предметом для обсуждения может стать, например, организация практических и лекционных занятий и распределение правомочий между студентами и преподавателем, на котором она основана. Учебный процесс строится на основе передачи студентами преподавателю права контроля своих знаний и права на запрещение вредного использования своих слов и действий (ограничение времени допустимого опоздания, ограничение шума в аудитории, запрет на некоторые действия во время занятий). Именно закрепленное за преподавателем право на запрещение вредного использования и становится предметом торга, иллюстрирующего теорему Коуза.
Для начала требуется выяснить, запрет или ограничение каких действий вызывает наибольшее несогласие студентов: опоздание на занятие, обмен репликами, курение, свободное перемещение по аудитории, потребление пищи и напитков и т.д. Затем определяется, кто конкретно из студентов не согласен с этим ограничением, а кто, напротив, понимает его полезность для успешной организации занятий. Наконец, преподаватель предлагает "приватизировать" принадлежащее ему право на запрещение вредного использования – он выставляет его на торги. Студентам, не согласным с ограничениями, предлагается написать на листке бумаги вместе с фамилией ту сумму, которую они готовы заплатить за выкуп у преподавателя права на запрещение вредного использования в течение одного занятия. Далее, студентам, соглашающимся с необходимостью ограничений, предлагается сделать то же самое, т.е. выкупить на торгах право на запрещение вредного использования с тем, чтобы оно не попало в руки "недовольных". Та группа студентов, которая предложит в сумме наибольшую цену, и получит искомое право. Учитывая, что речь идет о небольших суммах (как показывает практика, в пределах нескольких рублей), они должны быть выплачены победившей в аукционе стороной и использованы по согласованию со всеми студентами.
В эксперименте интересен и результат, и его обоснование. Что касается результата, то чаще всего сохраняется status quo – несогласные с ограничением свободы своих действий оказываются неспособными выкупить право на запрещение вредного использования свободы своих действий. Иными словами, несмотря на отсутствие в обычном случае торгов и свободного обмена правомочиями, право на запрещение вредного использования находится у наиболее эффективного собственника – преподавателя. Эксперимент представляет собой не только способ проверить оптимальность заданного распределения правомочий, он помогает понять природу трансакционных издержек, возникающих при их обмене. Во-первых, в рассматриваемой ситуации трансакционные издержки отличны от нуля, но не запретительно высоки, ведь торг все-таки состоялся. В частности, здесь присутствуют издержки ведения переговоров (издержки ex post возникнут на следующем практическом занятии, если право запрещения вредного использования все же будет выкуплено). Во-вторых, природу возникающих издержек правильнее всего объяснять на основе теории общественного выбора. Действительно, информационная асимметрия относительно права на запрещение вредного использования между участниками торга минимальна. Все участники торга действуют в рамках одного и того же соглашения, точнее, в рамках компромисса между соглашением о творческой деятельности и рыночным соглашением (предполагается, что обмен правомочиями послужит оптимизации учебного процесса). Поэтому единственным препятствием в обмене остается невозможность ни для "недовольных", ни для согласных со status quo, быстро выработать согласованную позицию и выступать "единым фронтом". Чтобы убедиться в сложности согласования, достаточно взглянуть на дисперсию заявленных сумм и на зависимость заявленной суммы от того, с кем вместе сидит студент. Для этого было бы полезным отразить величину заявок на общей схеме размещения студентов в аудитории. Как правило, разброс меньше у соседей. И для "недовольных" студентов, и для "согласных" выкуп правомочия обладает характеристиками общественного блага, вследствие чего каждый из студентов заинтересован минимизировать свой вклад34. Торг совершается лишь благодаря небольшому количеству участников и персонифицированным отношениям между ними, т. е. на объясненном на лекции графике зависимости трансакционных издержек от количества участников торга рассматриваемый случай попадает в интервал AB.
Вопросы для повторения
1. Проинтерпретируйте следующий тезис К. Маркса: "Чтобы данные вещи могли относиться друг к другу как товары, товаровладельцы должны относиться друг к другу как... частные собственники"35.
2. В чем заключаются экономические преимущества концепции собственности общего права, предполагающего делимость права собственности, по сравнению с концепцией гражданского права?
3. Имеет ли теорема Коуза, исходящая из предпосылки нулевых трансакционных издержек, какое-либо практическое значение? Ведь в любой реальной экономической системе трансакционные издержки отличны от нуля.
4. Из курса микро- и макроэкономики хорошо известно понятие ликвидности денег. Как ликвидность соотносится с трансакционными издержками и что можно сказать по поводу величины трансакционных издержек, связанных с использованием денег?
5. Русский правовед Иван Ильин, в частности, писал: "Институт частной собственности может быть необходим, целесообразен и верен; но наличное распределение имущества – может быть неверным и нецелесообразным"36. Какие факторы следует принять во внимание при обсуждении "эффекта дохода", связанного с тем или иным распределением прав собственности?
6. Согласны ли вы с утверждением Ричарда Познера о том, что "логика права в действительности имеет экономический характер"37? Согласно этому тезису, исчерпывающую оценку состояния правовой системы может дать лишь анализ ее экономической эффективности, ее "способности обеспечить эффективное распределение (аллокацию) ресурсов".
Основная литература
Капелюшников Р. Экономическая теория прав собственности. М.: ИМЭМО, 1990.
Коуз Р. Проблема социальных издержек / Фирма, рынок и право. М.: Дело, 1993. С. 87-169.
Норт Д. Институты, институциональные изменения и функционирование экономики. М.: Начала-Пресс, 1997. Гл. 4.
Уилъямсон О.И. Экономические институты капитализма. Фирмы, рынки, "отношенческая" контрактация. СПб.: Лениздат, 1996. Гл. 1. С. 48-90.
Дополнительная литература
Гражданский кодекс Российской Федерации. Ч. I-II. М.: Норма-Инфра-М, 1996. Гл. 4 "Юридические лица".
Малахов С. Трансакционные издержки и макроэкономическое равновесие // Вопросы экономики. 1998. № 11.
Малахов С. Некоторые аспекты теории несовершенного конкурентного равновесия (двухфакторная модель трансакционных издержек) // Вопросы экономики. 1996. № 10.
Шаститко А.Е. Внешние эффекты и трансакционные издержки. М.: Экономический факультет МГУ-ТЕИС, 1997.
Posner R.A. The Economic Approach to Law // Texas Law Review. 1975. Vol. 53. P. 757-782 (перевод: Познер Р. Экономический подход к праву/Право и экономика. М.: Изд-во ГУ-ВШЭ, 1999).
Дата добавления: 2016-03-27; просмотров: 551;